Сайтқа кіру Тіркелу

Имя числительное

Имя числительное как часть речи
6 класс (УМК С. И. Львовой)

Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.
Задачи:
1. Дать представление о разрядах числительных.
2. Формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
3. Развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы.
4. Воспитывать творческие способности учащихся.

I. Подготовка к восприятию нового материала (слайд № 2).
1. Выразительно прочитайте стихотворение И. Иртеньева. Скажите, на каких явлениях лексики построено это стихотворение?

Про Семёна
Есть у нас в квартире дядя,
Он известен в доме всем.
У него во лбу семь пядей,
На неделе пятниц семь.
Семимильными шагами
По квартире ходит он,
За семью живет замками,
И зовут его Семён.

2. Выпишите фразеологизмы, объясните их значение (при затруднении можно пользоваться фразеологическим словарём).

Во лбу семь пядей - очень умный
На неделе пятниц семь -
Семимильными шагами -
За семью замками -

- На какой вопрос отвечает слово семь? (сколько?)

II. Знакомство с новым материалом.
Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи» (слайд №3).

Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8 - е место. Среди девяти тысяч самых частотных сло 55 числительных. Самыми частотными их них являются один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!
(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)

1. Прочитайте. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова (слайд № 4).

Вот один, иль единица, очень тонкая, как спица. Тройка – третий из значков – состоит из двух крючков. Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. Цифра девять, иль девятка, - цифровая акробатка: если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет… (С. Маршак)

Все выделенные слова – это числительные.

2. Чтение теоретического материала на с. 100 - 101.
Дайте определение имени числительному.
Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете и отвечающая на вопросы сколько? который?

3. Вспомните и запишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные (слайд № 5).

Один ум хорошо, а два ума лучше.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Двумя ложками кашу не едят.

- На какие разряды делится имя числительное? (слайд № 6).

Имя числительное количественное порядковое

Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.

4. Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь (слайд №7).

Имя существительное
кто? что?
тройка лошадей,
дружная семёрка Имя числительное
сколько?
три товарища
семь тетрадей
сто дней
второй год
пятый дом
шестой класс
третий месяц
Имя прилагательное
какой? какая? какое?
семидневный поход,
двойная подкладка
сотый автомобиль
Глагол
что сделать? что делать?
удвоить усилия,
утроить энергию


5. Расскажите о постоянных морфологических признаках имени числительного (слайд № 8).
Количественные и порядковые числительные имена числительные бывают:
Простые Сложные Составные
имеют один корень имеют два и более корней состоят из двух и более слов
восемь
четвертый семьдесят
двестипятидесятый тридцать шесть
одна пятая
Дополните таблицу своими примерами (каждому выдается распечатанная таблица).
6. Какова синтаксическая роль имени числительного?
Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения (слайд № 9).
На компьютерном столе лежали две дискеты.
Концерт начнется в пять часов.
Я купил шестнадцать роз.
Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению.
Мне подарили второй том увлекательной книги.
После шестого урока состоится классный час.
7. Выпишите предложения, в которых есть числительные, определите разряд. Сделайте их синтаксический разбор (слайд № 10).

Пернатые часы
Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.
(По. М. Деменюк)
В четыре - колич. числит., в пятом – порядковое.

8. Знаете ли вы, что…(слайд № 11).
Вес индийского слона достигает 5 тонн, африканского – 7 тонн, рост их 3 - 5 метров.
Кедр начинает давать плоды в 30 лет и каждые 6 лет до самой старости даёт свои орешки.
У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные служат ему для того, что плавать и бегать боком по песку.

III. Подведение итогов урока. (слайд № 12).
- Что такое числительное?
- Все ли слова со значением счета являются числительными?
- Какие разряды имени числительного вы узнали?
- Какими могут быть числительные по строению?
- Какова синтаксическая роль имени числительного?

IV. Домашнее задание (тексты распечатаны).
Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.
- Кто - то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:
- Много!
- Вы не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
В. Волина
На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…».

10 кл. Тема урока: Имя числительное как часть речи. Склонение числительных.

Цель: углубление и закрепление знаний учащихся об имени числительном как части речи, его грамматических признаках, синтаксической роли.
Задачи:
1. Совершенствование навыков и умений отличать количественные числительные от слов других частей речи:.
2. Развитие навыков склонения числительных:
3. Развитие речевой и мыслительной активности в ходе использования различных форм работы и дополнительной информации; умения обобщать и делать выводы.
4. Воспитание интереса к числительным и вообще к русскому языку.

Тип урока: урок закрепления знаний
Методы обучения: наглядные, практические.
Приемы: разъяснение, рассуждение, общая характеристика.
Оборудование: проектор, слайды, карточки, опорная схема

I. Подготовка к восприятию нового материала.
Интеллектуальная разминка. Отгадайте загадки.
а) Сидит дед – во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. б) Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на все найдешь ответ. в) Семьдесят одежек и все без застежек.
Г) Пять чуланов, одна дверь. (перчатки)
Д) Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре синицы. (год, месяц, недели).

- Что объединяет все эти загадки?

Слово учителя:
- Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна и сама жизнь...
Слова со значением числа играют важную роль в нашей жизни. Попробуйте сказать сами, в каких случаях они нам нужны. (мы постоянно что – нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество предметов, расстояние, время, величину предметов, их вес, стоимость...). Таким образом, тема нашего урока «Имя числительное как часть речи. Склонение числительных. (слайд № 1)

Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8 - е место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительных. Самыми частотными их них являются один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять.
Имя числительное – один из самых интересных разделов в языкознании и уникальная часть речи, т. е. особенная, единственная в своем роде. Подумайте и скажите, в чем это проявляется.( Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества! На письме слова - числа заменяются цифрами – они удобнее: занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять, чем длинную строчку из нескольких слов; люди любой национальности, говорящие на разных языках, без перевода понимают значения цифр).
Но как бы ни были удобны цифры, в устной речи пользуются только словами. Числительные незаменимы в устной речи. Они встречаются в пословицах и поговорках, во фразеологизмах. Попробуйте вспомнить их. ( Один ум хорошо, а два ума лучше. Семь раз отмерь – один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Двумя ложками кашу не едят. Семь пядей во лбу, Семь пятниц на неделе и т. д.)
Вместе с тем, это и трудная часть речи, потому что вы часто допускаете ошибки при написании числительных. Давайте проведем маленький словарный диктант для проверки вашей грамотности. (записанные на доске цифры ученики пишут словами: 4, 9, 11, 20, 50, 200, 300, 487)
Любой считающий себя грамотным и культурным человек должен употреблять в своей речи их в правильной форме. Поэтому целью нашего урока является углубление и закрепление ваших знаний об имени числительном как части речи, закрепление навыков правильного их склонения. (слайд № 2)

Слайд № 3.. Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.
б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета
Слайд № 4. Вспомните и ответьте на следующие вопросы:

• На какие вопросы отвечает имя числительное?
• На какие группы делятся числительные?
• Каким членом предложения может быть имя числительное?
• На какие группы делятся имена числительные по количеству слов в них?

Демонстрируются слайды № 5 - 9

Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Два да три будет пять.
Семеро одного не ждут.
• Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения (слайд № 9).
На компьютерном столе лежали две дискеты.
Концерт начнется в пять часов.
Я купил шестнадцать роз.

• Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения.

• Мне подарили второй том увлекательной книги.
• После шестого урока состоится классный час.

Количественные и порядковые числительные имена числительные бывают:

Простые Сложные Составные
имеют один корень имеют два и более корней состоят из двух и более слов
восемь
четвертый
семьдесят
двестипятидесятый
тридцать шесть
одна пятая

Слайд № 10
Задание: правильно вписав горизонтально в каждую клетку числительные 40, 50, 300, 90, 16, 15, 70, 20, 17, 60, 700, прочтите в вертикально выделенной строке числительное, в написании которого часто допускают ошибки. (одиннадцать)

Слайд № 11. Сказка «Предки»

Слайд № 12. Сравним числительные десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. Какое числительное среди них выделяется своей «непохожестью» на других?
Слайд № 13. История числительного сорок.

Остановимся подробнее на особенностях употребления некоторых имен числительных.
Слайд № 14
Один мальчик, одна девочка, одно окно.
Два мальчика, две девочки, два окна.
Три мальчика, три девочки, три окна..
Семь мальчиков, семь девочек, семь окон...
Вывод, к которому приходят ученики:
• Числит. один, одна, одно согласуются с сущ/ми в роде, числе и падеже. Числит. один в форме мн. числа может употребляться с сущ/ми, имеющими форму только мн. числа(одни очки, одни сани), а также с сущ/ми, обозначающими одну пару предметов (одни носки, одни туфли).
Числительное два относится к сущ. мужского и среднего рода, а числит. две - к сущ/м женского рода. Остальные числит. не изменяются по родам.
Вспомните, в каких числительных мягкий знак пишется в конце, а в каких – в середине.
Опорная схема: 5 – 20, 30 – в конце
50 - 80, 500 - 900 – в середине.
Слайд № 16 Количественное числительное полтора (1, 5) в И. и В. падежах имеет формы рода (полтора метра, полторы тонны), в остальных падежах употребляется форма полутора (полутора килограммов)
Полтораста (150) имеет две падежные формы:
И, В. – полтораста
Р., Д., Т., П. – полутораста.
Задание: Упр. 153 (просклонять полторы минуты, полтораста килограммов

Слайд № 17
Числительные 40, 90, 100 имеют всего две падежные формы: во всех падежах, кроме И. и В., имеют окончание - а: сорока, девяноста, ста.
40, 90, И. п. В. п. -, о
100 Р. Д. Т. П. п. - а

от 50 до 80 склоняются
от 200 до 900 обе части

Слайд № 19.

У числительных от 50 – ти до 80 - ти и от 200 до 900 склоняются обе части, причем у числительных от 50 - 80 форма одинакова в Р., Д., П. падежах.

50 - 80 500 - 900 200 - 400 40, 90, 100

И. семьдесят восемьсот четыреста девяносто
Р. семидесяти восьмисот четырехсот девяноста
Д. семидесяти восьмистам четыремстам девяноста
В. семьдесят восемьсот четыреста девяносто
Т. семьюдесятью восьмьюстами четырьмястами девяноста
П. о семидесяти о восьмистах о четырехстах девяноста

У составных количественных числительных склоняются все слова, из которых они состоят: тридцати двух, двадцатью пятью.
Порядковые числительные имеют падежные окончания, как у полных прилагательных. Как и прилаг/е, они согласуются с сущ/ми в роде, числе, падеже: пятая станция, десятое окно... В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

И. триста восемьдесят пять сорок шестой (новый)
Р. трехсот восьмидесяти пяти сорок шестого (нового)
Д. тремстам восьмидесяти пяти сорок шестому (новому)
В. триста восемьдесят пять сорок шестой (новый)
Т. тремястами восьмьюдесятью пятью сорок шестым (новым)
П. о трехстах восьмидесяти пяти сорок шестом (новом)

Упр. 147. переписать, раскрывая скобки и заменяя числа словами. Указать числительные с ь в конце и в середине. У доски работают 2 ученика.

12(приборы, открытия), 10 (наброски, таблицы), площадь в 870 (гектары)
15 (килограммы, парты), 500 (метры, дни), напряжение в 127 или 220 (вольты).

Слайд № 21
Дробные числительные
Дробные числительные (бөлшектік сан есімдер), как известно из математики, состоят из двух частей: количественного числительного( числителя) и порядкового числительного (знаменателя).
Дробные числительные называют не целые числа.
При склонении дробных числительных изменяются обе части:
первая часть (числитель) склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая(знаменатель) – как прилагательное во множественном числе.
Д. п. к трём пятым
Т. п. с тремя пятыми
Если дробное числительное обозначает количество, то существительное при нем ставится в родительном падеже. (две третьих молока, пять шестых населения)

Чтение текста упр, 149. Составление диалога в вопросо – ответной форме, где в ответах должны быть использованы числительные, например:
- Когда сделал Менделеев свое величайшее открытие?
- Сколько элементов, существовавших в природе, тогда были известны химикам?
- Как изменил атомный вес бериллия Менделеев? (с 14 на 9).
- Какие числительные по разряду и по составу мы употребили?

Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.

4. Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь

Имя существительное
кто? что?
тройка лошадей,
дружная семёрка Имя числительное
сколько?
три товарища
семь тетрадей
сто дней
второй год
пятый дом
шестой класс
третий месяц
Имя прилагательное
какой? какая? какое?
семидневный поход,
двойная подкладка
сотый автомобиль
Глагол
что сделать? что делать?
удвоить усилия,
утроить энергию

III. Подведение итогов урока. (слайд № 12).

- Что такое числительное?
- Все ли слова со значением счета являются числительными?
- Какие разряды имени числительного вы узнали?
- Какими могут быть числительные по строению?
- Какова синтаксическая роль имени числительного?

Тест по теме «Имя числительное».
Оценки.
Домашнее задание: Упр. 152 (списать, заменяя числительные словами).

Тест по теме «Имя числительное».
1. Укажите простое числительное.
А) 9
В) 19
С) 90
Д) 900
2. В середине какого числительного пишется буква ь?
А) 18
В) 50
С) 17
Д) 19
3. Сколько падежных форм у числительных 40, 90, 100?
А) 5
В) 4
С) 2
Д) 6

4. Какое числительное не изменяется по родам?
А) оба
В) один
С) два
Д) три

5. Укажите числительное в форме творительного падежа.
А) ста шестидесяти семи
В) двумястами семиьюдесятью шестью
С) тремстам пятидесяти девяти
Д) четырехстах восьмидесяти девяти

6. При склонении числительных 200, 300, 400
А) изменяется только вторая часть.
В) изменяются только первая часть
С) изменяются обе части.

7. Укажите дробное числительное:
А) две третьих
В) двадцать три
С) двое
Д) двадцать третий

8. Укажите порядковое числительное
А) второсортный
В) вторичный
С) второй
Д) второстепенный

IV. Домашнее задание (тексты распечатаны).
Упр. 152 (списать, записывая числительные словами...)
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×