Тема: Антонимы
Цели и задачи: 1. Образовательные:
повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова - синонимы.
познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие « антоним».
2. Развивающие:
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей.
Развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
3. Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного
Тип урока: комбинированный
Методы: репродуктивный, метод чтения, беседа, рефлексия.
Оборудования: интерактивное, програмное обеспечение WordPowerPoint, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Учитель: - Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
- Мотивация.
К первому рисунку подберите синонимы – имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый) А этого человечка? (печальный, грустный, несчастный)
- Подберите синонимы - имена существительные – ко второму рисунку, которые бы рассказали, что случилось у этого человечка ( горе, беда, несчастье)
II. Опрос домашнего задания
Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание., скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?
- В домашнем задании из упр. 68, стр. 44 надо было из 2 групп слов составить пары слов - синонимов и записать их в тетрадь.
Учитель: - Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:
1) Упражнения, 119
Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.
Давайте обобщим эти понятия.
. - В стране родного языка
Не все известно нам пока.
Работать мы сейчас начнем
И сами до всего дойдем.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно.
- Для чего нужны слова?
- С помощью слов мы общаемся.
- Как называется словарный состав языка?
- Словарный состав языка называется лексика.
- Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке?
- На прошлом уроке мы изучали синонимы.
- Какие слова называются синонимами?
- Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением.
2. Проверка домашнего задания.
- Приведите примеры синонимов, которые являются именами существительными.
- Алфавит – азбука, огонь – пламя, дорога - путь, метель – вьюга.
- Приведите примеры синонимов, которые являются именами прилагательными.
- Красный – алый, волшебный – чудесный.
- Приведите примеры синонимов, которые являются глаголами.
- Прыгать – скакать, бросать – кидать, бежать – мчаться, грустить – печалиться.
- Для чего нужны синонимы?
- Синонимы делают нашу речь яркой, выразительной, помогают избежать повторы.
Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде).
Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же признак предмета ( весёлый ), один и тот же предмет ( дорога и путь ). одно и то же действие ( убирать и снимать урожай )
Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.
А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать, а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют противоположное значением
Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем? Лиза?
- Оно весёлое, читается легко.
Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?
Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?
- Здесь их нет.
Учитель: - Правильно.
Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? Ира?
- Нет.
Учитель: - Эти слова называются антонимами., как они называются, мы узнаем исправила, которое написано на доске..
А все ли слова имеют противоположное значение?
Сейчас проверим.
Игра « Смотри, не ошибись».
Большой ( маленький ), много ( мало ), стакан, высокий – низкий, верблюд, весёлый ( грустный ), дом, хорошо ( плохо ), часы, кофе, чай, конец ( начало ), Аскар, яблоко, Анель, золотой, я, мир ( война ), пятый, Уалихан, синий, чёрный ( белый ).
Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.
Нет антонимов у имён собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета ( кроме белый – чёрный ), прилагательных, образованных от названия металлов.
А теперь работа по учебнику ( стр. 53 задание для развития речи ). Слайды « Ранняя и поздняя осень».
Посмотрите на картинки. Скажите, на какой из них изображено начало осени, на другой конец? Как вы это определили? Опишите признаки ранней и поздней осени.
Запишите слова:
Начало – конец
Ранняя – поздняя
Начинаться – заканчиваться
Обратите внимание, какое значение имеют эти слова?
Выписываем слова, противоположные по значению:
Высокие – низкие
Огромный – маленький
Толстый – тонкий
Словарная работа
Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов.
Давайте. Обратим внимание на « Времена года» и постараемся подобрать антонимические пары:
Зима – лето весна – осень
Жарко – холодно пасмурно – солнечно
Влажно – сухо
А теперь внимание на доску. Найти антонимы к словам
Да - … Хороший - … утро - …
Дерево - … мир - … Алия
Весело - … дом - … пятый
Немного отдохнём и на загадки дадим отгадки.
Я антоним к слову – «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама.
Потому что я ( зима ).
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь ( тишина ).
Работа по учебнику ( стр. 55 упражнение 125 )
1. Чтение диалога по ролям
« Игра в мяч»
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру « Наоборот».
Скажу я слово « высоко»
А ты ответишь ( низко )
Скажу я слово « далеко»,
А ты ответишь ( близко )
Скажу я слово « потолок»,
А ты ответишь ( пол )
Скажу я слово « потерял»
И скажешь ты ( нашёл )
Скажу тебе я слово « трус»
Ответишь ты ( храбрец )
Теперь начало я скажу
Ну отвечай ( конец ).
IY. Обобщение и закрепление материала
Последнее обобщающее задание нашего урока:
Найти пары слов – антонимов в предложении:
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уродливые. здоровые и больные весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
А вас, ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.
Y. Задания на дом: 1) Упражнения 126, 128.
2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.
YI. Выставление и комментирование оценок..
Антонимы
- Алтын Ж Ч
- 28 сәуір 2014
- 3165
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Антонимы, орыс тілінен сабақ жоспары
Ұқсас жаңалықтар:
Суффиксальный способ образования слов
Опрос домашнего задания Фронтальный опрос Скажите, из чего состоят слова? Какие части слова вы уже знаете? Вспомните, о какой части слова идёт речь:...Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»
Цели: Повторение и систематизация изученного, формирование умений сравнивать, классифицировать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать...Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»
Костанайская обл., г. Аркалык общеоразовательная средняя школа №1 учитель русского языка и литературы Сапакова Жанна Мукашевна...Антонимы
Кызылординская область, Шиелийский район, село Байгекум средняя школа № 251 имени М. Ауэзова учитель русского языка и литературы Калжанова Сабира...Интеллектуальная игра «Великий, могучий русский язык»
Жарылкасын Гаухар Айболаткызы учитель русского языка и литературы сш№170 Кызылрдинской области, Казалинского района Тема: Интеллектуальная игра...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.