Дистанционное обучение в условиях пандемии
Появившийся и стремительно распространившийся в 2020 году COVID - 19 изменил жизнь жителей почти всех стран мира. Даже самые развитые государства испытали растерянность перед новым коварным заболеванием, которое уже унесло жизни более миллиона людей, парализовало мировую экономику и кардинально поменяло взгляды на привычные вещи. Пандемия коронавируса, без преувеличения, стала испытанием на прочность практически всех сфер жизнедеятельности человека. Определенные сложности проявились и в системе образования, причем на всех уровнях – от начального до высшего.
Так, в Казахстане, как и повсеместно, после объявления в середине марта этого года ЧП и жесткого карантина все учреждения образования перешли на дистанционное обучение. Конечно, данный формат педагогам нашей страны был в общем - то знаком, но так массово, всеохватно он стал применяться впервые, поэтому не все педагоги школ и вузов были готовы к возникшей ситуации. И многие буквально на ходу учились давать своим подопечным знания в новых условиях – в режиме онлайн. К этому прибавилось и то, что не все обучающиеся, находясь вдали от мест учебы, имели соответствующую технику и доступ к Интернету. И педагоги делали все возможное, чтобы не останавливать образовательный процесс, не допустить явных пробелов в знаниях своих учеников. Ответственность и тех, и других возросла многократно.
В этих условиях усилилась главная задача педагога – научить учиться, развить у учащихся стремление к постижению новых знаний. Образование, по сути, – это двустороннее движение, где его участники, в отличие от ситуации на дорогах, должны двигаться навстречу друг другу. Только так одна сторона (педагоги) сможет квалифицированно давать знания, а другая (обучающиеся) – брать их. И учебный процесс будет эффективным для всех участников этого процесса. Онлайн - образование в условиях пандемии выявило и плюсы. У преподавателей возросла не только ответственность, но и «проснулся» творческий подход, а у их подопечных – появилась необходимость в более самостоятельной работе.
Особые сложности возникают, если стороны разделяет языковой барьер. Сегодня во многих вузах есть такое подразделение как факультет довузовского образования, где казахскому и русскому языкам обучаются иностранные студенты. Первым в этом важном деле, объединяющем людей разных национальностей и стирающем границы между странами, был КазГУ им. С. Кирова (ныне – КазНУ им. аль - Фараби). В этом году кафедра языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев факультета довузовского образования отмечает свое 35 - летие. За эти годы здесь прошли обучение свыше 5000 граждан около 100 стран мира. Преподаватели прилагают все усилия, чтобы иностранные слушатели получили качественную языковую подготовку и после окончания факультета успешно продолжили обучение по выбранной специальности.
И в это непростое время, когда в мире бушует эпидемия коронавируса, факультет оперативно отреагировал на требования времени, которое поставило необходимость быть гибким и мобильным, а преподаватели подтвердили свой профессионализм. Необходимо было в короткие сроки перестраивать весь процесс обучения. С 16 марта 2020 года новой формой преподавания и стало дистанционное обучение. Преподаватели быстро адаптировались к изменениям, осознавая большую ответственность перед студентами. В этих условиях в июне т. г. выпускники факультета получили свой первый в Казахстане важный документ на пути к профессии. Девять месяцев они преодолевали трудности в изучении русского языка, успешно справились с переходом на режим онлайн и достойно сдали итоговые экзамены.
Новый учебный год также начался с дистанционного обучения. Непривычно тихо и пусто в аудиториях. Границы закрыты, студенты, желающие изучать русский язык, не смогли приехать на учебу. В сложившейся ситуации главным было решить вопрос, как результативно обучать в новом формате всех учащихся в целом и каждого из них в отдельности. А география студентов обширна, при составлении учебного графика нужно учесть и разницу во времени, и возможность доступа к сайтам. Так, например, в Китае, откуда немало наших слушателей, ограничен доступ ко многим ресурсам. Одни могут выходить в Zoom, другие – в Skype. График обучения выстраивался буквально для каждого студента.
Конечно, отсутствие живого общения создает определенные сложности для отработки учебных дисциплин. Изучение языка как иностранного требует постоянного взаимодействия ученика и учителя, но наши педагоги направляют все усилия, чтобы более эффективно организовать учебный процесс. Для качественного обучения студентов весь профессорско - преподавательский состав прошел подготовку по использованию информационных платформ и дистанционных образовательных технологий. Преподаватели ведут занятия на платформах Skype, Zoom, используют и Whatsapp. При этом серьезное внимание уделяется и воспитательной работе с иностранными учащимися. Преподаватели организуют для них познавательные кураторские часы. На факультете действуют клубы по интересам: клуб любителей русской литературы, музыкальный «Көңілді әндер», клуб межкультурной коммуникации «Глобус», краеведческий «Саяхат», клуб любителей кино. Чтобы разнообразить процесс обучения кураторы и руководители клубов и в условиях карантина проводят тематические вечера и онлайн - экскурсии. Преподаватели стараются дать не только академические знания, но и познакомить учащихся с произведениями русских и казахских писателей на языке оригинала, рассказать об истории университета, города и нашей страны.
Безусловно, для факультета ситуация с коронавирусом стала вызовом. Карантин заставил понять, что необходимо быть готовым к переменам, сейчас никто не может гарантировать, что следующий год будет обычным, а учеба - в традиционном виде. Да, к новому формату постепенно привыкают и студенты, и преподаватели. И всё же и те, и другие ждут окончания карантинных мер и возвращения к привычному режиму. Но, к сожалению, и ВОЗ, и эксперты на местах предрекают новую волну распространения коварного вируса. Значит, педагогам расслабляться рано и надо встретить ее во всеоружии, не только использовать накопленный опыт, но и постоянно искать новые пути и более эффективные способы передачи знаний учащимся. Самое главное, экзамен на профессионализм в условиях пандемии сдан, а преподаватели готовы к новым испытаниям!
Б. С. Айдарова
преподаватель кафедры языковой и
общеобразовательной подготовки иностранцев
факультета довузовского образования
КазНУ им. аль - Фараби
Дистанционное обучение в условиях пандемии
- ramuk_b
- 12 қараша 2020
- 802
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Дистанционное обучение, условиях пандемии
Ұқсас жаңалықтар:
К 35 - летию кафедры языковой и общеобразовательной подготовки иностранцев ...
Юбилей - это особый праздник! Это время подведения итогов и открытия новых горизонтов! 35 лет назад был открыт подготовительный факультет для...Главное - воспользоваться возможностью сейчас
В Казахстане был введен карантин против распространения коронавируса, а национальная система высшего образования с сентября этого года переходит на...Иностранные студенты учатся в онлайн-режиме
Из-за распространения коронавируса с 16 марта текущего года КазНУ имени аль - Фараби перешел на дистанционное обучение....Воспитательное мероприятие в онлайн - режиме
На факультете довузовского образования КазНУ им. аль - Фараби учатся студенты - иностранцы из разных стран мира и они изучают казахский и русский...Выбор профессии - реалии современной жизни
На факультете довузовского образования КазНУ им. аль - Фараби учатся студенты - иностранцы из разных стран мира....Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.