Русский язык.
Тема урока: Поздравительная телеграмма, открытка
Цели урока:
1. Познакомить с правилами составления текстов телеграмм. Научить писать поздравительные открытки и телеграммы. Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись.
2. Выработать умение составлять текст для конкретного адресата.
3. Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Оборудование урока: опорная схема. Презентация к уроку. Макет телеграммы укрупненного размера; Бланки телеграмм для индивидуальной работы; открытка
Ход урока:
I. Объявление темы
- Ребята, тема нашего занятия на доске. Слайд 1
«Хорошее слово половина счастья»
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Когда мы слышим хорошее, доброе слово, на душе становится светлее и радостнее. Даже когда человеку грустно, хорошее слово наполовину изменяет настроение человека).
- Конечно, ребята, вы правы. Хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда.
- Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость?
( В день рождения! В новый год. В праздники.)
- Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение нам просто необходимо.
- Итак, в праздничные дни мы поздравляем друг друга и произносим добрые слова. Впрочем, мы знаем, наша речь может быть как устной, так и письменной.
Где же используется письменная поздравительная речь?
(В поздравительном письме. В поздравительной открытке. В поздравительной телеграмме.)
- Сегодня мы с вами научимся подписывать поздравительную открытку и телеграмму.
2) – Это интересно… (из истории поздравительной открытки). Сообщает учитель.
[Известна дата, когда появилась первая открытка, – 7 октября 1775 года. Возникновение поздравительных писем связывают именно с этой датой и необычайной историей.
В немецком городе Ольденбурге некий книготорговец по имени Шварц рассердился на своего друга. Но так как он был воспитанным, вежливым человеком и не мог сказать другу в глаза то, что больше всего хотелось, он принял другое решение. На белом листе картона Шварц один из рисунков книги, которая имела в то время большой успех. На рисунке главного героя чёрт волочил в преисподнюю, именно этого желал своему другу книготорговец. Его друг развеселился и всем показывал это забавное послание. В книжный магазин Шварца хлынули покупатели, чтобы приобрести такую картинку, ведь у каждого был кто - то, кому хотелось досадить, да ещё так, чтобы не подписывать своего имени. Почтовые служащие долго не принимали всерьёз эту новинку и много лет относились к ней как к пустой затее. Но они заблуждались относительно будущего открытки. Успех её был огромен, и сегодня жизнь без неё была бы лишена многих красок. Время изменило её и изменило её назначение, сейчас её цель не досадить, а доставить удовольствие.] Слайд 3 - 10
- Открытки бывают разные.
II. Обучение написанию поздравительной открытки.
- Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку.
(Дорогая мама! Уважаемая Наталья Викторовна!)
- Эта часть открытки имеет свое название - обращение.
- Следующая часть открытки - информация о том, с чем поздравляют.
- Большую трудность вызывает третья часть - само пожелание.
- И заканчивается четвертой частью - подпись и дата.
3) Композиция поздравления
Вступление
(Обращение, цель (повод))
Основная часть
(похвала, преувеличение, сравнение с выдающимися личностями или обычными людьми)[/left]
Заключение
(благодарность, пожелание)
Учитель. А теперь разберем каждую часть.
Обращение.
- Здесь нужно помнить о том, что обращение должно быть приятным.
- Как мы обратимся к папе, маме, бабушке, дедушке?
(Дорогая, любимая, бабушка! Милая, добрая мама! Дорогой мой папа!)
– Какие слова употребим для взрослых, старших товарищей, учителей?
(Уважаемая. Дорогая.)
Слайд 11. Причина поздравления
- Следующая часть поздравления не вызывает труда, т. к здесь мы указываем название праздника. Пожалуйста, Вам слово!
( Поздравляю с Новым годом!… с Международным женским днем!)
- А теперь приступим к самой трудной части - это пожелание.
- Что обычно желают? (Здоровья. Счастья. Успехов в чем - нибудь.)
- Да, но если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то поздравления будут неинтересными.
При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания. Давайте подумаем. (на доске)
Как желаем? Что желаем?
- С каких слов можно начать пожелание?
(Желаю тебе…. От всей души желаю…. Искренне желаю…. От всего сердца желаю… Хочу пожелать… Хочу, чтобы… Пусть…)
/ Все варианты написаны в левый столбик/.
- Хорошо, а теперь давайте посмотрим, что можно пожелать?
- Вы сказали, что еще желают здоровья. Как выглядит здоровый человек?
- Как же мы напишем пожелание?
( Желаем веселья, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались, сияли ваши глаза.)
- Когда мы говорим об успехах, то прежде всего надо задуматься, кому пишем открытку. Ведь мы должны знать человека и знать в чем и каких успехов он хочет добиться. Помните, что пожелания должны быть приятными.
- Мы подошли к заключительной части – дата и подпись.
- Как можно подписаться на открытке?
Например: «Твой сын Саша», «Твой внук Игорь», «Любящий внук Миша», «Твой друг Дима».
- А теперь давайте попробуем устно составить открытку. Используйте для этого левый и правый столбики. Кто хочет попробовать?
Обратите внимание, что пожелание должно соответствовать празднику и адресату.
Поздравления пишутся от души, должны быть приятны тому, кого ты поздравляешь. Слайд 14 - 15
- Посмотрите, правильно ли составлены поздравительные открытки.
- А теперь каждый из вас попробует написать текст открытки.
В ходе небольшого диалога учитель выясняет, куда следует обратиться, если требуется быстро передать сведения в другой населенный пункт
IV. Сообщение теоретических сведений. Презентация «телеграмма» В ходе презентации учитель знакомит учащихся с правилами написания текста телеграммы в сравнении с письмом. На одной стороне слайда написан текст письма, на другой – этот же текст для телеграммы. Учитель привлекает внимание детей к тому, что сокращено. Предлагает внимательно прочесть текст телеграммы и найти слова, которые можно исключить из текста с целью удешевления стоимости, но не теряя смысла телеграммы. На основании проделанной работы учитель подводит учащихся к формулировке требований к составлению текста телеграммы, после чего эти правила высвечивает на слайде презентации: текст телеграммы пишется кратко, с пропуском предлогов и знаков препинания.
V. упражнения в составлении текста телеграмм.
На 8 слайде презентации в беспорядке размещены слова и цифры (нас встречайте 7 10 вагон поезд Витя)
Учащимся дается задание составить текст, исключая лишние слова. С помощью вопросов учителя на доске составляется текст: « встречайте 10 числа поезд78 вагон 7 Витя»
VI. Ознакомление с объектом работы.
Учитель предлагает макет телеграммы, раздает телеграфные бланки каждому ученику.
В ходе беседы выясняют, какие графы имеет телеграмма, что в них пишется, особенности их заполнения. Учитель обращает внимание на индекс, объясняет, почему необходимо написать правильно почтовое отделение, почему требуется правильно и полностью написать обратный адрес, объясняет, что слова обратного адреса не оплачиваются.
VII. Составление плана заполнения телеграммных бланков.
Учащимся предлагается рассмотреть лежащий у них на столе незаполненный бланк телеграммы и рассказать, что и в какой последовательности они будут писать.
VIII. Практическая работа
1 ряд:- должны заполнить бланки составленной ранее вместе телеграммой с адресами адресата и обратным адресом (своим, принесенным заранее – д. з.). Учитель контролирует их работу.
2 ряд – самостоятельно составить текст телеграммы о приезде; Учитель напоминает правила написания телеграмм, предлагает в случае затруднения обращаться к ней за помощью.
3 ряд - записывают самостоятельно составленные тексты телеграмм: поздравление с днем рождения, текст - приглашение на юбилей. В случае затруднения учитель предлагает им обращаться к макету телеграммы.
IХ. Оценка качества выполненной работы.
Х. Подведение итогов. Домашнее задание: каждый ученик должен написать поздравительную открытку и телеграмму
XI. Комментирование оценок
Поздравительная телеграмма, открытка
- Ляко
- 3 ақпан 2013
- 9269
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Русский язык, поздравление, телеграмма, открытка, открытый урок
Ұқсас жаңалықтар:
Конспект открытого урока по литературному чтению А. Шынбатыров «Урок чуткос ...
Что такое чуткость, отзывчивость, сочувственное отношение к проблемам друга? Назовите произведения, в которых друзья чутки и внимательны по отношению...Общее понятие об имени существительном
Научить различать предмет и слово как часть речи; дать понятие о одушевленных и неодушевленных существительных...Моя семья
Цели урока: Продолжить знакомить учащихся с глаголами. Создать условия для осознания и осмысления изученного материала через модули новой программы....Имя прилагательное как часть речи
Западно – Казахстанская область Город Уральск, Учитель русского языка и литературы Чигирева А. Ж....Словообразование. Способы образования слов при помощи суффиксов и приставок
Цели урока: Обучающая: закрепить знания учащихся о способах образования слов в русском языке. Развивающая: сформировать умение разбирать слова по...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.