Сайтқа кіру Тіркелу

Антонимы

Тема: Антонимы
Цели и задачи: 1. Образовательные:
повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова - синонимы.
познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие « антоним».
2. Развивающие:
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей.
Развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
3. Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного
Тип урока: комбинированный
Методы: репродуктивный, метод чтения, беседа, рефлексия.
Оборудования: интерактивное, програмное обеспечение WordPowerPoint, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Учитель: - Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
- Мотивация.
К первому рисунку подберите синонимы – имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый) А этого человечка? (печальный, грустный, несчастный)
- Подберите синонимы - имена существительные – ко второму рисунку, которые бы рассказали, что случилось у этого человечка ( горе, беда, несчастье)
II. Опрос домашнего задания
Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание., скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?
- В домашнем задании из упр. 68, стр. 44 надо было из 2 групп слов составить пары слов - синонимов и записать их в тетрадь.
Учитель: - Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:
1) Упражнения, 119
Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.
Давайте обобщим эти понятия.
. - В стране родного языка
Не все известно нам пока.
Работать мы сейчас начнем
И сами до всего дойдем.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно.
- Для чего нужны слова?
- С помощью слов мы общаемся.
- Как называется словарный состав языка?
- Словарный состав языка называется лексика.
- Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке?
- На прошлом уроке мы изучали синонимы.
- Какие слова называются синонимами?
- Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением.
2. Проверка домашнего задания.
- Приведите примеры синонимов, которые являются именами существительными.
- Алфавит – азбука, огонь – пламя, дорога - путь, метель – вьюга.
- Приведите примеры синонимов, которые являются именами прилагательными.
- Красный – алый, волшебный – чудесный.
- Приведите примеры синонимов, которые являются глаголами.
- Прыгать – скакать, бросать – кидать, бежать – мчаться, грустить – печалиться.
- Для чего нужны синонимы?
- Синонимы делают нашу речь яркой, выразительной, помогают избежать повторы.
Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде).
Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же признак предмета ( весёлый ), один и тот же предмет ( дорога и путь ). одно и то же действие ( убирать и снимать урожай )
Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.
А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать, а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют противоположное значением
Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем? Лиза?
- Оно весёлое, читается легко.
Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?
Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?
- Здесь их нет.
Учитель: - Правильно.
Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? Ира?
- Нет.
Учитель: - Эти слова называются антонимами., как они называются, мы узнаем исправила, которое написано на доске..
А все ли слова имеют противоположное значение?
Сейчас проверим.
Игра « Смотри, не ошибись».
Большой ( маленький ), много ( мало ), стакан, высокий – низкий, верблюд, весёлый ( грустный ), дом, хорошо ( плохо ), часы, кофе, чай, конец ( начало ), Аскар, яблоко, Анель, золотой, я, мир ( война ), пятый, Уалихан, синий, чёрный ( белый ).
Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.
Нет антонимов у имён собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета ( кроме белый – чёрный ), прилагательных, образованных от названия металлов.
А теперь работа по учебнику ( стр. 53 задание для развития речи ). Слайды « Ранняя и поздняя осень».
Посмотрите на картинки. Скажите, на какой из них изображено начало осени, на другой конец? Как вы это определили? Опишите признаки ранней и поздней осени.
Запишите слова:
Начало – конец
Ранняя – поздняя
Начинаться – заканчиваться
Обратите внимание, какое значение имеют эти слова?
Выписываем слова, противоположные по значению:
Высокие – низкие
Огромный – маленький
Толстый – тонкий
Словарная работа

Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов.
Давайте. Обратим внимание на « Времена года» и постараемся подобрать антонимические пары:
Зима – лето весна – осень
Жарко – холодно пасмурно – солнечно
Влажно – сухо

А теперь внимание на доску. Найти антонимы к словам
Да - … Хороший - … утро - …
Дерево - … мир - … Алия
Весело - … дом - … пятый

Немного отдохнём и на загадки дадим отгадки.

Я антоним к слову – «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама.
Потому что я ( зима ).

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь ( тишина ).

Работа по учебнику ( стр. 55 упражнение 125 )
1. Чтение диалога по ролям

« Игра в мяч»
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру « Наоборот».
Скажу я слово « высоко»
А ты ответишь ( низко )
Скажу я слово « далеко»,
А ты ответишь ( близко )
Скажу я слово « потолок»,
А ты ответишь ( пол )
Скажу я слово « потерял»
И скажешь ты ( нашёл )
Скажу тебе я слово « трус»
Ответишь ты ( храбрец )
Теперь начало я скажу
Ну отвечай ( конец ).
IY. Обобщение и закрепление материала
Последнее обобщающее задание нашего урока:
Найти пары слов – антонимов в предложении:
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уродливые. здоровые и больные весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
А вас, ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.
 Y. Задания на дом: 1) Упражнения 126, 128.
 2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.
YI. Выставление и комментирование оценок..
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Суффиксальный способ образования слов

Суффиксальный способ образования слов

Опрос домашнего задания Фронтальный опрос Скажите, из чего состоят слова? Какие части слова вы уже знаете? Вспомните, о какой части слова идёт речь:...
Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»

Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»

Цели: Повторение и систематизация изученного, формирование умений сравнивать, классифицировать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать...
Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»

Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»

Костанайская обл., г. Аркалык общеоразовательная средняя школа №1 учитель русского языка и литературы Сапакова Жанна Мукашевна...
Антонимы

Антонимы

Кызылординская область, Шиелийский район, село Байгекум средняя школа № 251 имени М. Ауэзова учитель русского языка и литературы Калжанова Сабира...
Интеллектуальная игра «Великий, могучий русский язык»

Интеллектуальная игра «Великий, могучий русский язык»

Жарылкасын Гаухар Айболаткызы учитель русского языка и литературы сш№170 Кызылрдинской области, Казалинского района Тема: Интеллектуальная игра...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×