Воспитательная работа со студентами-иностранцами – важная составляющая создания привлекательного имиджа Казахстана
На кафедре языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев факультета довузовского образования Казахского национального университета имени аль-Фараби проходят обучение слушатели из многих стран мира: Китая, Кореи, Турции, Ирана, Афганистана, Японии, Вьетнама, Индии, стран Европы, Америки... Все они, так или иначе, связывая свою жизнь с нашей страной, нуждаются в знании языка: казахского или русского.
Проходящий обучение на факультете иностранный гражданин получает в стенах университета не только знания, связанные с умением общаться на русском или казахском языке. Преподавателями в полном объёме решаются проблемы социальной адаптации студентов-иностранцев. Именно социальная адаптация является основной целью комплекса воспитательных мероприятий на факультете. Иностранцы, проходящие обучение на факультете, представители разных, непохожих друг на друга государственных систем. Перед преподавателями стоит задача объединения слушателей в одну семью единомышленников в пределах учебной группы, студенческого общежития и в целом факультета, несмотря на их прежние, иногда ошибочные представления друг о друге и о Казахстане.
Социально-культурные условия наших стран разные, порой диаметрально противоположные. Слушатели-иностранцы, приезжая на учёбу, оказываются в совершенно ином, со всех точек зрения, мире. Помогает же им адаптироваться в новых условиях, в первую очередь, грамотно построенный учебный процесс, кропотливая работа преподавателей предметников, мероприятия, организованные кураторами-эдвайзерами учебных групп. Все предметы, включённые в учебный план, носят междисциплинарный характер. В своём единстве они создают широкое социально-культурное образовательное пространство и являются источниками социально-культурной информации.
В процессе преподавания учебных дисциплин, включённых в программу подготовки иностранного слушателя, в канву учебного материала органично вплетена кропотливая воспитательная работа, которая абсолютно не похожа на то, что делают кураторы-эдвайзеры на других факультетах. С первых дней пребывания в стенах Казахского национального университета имени аль-Фараби иностранный гражданин получает всестороннюю помощь своего куратора-эдвайзера, других преподавателей кафедры, а также работников деканата. С одной стороны воспитательная работа – это самостоятельное направление работы преподавателей. С другой стороны, именно воспитательная работа способствует реализации принципа параллельности усвоения языка и понимания многонациональной культуры Казахстана. Таким образом, процесс воспитательной работы непрерывен и органично включён в ежедневную работу преподавателя, работающего с иностранными слушателями и студентами. Это и прохождение медицинского осмотра, и правила проживания в общежитии, и вопросы регистрация, и умение пользоваться библиотекой и читальным залом, и разъяснение правил нахождения иностранного гражданина в Казахстане в целом, и в учебном заведении, в частности, и необходимость соблюдения учебной дисциплины... Со всеми возникающими проблемами студент-иностранец обращается к своему преподавателю, т.е. к куратору-эдвайзеру.
Большое значение для успешного учебного процесса имеет создание в учебной группе атмосферы сотрудничества, взаимопонимания людей разных национальностей, представителей разных религий, культур и традиций. И тут главная роль отводится куратору-эдвайзеру группы. Его роль трудно переоценить. Именно от него зависит, смогут ли совершенно разные ребята стать близкими друзьями, ведь много времени они проводят вместе в учебной аудитории. И конечно, нельзя не отметить, что именно на преподавателе русского и казахского языка как иностранных лежит ответственность за создание положительного образа не только университета, но страны в целом.
Как же достигаются эти цели? В сфере воспитательной деятельности на кафедре сложились свои традиции. Основной преподаватель учебной группы, обучающий лексике, грамматике, письму, чтению, одновременно является её куратором, обязанности которого вне аудитории весьма широки и разнообразны. С самых первых дней пребывания в стенах университета куратор-эдвайзер становится опекуном слушателя-иностранца. Студент-иностранец нуждается во всесторонней помощи, начиная от простых бытовых вопросов, заканчивая соблюдением юридических правил пребывания в чужой стране. С первых дней необходимо объяснить иностранному гражданину тонкости миграционного законодательства, чтобы впоследствии у него не было никаких проблем в этой связи.
Кафедра проводит традиционные мероприятия в течение учебного года. В их подготовке, проведении активное участие принимают сами студенты. Первым большим мероприятием является фестиваль языков и культур «Давайте познакомимся!», на котором обучающиеся показывают свои таланты. Фестиваль этот проходит в преддверии Нового года. С каким удовольствием молодые люди готовятся и выступают на своих родных, казахском и русском языках: рассказывают стихи, поют песни, ставят театральные сценки, устраивают популярные сейчас флешмобы! Стоит студентам посмотреть на своих друзей в качестве артистов и уже на последующие концерты нет отбоя от желающих показать свои таланты. А ведь во втором семестре проходит празднование Наурыза в масштабах факультета и университета. Вот уж где можно не просто выступить, но и продемонстрировать национальные костюмы и традиции своего народа. И, конечно, воочию увидеть и принять участие в большом национальном празднестве казахского народа. В честь Наурыза в общежитии, где проживают студенты, организовывается ещё один фестиваль – Фестиваль национальных блюд. Китайская, корейская, японская, афганская, монгольская, испанская и др. кухни ярко представляются учащимися. А затем всё это разнообразие вместе съедается под аккомпанемент песен и танцев. В конце учебного года преподаватели организуют прощальный концерт «До свидания, до новых встреч!», на котором тоже главными героями являются слушатели кафедры.
Студенческая жизнь студентов, обучающихся на кафедре языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев интересна и познавательна. Кроме основных, вышеперечисленных мероприятий в стенах университета, в течение учебного года студенты выезжают на экскурсии в живописные окрестности, которых в Алматы не мало. Озеро Иссык, высокогорный каток в урочище Медео, горнолыжная база Чимбулак, Бутаковское ущелье, Большое Алматинское озеро, Тургеньский водопад... А ещё вниманию студентов предлагаются поездки в исторический город Туркестан и столицу страны город Нур-Султан. Не говоря уже о том, что за год они хорошо узнают сам город Алматы, т.к. ими посещаются все культурные, развлекательные центры. Всё это под непосредственным руководством работающих на кафедре Центра «История и культура края», а также краеведческих клубов «Казахстановедение» и «Саяхат». Для координации воспитательной работы, помимо упомянутых, на кафедре созданы и успешно работают и другие клубы по интересам: театральный клуб «Мельпомена», музыкальный клуб «Көңілді әндер», клубы межкультурной коммуникации «Тілмен таным» и «Глобус», клуб любителей русской литературы, клуб «Пойдём в кино!» и другие. Названия клубов говорят сами за себя. Каждый студент может найти для себя что-то интересное и близкое. Мероприятия подобного рода позволяют наиболее полно и достоверно формировать представление иностранцев о стране обучения, дополняя знания аудитории, создавая положительный имидж государства в целом, а также его многонационального народа. В результате этой большой работы к концу периода обучения студенты кафедры становятся одной большой дружной семьёй. И эта одна из целей, к достижению которой стремятся преподаватели, принимая новых слушателей в начале учебного года.
Активная позиция куратора-эдвайзера, каждого преподавателя факультета, осознающего, что от его ежедневной работы зависит создание положительного имиджа Республики Казахстан и, конечно, Казахского национального университета им.аль-Фараби, является обязательным условием работы с иностранными гражданами. Принципы толерантности, транспарентности, интернационализма, уважения к традициям, укрепление доверия к внутренней и внешней политике нашей страны, являются актуальными в повседневной работе преподавателей кафедры языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев. Иностранный гражданин, находясь в стенах университета, воочию наблюдает, что в нашей стране не на словах, а на деле работают эти принципы.
А.К.Ахмедова
старший преподаватель кафедры языковой
и общеобразовательной подготовки иностранцев
КазНУ им.аль-Фараби
Воспитательная работа со студентами-иностранцами – важная составляющая создания привлекательного имиджа Казахстана
- ramuk_b
- 13 желтоқсан 2021
- 503
- 0
- 0
Ілмек сөздер: кафедра языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев
Ұқсас жаңалықтар:
Знакомим иностранных слушателей с новейшей историей Казахстана
Казахский национальный университет имени аль - Фараби начал принимать первых иностранных студентов в середине 80 - ых годов прошлого столетия. Именно...Знакомимся с новейшей историей Республики Казахстан.
Кафедра языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев Казахского национального университета имени аль - Фараби занимается обучением студентов...Встретимся в университете!
Кафедра языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев факультета довузовского образования Казахского национального университета имени аль -...Трансформация учебно - воспитательной работы с иностранными слушателями на ...
В 2020 году кафедре исполняется 35 лет. На кафедре языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев факультета довузовского образования КазНУ...Особенности воспитательной работы с иностранными студентами
Иностранные граждане, приехавшие на учебу в Казахстан из других стран, с первых дней пребывания в вузе находятся в непривычной для них...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.