учитель русского языка и литературы в школе № 11
имени Ы. Алтынсарина, города Атырау
Урок русского языка в 5 - м классе.
Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Цели:
образовательные:
• обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
• совершенствовать навыки морфологического разбора;
• повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
развивающие:
• развитие памяти и мышления (уметь выделять общие и единичные признаки, делать обобщающие выводы);
• развитие умения аргументировать свои высказывания;
• развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;
• развитие умения работать в заданном темпе;
воспитывающие:
• воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий);
• воспитание положительного отношения к знаниям;
• воспитание патриотизма.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма урока: на диалоговой основе с элементами игровой технологии.
Оборудование к уроку: кластер, картинки.
Ход урока
1. Приветствие
- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
2. Беседа с классом
- С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части? (Части речи)
- А кто правит этой страной? (Морфология)
- Почему ей дано такое право? (Морфология – раздел грамматики, изучающий слово как часть речи; образовано от греч. слов – «форма» и «учение».)
3. Объявление темы и целей урока. Стадия вызова
Учитель:
- Мы сегодня ребята продолжим тему про существительные.
- Давайте вспомним, какую тему проходили? (имя сущ)
- Правильно! Молодцы! Но для начала давайте скажем.
- Какие слова мы называем именами существительными? (Слова, которые отвечают на вопросы Кто? или Что? называются именами существительными).
Прием «Корзина идей»
- Давайте с вами поработаем в парах. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме(работа продолжается 1 - 2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах, далее каждый называет сведение или факт, не повторяя раннее сказанного. Все ошибки исправим по мере освоения новой информации.
3. Стадия осмысление.
- В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном).
- Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: выполнить задание по карточке, показав знания по данной теме. У каждого есть выбор.
- Давайте отгадаем ребусы
- А теперь запишите в один столбик существительные одушевленные, в другой столбик неодушевленные (дети работают у доски и в тетради).
Игра «Превращение слов»
- Превратите неодушевленные существительные в одушевленные существительные
Сила – силач, труба, цирк, барабан, камень, аптека, журнал.
4. Прием «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
- Два ученика (представители каждой группы) работают у доски, определяют, какими являются существительные снеговик, снежинка – одушевленными или неодушевленными. Остальные учащиеся – в тетрадях. (Проверяем окончания в именительном, родительном и винительном падежах, выясняем, что все существительные одушевленные.)
5. Работа с учебником.
- А сейчас открываем учебник стр.
- Найдите упражнение 169. Читаем задание. (Один ученик читает задание вслух)
Задание: Подумайте, как определить, является ли данное слово существительным. Выпишите сначала существительные, которые отвечает на вопрос кто?, потом на вопрос что?
Подчеркните слова, которые называют явления природы.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Чем мы занимались на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- А что не понравилось?
- Справились ли вы с заданиями?
- Какое задание было самым трудным для вас?
7. Домашнее задание.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.