Тема урока: Междометие
Цели урока:
1) знакомство с междометием как частью речи, постановка знаков препинания в предложениях с междометиями, формирование умения отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, знакомство с дефисным написанием междометий.
2) в процессе работы по изучению новой темы через разные виды упражнений, игровых моментов развивать мышление учащихся, речь;
3) воспитывать интерес к слову
Оборудование: ромашка для игры, компьютер, проектор, слайды РowerPoint
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: игра «Ромашка», диаграмма Венна, заполнение таблицы, физкультминутка, тестирование, психологический тренинг
Меж предметная связь: психология, русская литература, культурология
І. Орг. момент. Вступительное слово учителя.
ІІ. Психологический тренинг: Знакомство
ІІІ. Проверка домашнего задания. Девиз сегодняшнего урока: «Интересно жить на свете, если знаешь междометия»
I. Заполнение обобщающей таблицы
Служебные части речи
ПРЕДЛОГ СОЮЗ ЧАСТИЦА
Вывод. Общие признаки служебных частей речи – не являются членами предложения, не имеют самостоятельного значения.
II. Мостик к новому уроку – игра «Ромашка»
Объяснение нового материала начинается с игры «Ромашка». Тот, кто отрывает листок, читает то, что на нем написано, учитывая рекомендации в скобках. Все остальные после озвучивания пытаются объяснить, какое чувство хотел передать чтец. На лепестках ромашки следующие записи:
Ах! Как красиво! (С восхищением, восторгом!)
Ох! Как плохо! (С досадой и раздражением!)
Ай! Не надо! (Боязливо, испуганно!)
Эх! Пойду потанцую! (Решительно!)
Фу! Как грязно! (С недовольством, с отвращением!)
Увы! Все пропало! (С досадой, с раздражением!)
Ой - ой - ой! Больно! (Чувство боли инее приятного ощущения!)
Дети артистично стараются прочитать предложения с междометиями, затем записывают на доске и в тетрадях.
Учитель задает вопросы:
- Какие слова помогли ребятам выразить чувства? (Ах! Ох! И др.)
- Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они?(Нет.)
- Можно ли к этим словам задать вопрос? (Нет.) -
Сделайте на основании этого вывод: будут ли эти слова
являться какими - либо членами предложения? (Нет.)
- Какие особенности правописания вы видите у них?
(При повторе слов используется дефис.)
- Какие особенности пунктуации вы можете отметить? (Выделение восклицательным знаком.)
- Эти слова, как вы догадались, называются междометиями. Сам термин «междометие» («брошенное между полнозначными словами») появился в 18 веке.
Подумаем, почему о нем так говорили. Учитель обращается к записи, один из учеников читает стихотворение. «Мне сказало Междометье…»
Бывают производные и непроизводные междометия (примеры проецируются).
Группы междометий по значению:
1) Эмоциональные
2) Повелительные
3) Этикетные
III. Закрепление новой темы.
Упр. 304 – списать предложения, расставляя пропущенные запятые, подчеркнуть междометия
IV. Физкультминутка: Сосчитай, сколько междометий в стихотворений Ц. Ангелова
Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх.
Ах!
Эх, ведь как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждет меня тоска.
Если б кто - нибудь помог!
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь - ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух!
Ух!
Ах, ох, эх! Ух…не вызвали!
(Ц. Ангелов.)
VIII. Выводы по уроку, обобщение:
Итоговый контроль знаний - Тестовые вопросы:
1. Междометие – это…
А. служебная часть речи
В. самостоятельная часть речи
С. особая часть речи
2. Междометие – это часть речи, которая…
А. не изменяется, не является членом предложения.
В. изменяется, не является членом предложения.
С. не изменяется, является членом предложения.
3. Междометия бывают…
А. главные и зависимые.
В. производные и непроизводные.
С. обособленные и необособленные.
4. Определи, в каком предложении слово «пропасть» является междометием.
А. Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки.
В. Я нашила пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять - то.
С. – Тьфу, пропасть, - говорит она, - и тот дурак, кто слушает людских всех врак.
5. Какое из междометий не является этикетным?
А. спасибо.
С. браво.
В. будьте любезны.
D. до свидания.
IX. Домашнее задание:
1. Составить диалог, используя междометия
2. ответить на тестовые вопросы учебника на странице 208 - 209 «Проверьте себя!»
Междометие
- mira.k74
- 26 наурыз 2013
- 3369
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Междометие, русский язык, орыс тілі
Ұқсас жаңалықтар:
Имя прилагательное как часть речи
Западно – Казахстанская область Город Уральск, Учитель русского языка и литературы Чигирева А. Ж....Второстепенные члены предложения
Павлодарская область, Иртышский район, с Амангельды, Учитель русского языка и литературы Шарманова Гульсайран Калимулловна...Междометие
Тема урока: Междометие Цели урока: 1) знакомство с междометием как частью речи, постановка знаков препинания в предложениях с междометиями,...Определение
Предмет: русская речь Класс: 5 Тема: Определение Цели урока:1. Формировать знания учащихся об определении: умение правильно и грамотно объяснять,...Средства связи в сложноподчиненном предложении
Солтүстік Қазақстан облысы, Қызылжар ауданы, Шаховское орта мектебі. Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі: Айсабекова Гульнар Мажитовна Тема:...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.