Алматы «Атамұра». 2 класс
Литературное чтение.
Тема: Сказка. Виды сказок. «Лисичка со скалочкой». Русская народная сказка
Цель: дать представление об устном народном творчестве, его основном жанре - народной сказке; пробудить интерес и воспитать любовь к устному народному творчеству; повторение известных детям сказок: о животных, волшебных, бытовых. Познакомить с народной сказкой; пробудить интерес к сказкам, использовать воспитательный потенциал сказки.
Задачи урока: познакомить с жанром сказки, ее осо¬бенностями, видами сказок. Слушание и чтение сказки «Лисичка со скалочкой», главным персонажем которой является лиса.
Эпиграф к уроку: Сказка от начала начинается, До конца читается, В середке не перебивается.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Психологический настрой
III. Видеоматериал..
(Показ фрагментов сказок). Отгадай эти сказки. Кто узнал сказку?
Работа над новой темой урока. Что такое сказка? Сказка - основной жанр устного народного творчества, художественное произведение с вымышленным сюжетом и героями. Какие бывают сказки?
1. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ Герои: животные, птицы, иногда растения.
2. СКАЗКИ ВОЛШЕБНЫЕ Вымышленный герой, персонаж (помощник, советчик).
3. СКАЗКИ БЫТОВЫЕ И Умник «дурак»,
4. СКАЗКИ ДОКУЧНЫЕ Хитрец, шут.
Как строится сказка? Знакомство с композицией
Сказки всегда начинались с присказки, задача которой состоит в том, чтобы подготовить слушателя к слушанию, дать верную сказочную установку. Неожиданная! дразнящая присказка вовлекает в сказку то игрой слов, то плясовым ритмом. Ребенок думает, что уже началась сказка, но нет, это только присказка, сказку жди впереди!
Ай, ду - ду, ду - ду, ду - ду, Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу... И пошли чудеса: Засинели небеса, Вышли в море паруса, Встали темные леса, А в лесной избушке Затопилась печь - Пироги с морошкой Начал зайка печь. Пирогов покушай. Сказочку послушай. Но это лишь присказка, Сказка будет впереди.
Присказка настраивает на внимательное слушания сказки.
Зачин - начало сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве...». В нем указывается место действия, которое всегда неопределенно, перечисляются действующие лица, и дается формула завязки, которая определяет дальнейший ход сказки.
Концовка или развязка - это благополучное решение тяжелой задачи возвращения домой, приобретения искомой вещи, всегда завершающаяся шумным пиром или се - мейным застольем, на котором иногда присутствует и сам рассказчик.
Умение находить и выделять элементы композиции в тексте закрепляется на текстах сказок в процессе их чтения.
3. Викторина «Знаешь ли ты эту сказку». Отгадайте, по словам название сказки.
Лягушка, стрела, болото. («Царевна - лягушка») Печь, щука, царевна. («По щучьему веленью») Лиса, журавль, кувшин. («Лиса и журавль»).
4. Конкурс на лучшего знатока сказок. Отгадай, кто это?
1) Конь ретивый, шелкогривый, Скачет полем, скачет нивой, Конь росточком малый,
Но зато удалый. (Конек - горбунок)
2) Красна девица, грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
3) Бабушка девочку очень любила, Красную шапочку ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите мне имя ее. (Красная Шапочка)
4) Бабуся знает целый свет, Ей отроду лишь триста лет. Там, на неведомых дорожках, Дом ее на курьих ножках. (Баба Яга)
5) Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Иван - дурак)
2. Вызов.
Мы начинаем чтение народных сказок. Отгадайте загадку, о какой сказке и о ком пойдет речь? Желтая хозяюшка из лесу пришла. Всех кум пересчитала и с собой унесла.
Ну, конечно, это лиса. (Учитель вывешивает рисунок лисы.) Какие черты характера лисы названы в загадке? (Ведет себя уверенно, даже нагло, как хозяюшка, хотя таковой и не является. Уносит то, что ей не принадлежит кур, которых пересчитала, как хозяйка.)
Какие сказки про лису вам известны? (Учащиеся вспоминают сказки «Лисица - сестрица и серый волк», «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Заинькина избушка».) Какой вы увидели лису в этих сказках? (Учащиеся называют основные качества лисы хитрость, жадность, наглость)
Викторина. Какие сказки о лисе вы знаете?
1) Идет лисичка - сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: терем - теремок! Кто в тереме живет?
2) А она им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» Собаки испугались и убежали!
3) Лиса влезла на чердак и до половины мед - то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь - то ее и спрашивает: «Кума, а кума, как назвали - то?»
4) Пустили ее. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думки думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: Я полезу на сосну. А мне что же делать? - спрашивает волк. - Спрячь меня, Михайло Иванович, куда - нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.
А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучу и уселась на дорогу, кушает себе. Приходит к ней Серый ВОЛК.
3. Развитие речи: Составьте устное описание лисы. Какой вы ее представляете? (Учащиеся описывают лису.) Какой увидел лису писатель К. Д. Ушинский? (Читает текст К. Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна».)
«У кумушки - лисы зубки остры, рыльце тоненькое, и п. п на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
"Кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется,
Рыжий пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. Роет норы, умница, много входов в них и выходов, кладовые есть,
теплая спаленка, мягкой травушкой выстланы. Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса, постница: любит курочек, любит уточек, свернет шею жирному, не помилует и кролика». Какие качества характера лисы подметил писатель? Попадает ли его представление о лисе с образом лисы в сказках?
4. Работа над сказкой «Лисичка со скалочкой».
1) Чтение сказки.
2) Анализ сюжета и действующих персонажей сказан О чем и о ком рассказала нам сказка? Какой же предстает перед нами лиса в сказке «Лисичка со скалочкой»? Попросилась лиса в гости переночевать? Почему ее пустили переночевать? Какой она представилась хозяевам? (Ласковой, стеснительной: «Да я не потесню вас: Прилягу на лавочку, хвостик под лавочку, а курочку под печку». Какие слова, сказанные лисой, рисуют её как ласковую, милую лисичку - сестричку?
Когда же мы увидели настоящий, истинный характер лисы? Ночью: вот лисица вскочила, сожгла свою скалочку, а утром и спрашивает: «Где же моя скалочка?» Сколько раз лисице удавалось обмануть людей? Что он говорила? А что делала ночью? И почему люди верили ей? Когда же пришел конец хитростям лисы? (Когда мужик стало жалко отдавать свою дочку.) Как была наказана лиса? Какой вы увидели лису? Хитрой, наглой, лживой. А в каком случае лиса показала себя глупой и неумной (Тогда, когда она отдала свой хвост собаке.) Знаете ли вы, чем закончилась сказка? Вот лежит лиса в норке спрашивает: — Глазки мои глазки, что вы делали? - Мы глядели, лисонька, глядели, чтоб тебе убежать. - Ушки мои ушки, а вы что делали? - А мы. слушали, слушали чтобы собаки тебя не догнали. - А ты, хвост, что делал: А я, лиса, тебе мешал бежать, по пням и кустам цеплялся. — Ах так, сказала лиса, вот тебе, берите собаки, ешьте его. Высунула лиса хвост из норы, а собака ухватилась за хвост, да и давай ее трепать!
1. Рефлексия. Работа в тетради. Сегодня мы познакомились с одним из главных героев сказки «Лисичка со скалочкой». Какой вы увидели лису? Выберите слова, характеризующие лису. Двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая, привлекательная, рыжая, злая. Обманывает, крадет, убегает, поет, танцует, лукавит, льстит, угождает, притворяется. Воровка, трусиха, певица, плясунья, подлиза, лгунья, притворщица, хитрюга.
2.Учащиеся проводят самооценку сказки по пословице:.. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
6. Домашнее задание: чтение и пересказ сказки; характеристика ее главного персонажа - лисы.
Город Кызылорда
Учитель начальных классов средней школы №112
Алиаскарова Гульмира Калиевна
Сказка. Виды сказок. «Лисичка со скалочкой». Русская народная сказка
- aiboll
- 15 қаңтар 2017
- 5458
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Сказка, виды сказок, лисичка со скалочкой, русская народная сказка, литературное чтение
Ұқсас жаңалықтар:
Грузинская народная сказка «Заработанный рубль»
ОҚО, Бәйдібе ауданы, Шаян ауылы, Күлтөбе негізгі орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сызаева Жанат Әпсейітқызы...Открытый урок в 6 классе по литературному чтению
Средняя школа имени Ж. Кереева Учитель русского языка и литературы Мустафина Айсауле Махмудовна...Заюшкина избушка
Атырау қаласы, №20 «Алтын балық» мүмкіншіліктері шектелген балаларға арналған балабақшасының дефектологі Жалгасова Айгуль Досаевна...Что за прелесть эти сказки!
Учитель русского языка и литературы У. Б. Балмаканова Саратской СШ Айтекебийского района, Актюбинской области...Рукавичка
Шибалаева Камажай Калиевна воспитатель средней группы д\с № 16 «Дюймовочка» г. Атырау...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.