Сайтқа кіру Тіркелу

"Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева

Тема: "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с новым жанром лирики - стихотворения в прозе; учить приемам исследовательского характера, аналитической работе с текстом, расширять читательский кругозор учащихся.
Развивающие: развитие исследовательских умений учащихся, умений и навыки выражать свои взгляды.
Воспитательные: воспитывать чувство сострадания, любовь к людям; прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И. С. Тургенева
Наглядность: компьютерная презентация, опорная таблица учащихся, таблицы оценивания

Методика: обучение анализу текста, навыки связанной речи.
Ход урока
I Орг. момент
1. Психологический тренинг.

II. Объяснение нового материала: Сегодня мы продолжим изучать творчество И. С. Тургенева. (Слайд 1)

- Ребята, запишите тему урока И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе» Запись в тетрадях

Эпиграф: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь».
И. С. Тургенев

Прежде чем познакомиться со «Стихотворениями в прозе» давайте послушаем историю создания «стихотворений в прозе». Слово предоставляется Абдибековой Айдане.
Сообщение «История созданий «Стихотворений в прозе».
Слово учителя: Итак, в русской литературе появляется новый жанр литературы, стихотворения в прозе.

Вопрос всему классу: чем отличается проза от поэзии? Ответ им опираясь на таблицу. (Таблица, 1)
Характерные черты Стихотворение Стихотворение в прозе

жанр 1. Небольшое, чаще всего лирическое, произведение,
созданное по законам
стихотворной речи: 1. Небольшое прозаическое произведение лирического характера

метр  -
ритм  -
рифма  -
способ размещения на листе строфы (все строки красные) сплошной текст
задача: передача чувств, переживаний, вызванных теми или иными жизненными впечатлениями передача чувств, переживаний, вызванных теми или иными жизненными впечатлениями

Определение данное в Краткой литературной энциклопедии: Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерный все признаки лирического стихотворения, за исключением метра, ритма и рифмы: небольшой объем, часто – членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг обзоров, мотивов, идей характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общаяустановканавыражениесубъективноговпетчатленияилипереживания.
Слово учителя:
Каждое стихотворение И. С. Тургенеева – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл. Писателя восхищает чувство любви в любом проявлении, будь то любовь между мужчиной и женщиной, любовь к близким, или любовь к человечеству («Два богача», «Памяти Ю. П. Вревской», «Нищий», «Милостыня»). Любовь у Тургенева - всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему. Любовь для него - едва ли не единственное, в чём человеческая личность находит своё высшее утверждение. Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Герои готовы пойти на самопожертвование, перенести «все страдания, все удары», только бы спасти других, и им «не нужно ни благодарности, ни сожаления» («Порог»). Для Тургенева существует только любовь - жертва, он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. Сила любви противостоит силе зла и смерти. Тургенев в «Стихотворениях в прозе» выступает как источник жизнелюбия, тонко чувствующий красоту жизни, умеющий преодолевать мрачные настроения. Писатель вложил в свои «Стихотворения в прозе» веру в силу любви и любовь к жизни.
Стихотворения в прозе я хочу начать с отрывка из стихотворения «Как хороши, как свежи были розы...». Это стихотворение Тургенев посвятил знаменитой певице Полине Виардо. Звучит музыка.

Где - то, когда - то, давно - давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы...
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы..
А теперь послушаем историю любви И. С. Тургенева и П. Виардо. Слово предоставляется Баспаковой Камиле.

Слово учителя:
Прочитаем некоторые стихотворения, сделаем их анализ.

IІІ. Анализ «Стихотворений в прозе». І группа работает по стихотворению «Два богача», ІІ -«Порог»,
ІІІ группа «Воробей». ІҮ группа «Стой»
План работы в творческих группах.
1. Прочитать выразительно стихотворение.
2. Проанализировать стихотворение по плану.
а) тема, б) идея в) образ с) художественные средства( метафоры, эпитеты, гипербола...)
3. Обобщение.(Как проявляется любовь в стихотворениях )

«Порог» «Два богача»
Жертва милосердие
Любовь
«Стой» « Воробей»
Влюбленность отвага

Каждая группа производит анализ стихотворения по образцу.
Анализ стихотворения в прозе «Порог»
а) тема: полное отречение от всего во имя цели.
б) идея: возможность восприятия жертвы во имя цели
в) образы: девушка, голос из глубины здания, еще Кто - то, чей голос пронесся откуда - то в ответ
с) художественные средства: эпитеты, громадное здание.

V. Рефлексия.

Итак, подведём итоги
Что нового вы узнали на уроке?
1) об особенностях жанра стихотворений в прозе

2) Какое место занимают они в творчестве писателя.
В казахской литературе в жанре стихотворения в прозе известно имя М. Жумабаева
БАЛАПАН ҚАНАТ ҚАҚТЫ
(“Балапан” журналына арналып қара сөзбен жазылған өлең)
Балапан қанат қақты...
Жас едi. Қанаты да қатып жеткен жоқ едi. Амалсыз қақты.
Солтүстiктiң суығына шыдай алмады. Суық жел сүйегiне жеттi. Ызғар өкпесiне өттi.
Ұшып орманға барып едi, күнi кеше күбiрлесiп, күлiмдесiп, жылы құшағына шып тұрған ағаштар бұған мойнын бұрмады. Ұшып тоғайға барып едi, қанша шырылдап айналып жүрсе де, қалың ақ кебiнiн жамылып, тоғай тұрмады.
Балапан баспана таба алмады.
Балапан қанат қақты...
Аштан өлетiн болды. Ойды – қырды қар басқан. Бiр қылтанақ таба алмады. Тоңып, дiрiлдеп, аласұрып жүрген балапанды көрiп: “Қора макiр, қолымда тұр, қалған – құтқанымды берермiн”, — деп күледi солтүстiктiң салқын жүрек, тас бауыр адамы!
Балапан қанат қақты...
Ойы — жан дәрмен жылы жаққа жетпек, егiз Есiл — Нұраның тәттi суларынан iшiп, Аралдың ыстық құмын құшпақшы. Терең Балқаштың мөлдiрiне шомылмақшы. Алтайдың етегiнде “уһ” деп демiн алып, Марқакөлдiң қаймағында жүзбекшi.
Балапан қанат қақты...

ІҮ. Обобщение темы. Итак, основная тема стихотворении в прозе И. С. Тургенева тема любви.
Давайте, стремиться к тому, чтобы в нашей жизни было больше радостей. Пусть всегда нас озаряет луч света и любви. Хочу напомнить вам слова И. С. Тургенева, которые служат эпиграфом нашего урока.
ҮІ. Домашнее задание: Выучить стихотворение в прозе «Русский язык». Из курса казахской литературы найти стихотворения в прозе.
ҮІІ. Оценивание учащихся.
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Чтение стихотворения М. Хакимжановой «Дежурный»

Чтение стихотворения М. Хакимжановой «Дежурный»

Цели ОУД 0. 1. 1. 1. Отвечать на вопросы по содержанию небольших текстов, сказок, рассказов, детских стихотворений и т. д. 0. 2. 1. 1. Распознавать...
Разработка открытого урока по самопознанию

Разработка открытого урока по самопознанию

Я приглашаю вас в интересное путешествие в прекрасное королевство, которое называется «Страна Любви» (звучит музыка)....
П. Н. Васильев - поэт исключительного дарования. Особенности художественной ...

П. Н. Васильев - поэт исключительного дарования. Особенности художественной ...

Развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;...
Простое предложение

Простое предложение

Аманшеева А. Ж. учительница русского языка и литературы средней школы М. Жумабаева Айтекебийского района Актюбинской области...
Любовная лирика А.С.Пушкина

Любовная лирика А.С.Пушкина

Тема: « Он пел любовь…» Любовная лирика А. С. Пушкина...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×