Сайтқа кіру Тіркелу

Жизнь диких животных зимой

Солтүстік Қазақстан облысы
Қызылжар ауданы
Шаховское орта мектебі
Бастауыш сынып мұғалімі
Қазбекова Әсия Айдарханқызы

Урок познания мира в 1 классе
Тема: Жизнь диких животных зимой.
Цели:
-дать понятие о жизни животных в зимнее время, показать стремление людей помогать животным зимой,
- рассмотреть приспособление животных к зимним условиям,
-прививать любовь к природе, братьям нашим меньшим.

Ход урока:
1.психологический настрой.
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Я желаю вам,
Чтоб пошел он впрок.
2.Повторение пройденного материала.
-На прошлом уроке мы говорили с вами о насекомых и птицах зимой.
2 ученика работают по карточкам.

Карточка №1.
1)Перечисли известных тебе насекомых.
2)Какое значение играют насекомые.

Карточка №2.
1)Видел ли ты где-нибудь насекомых.
2)Расскажи, как зимуют насекомые.
-Птицы-вестники радости, каждый год они приносят на крыльях весну.
Игра «Кто лишний?»

Рисунки с изображениями птиц.
-Какие птицы изображены? (поползень, синица, снегирь, ласточка)
Какая из них лишняя? Почему? Почему многие птицы улетают в теплые края? Как называются остальные птицы? Где они находят себе корм и чем они питаются? Как ведут себя птицы в сильные морозы и как они выглядят? Как человек помогает птицам пережить зиму? Чем же питаются зимующие птицы?
Многие зимующие птицы едят разную пищу- это помогает им пережить холода. Пища зимующих птиц- насекомые, черви, почки, семена, ягоды. В сильные морозы птицы жмутся ближе к человеческому жилью, где легче найти пищу.

На доске запись:
Птицы- верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов.
-Пусть всегда девизом нашим будут такие слова:
Мы будем, птицы с вами дружить,
В мире и согласии жить
И будем помнить всегда,
Что вы наши верные друзья!
-Давайте послушаем тех, кто работал по карточкам.
3. Животные в природе.

-Назовите известные вам животные. Их очень много, и они очень разные, но их можно разделить на классы. А хорошо ли вы знаете классы животных.
Работа в группах. У каждой группы карточки с названиями животных.
Задание: определить к какому классу они относятся и перечислить признаки данного класса.
На карточках названия животных:

1. Дрофа, курица, цапля, дятел, чайка.
2. Волк, медведь, белка, корова, собака.
3. Окунь, щука, карась, сом, ерш.
4. Лягушка, жаба, тритон, саламандра.
5. Змеи, ящерица, черепаха, крокодил.
6. Комар, стрекоза, муравей, кузнечик, божья коровка.
4.Изменения в жизни животных с приходом зимы.
-Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?

Солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, дает мало тепла и света. Исчезли нектар и сок у растений- основная пища насекомых. Они попрятались. Улетели многие птицы, остались только всеядныептицы- они зимуют. У многих животных пропала обычная пища- листья растений, насекомые, рыбы, водоросли. Снег укрыл землю, корешки растений и семена на земле, лед сковал водоемы. Стало холодно, даже шерсть не всегда согревает, трудно передвигаться по снегу, причем на снегу остаются хорошо заметные следы, выдающие их. Посмотрите в учебнике рисунок на странице 68-69. (Познание мира) На фоне белого снега животным трудно спрятаться.
5.Приспособление животных к зимним условиям.

-Давайте проследим на примере отдельных животных, как они решают свои трудности.
-Отгадайте загадку.
Бежит с горушки,
Прижав ушки. (Заяц)
-Где живет заяц? Чем он питается?
У зайца зимой исчезла обычная пища- листья растений, и он переключается на другую: кору, веточки, сухую траву и чуть- чуть хвою. Серую летнюю шубку заяц меняет на белую и более теплую. В белой шубе заяц малозаметен на снегу. Трудно передвигаться по снегу, но заяц имеет лапы, приспособленные к снегу, он наступает задними лапами на снег не кончиками лап, как все звери, а пол-лапой- большой площадью и проваливается не сильно.

А сейчас послушайте разговор Зайца и Сороки и скажите, чем же питается Заяц.
Сценка «Сорока и Заяц» (2 ученика)
-Заяц белый, куда бегал?
-На деревню.
-Для чего?
-Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.
-и нашел?
-Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие!
-А теперь ты куда?
-Осинку глодать.
-Да она, поди, горькая?
-Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел,- куда как сладкая осинка покажется!
(Ответы детей)
-По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица.
(Белка)

-А сейчас прочитайте текст «Белка» в учебнике на странице 70. (Познание мира) и расскажите , как решает зимние трудности белка.
-Догадайтесь, о ком идет речь.
-Это крупный хищник. Передвигаясь шагом, этот зверь идет след в след. Если идет целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных.(Волк)
-Чем питается волк? (Мясом других животных)
-Послушайте сообщение о волке и ответьте на вопросы:
1в. -Какие качества волка говорят, что он хищник.
2в. -Какую пользу приносят волки?

(Сообщение о волке приготовил ученик, выслушиваются ответы детей на поставленные вопросы)
-Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
-Прыгает по веткам белка, бегает по следу мышей лиса, а где же сейчас медведь?
-Действительно долгую зиму медведь проводит в берлоге. В это время он не употребляет пищи, а живет за счет накопленного летом и осенью жира. Обычно говорят, что медведь сосет зимой лапу. Почему? Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая, нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосет лапу, а на самом деле согревает ее губами и языком.
-Как проводит зиму медведь?

-Очень трудно увидеть в природных условиях диких животных . Они очень чуткие и осторожные, прячутся при приближении человека. Но можно не видя животное , по отпечаткам его лап на снегу узнать ,какой зверь здесь прошел. Лучше всего читать следы по свежевыпавшему снегу. Снежный покров- это как «белая книга», в которой зверь «расписывается» о своем присутствии. У каждого зверя свои собственные, характерные следы.
-А сейчас, ребята, закройте глаза и представьте себе, что мы с вами оказались в зимнем лесу. Какой зимний лес? Идем мы с вами, идем и вот наткнулись на чьи- то следы. Откройте глаза и скажите, может кто из вас знает чьи это следы? (Показ следов)
6.Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?
-Ребята , сегодня на уроке мы увидели, какие удивительные животные живут рядом с нами. Они играют важное значение в природе и в жизни человека. Поэтому мы должны бережно и с любовью относиться к ним, ведь они наши меньшие братья.
Чтение стих. Б Заходера
«Все-все на свете нужны!»
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×