Сайтқа кіру Тіркелу

Междометие

Тема урока: Междометие
Цели урока:
1) знакомство с междометием как частью речи, постановка знаков препинания в предложениях с междометиями, формирование умения отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, знакомство с дефисным написанием междометий.
2) в процессе работы по изучению новой темы через разные виды упражнений, игровых моментов развивать мышление учащихся, речь;
3) воспитывать интерес к слову
Оборудование: ромашка для игры, компьютер, проектор, слайды РowerPoint
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: игра «Ромашка», диаграмма Венна, заполнение таблицы, физкультминутка, тестирование, психологический тренинг
Меж предметная связь: психология, русская литература, культурология

І. Орг. момент. Вступительное слово учителя.
ІІ. Психологический тренинг: Знакомство
ІІІ. Проверка домашнего задания. Девиз сегодняшнего урока: «Интересно жить на свете, если знаешь междометия»

I. Заполнение обобщающей таблицы
Служебные части речи

ПРЕДЛОГ СОЮЗ ЧАСТИЦА

Вывод. Общие признаки служебных частей речи – не являются членами предложения, не имеют самостоятельного значения.

II. Мостик к новому уроку – игра «Ромашка»

Объяснение нового материала начинается с игры «Ромашка». Тот, кто отрывает листок, читает то, что на нем написано, учитывая рекомендации в скобках. Все остальные после озвучивания пытаются объяснить, какое чувство хотел передать чтец. На лепестках ромашки следующие записи:

Ах! Как красиво! (С восхищением, восторгом!)
Ох! Как плохо! (С досадой и раздражением!)
Ай! Не надо! (Боязливо, испуганно!)
Эх! Пойду потанцую! (Решительно!)
Фу! Как грязно! (С недовольством, с отвращением!)
Увы! Все пропало! (С досадой, с раздражением!)
Ой - ой - ой! Больно! (Чувство боли инее приятного ощущения!)

Дети артистично стараются прочитать предложения с междометиями, затем записывают на доске и в тетрадях.

Учитель задает вопросы:
- Какие слова помогли ребятам выразить чувства? (Ах! Ох! И др.)
- Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они?(Нет.)
- Можно ли к этим словам задать вопрос? (Нет.) -
Сделайте на основании этого вывод: будут ли эти слова
являться какими - либо членами предложения? (Нет.)
- Какие особенности правописания вы видите у них?
(При повторе слов используется дефис.)
- Какие особенности пунктуации вы можете отметить? (Выделение восклицательным знаком.)
- Эти слова, как вы догадались, называются междометиями. Сам термин «междометие» («брошенное между полнозначными словами») появился в 18 веке.
Подумаем, почему о нем так говорили. Учитель обращается к записи, один из учеников читает стихотворение. «Мне сказало Междометье…»
Бывают производные и непроизводные междометия (примеры проецируются).
Группы междометий по значению:
1) Эмоциональные
2) Повелительные
3) Этикетные
III. Закрепление новой темы.
Упр. 304 – списать предложения, расставляя пропущенные запятые, подчеркнуть междометия
IV. Физкультминутка: Сосчитай, сколько междометий в стихотворений Ц. Ангелова
Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх.
Ах!
Эх, ведь как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждет меня тоска.
Если б кто - нибудь помог!
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь - ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух!
Ух!
Ах, ох, эх! Ух…не вызвали!
(Ц. Ангелов.)
VIII. Выводы по уроку, обобщение:
Итоговый контроль знаний - Тестовые вопросы:
1. Междометие – это…
А. служебная часть речи
В. самостоятельная часть речи
С. особая часть речи
2. Междометие – это часть речи, которая…
А. не изменяется, не является членом предложения.
В. изменяется, не является членом предложения.
С. не изменяется, является членом предложения.
3. Междометия бывают…
А. главные и зависимые.
В. производные и непроизводные.
С. обособленные и необособленные.
4. Определи, в каком предложении слово «пропасть» является междометием.
А. Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки.
В. Я нашила пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять - то.
С. – Тьфу, пропасть, - говорит она, - и тот дурак, кто слушает людских всех врак.
5. Какое из междометий не является этикетным?
А. спасибо.
С. браво.
В. будьте любезны.
D. до свидания.
IX. Домашнее задание:
1. Составить диалог, используя междометия
2. ответить на тестовые вопросы учебника на странице 208 - 209 «Проверьте себя!»
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи

Западно – Казахстанская область Город Уральск, Учитель русского языка и литературы Чигирева А. Ж....
Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Павлодарская область, Иртышский район, с Амангельды, Учитель русского языка и литературы Шарманова Гульсайран Калимулловна...
Междометие

Междометие

Тема урока: Междометие Цели урока: 1) знакомство с междометием как частью речи, постановка знаков препинания в предложениях с междометиями,...
Определение

Определение

Предмет: русская речь Класс: 5 Тема: Определение Цели урока:1. Формировать знания учащихся об определении: умение правильно и грамотно объяснять,...
Средства связи в сложноподчиненном предложении

Средства связи в сложноподчиненном предложении

Солтүстік Қазақстан облысы, Қызылжар ауданы, Шаховское орта мектебі. Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі: Айсабекова Гульнар Мажитовна Тема:...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×