Тема: Антонимы
Цели и задачи:
Образовательные: повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова - синонимы. Познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие « антоним». Научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
Развивающие: развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей. Развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные: Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного. Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу. Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы, беречь её дары.
Тип урока: комбинированный
Методы: репродуктивный, метод чтения, беседа, рефлексия.
Оборудования: интерактивное, програмное обеспечение Word Power Point, плакаты « Времена года»; иллюстрации картин, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие
- Мотивация.
К первому рисунку подберите синонимы – имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый) А этого человечка? (печальный, грустный, несчастный)
- Подберите синонимы - имена существительные – ко второму рисунку, которые бы рассказали, что случилось у этого человечка ( горе, беда, несчастье)
II. Опрос домашнего задания
1) Упражнения 108, 109
2) А теперь, ребята, давайте включим « Радионяню» - весёлый урок на тему « Синонимы»
Записываем в тетрадях число, классная работа. Ребята, давайте сыграем в игру: « Угадай слово». Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадях.
1. Группа специалистов, которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках, конкурсах, состязаниях. ( жюри )
2. Красная строка, отступ вправо в начале строки. ( абзац )
3. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях. ( вокзал )
4. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. (синонимы)
Т. е, ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.
Давайте обобщим эти понятия.
Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях ( түсіндірме сөздігінде).
Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же признак предмета ( весёлый ), один и тот же предмет ( дорога и путь ). одно и то же действие ( убирать и снимать урожай )
Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.
А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать, а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют противоположное значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.
Кроссворд « Спрятанное слово
с л А д к и й
к о Н ч а т ь
з а Т и ш ь е
п л О т н ы й
л е Н и в ы й
д л И н н ы й
т е М н о т а
Горький – сладкий Трудолюбивый - ленивый
Начинать – кончать Короткий - длинный
Буря – затишье Свет – темнота
Рыхлый – плотный
Теперь записываем тему урока: « Антонимы». Значит антонимы
( от греческого слова анти – против. оним – имя) слова одной и той же части речи с противоположным значением.
А все ли слова имеют противоположное значение?
Сейчас проверим.
Игра « Смотри, не ошибись».
Большой ( маленький ), много ( мало ), стакан, высокий – низкий, верблюд, весёлый ( грустный ), дом, хорошо ( плохо ), часы, кофе, чай, конец ( начало ), Аскар, яблоко, Анель, золотой, я, мир ( война ), пятый, Уалихан, синий, чёрный ( белый ).
Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.
Нет антонимов у имён собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета ( кроме белый – чёрный ), прилагательных, образованных от названия металлов.
А теперь работа по учебнику ( стр. 53 задание для развития речи ). Слайды « Ранняя и поздняя осень».
Выписываем слова, противоположные по значению:
Высокие – низкие
Огромный – маленький
Толстый – тонкий
Словарная работа
Схожие сравнения можно найти и на этом рисунке ( плакат с рисунком двух мальчиков )
1) Толстый худой
2) Высокий низкий
3) Весёлый грустный
4) Темноволосый светловолосый
5) Добрый злой
6) Аккуратный грязный
7) Умный глупый
8) Румяный бледный.
Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов.
Давайте. Обратим внимание на « Времена года» и постараемся подобрать антонимические пары:
Зима – лето Жарко – холодно пасмурно – солнечно
Влажно – сухо
А теперь внимание на доску. Найти антонимы к словам
Да - … Хороший - … утро - …
Дерево - … мир - … Алия
Весело - … дом - … пятый
Немного отдохнём и на загадки дадим отгадки.
Я антоним к слову – «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама.
Потому что я ( зима ).
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь ( тишина ).
Следующая игра: « Эстафета»
( Каждому учащемуся раздаются по листку со словом, для которого надо найти антоним ).
Смысл игры заключается в быстроте и правильности ответов.
богатый больше Да
первый здоровый Горький
плохой мало Правда
умный вперёд Белый
хорошо весёлый Лучше
чёрный война Вверх
дёшево радость тишина
Работа по учебнику ( стр. 55 упражнение 125 )
1. Чтение диалога по ролям
Диалог Монолог
( беседа двух ( речь одного лица ) или нескольких лиц )
При диалогах и монологах можно использовать антонимы.
Также есть названия произведений в основе которых есть антонимы:
- « Война и мир» Л. Н. Толстого
- « Толстый и тонкий» А. П. Чехова
- « Живые и мёртвые» К. М. Симонова
С этими произведениями мы с вами познакомимся в старших классах.
Антонимы также используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.
Например:
Правой рукой строит, а левой разрушает
Ученье – свет, неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет.
А теперь внимание на доску
Творческий диктант
Легко сказать, да ( трудно доказать)
Впереди беги, а ( назад оглядывайся)
Мягко стелет. да ( жестко спать )
Смотрит вдоль, а ( видит поперёк )
Музыкальные отрывки
( тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – весёлая, успокаивающая – возбуждающая ).
« Игра в мяч»
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру « Наоборот».
Скажу я слово « высоко»
А ты ответишь ( низко )
Скажу я слово « далеко»,
А ты ответишь ( близко )
Скажу я слово « потолок»,
А ты ответишь ( пол )
Скажу я слово « потерял»
И скажешь ты ( нашёл )
Скажу тебе я слово « трус»
Ответишь ты ( храбрец )
Теперь начало я скажу
Ну отвечай ( конец ).
IY. Обобщение и закрепление материала
Последнее обобщающее задание нашего урока:
Найти пары слов – антонимов в предложении:
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уродливые. здоровые и больные весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
А вас, ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.
Y. Задания на дом:
1) Упражнения 126, 128.
2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.
YI. Выставление и комментирование оценок.
Антонимы
- Сабира73
- 22 мам 2013
- 3879
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Антонимы, синонимы, руский язык
Ұқсас жаңалықтар:
Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»
Цели: Повторение и систематизация изученного, формирование умений сравнивать, классифицировать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать...Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Тема урока: «Образование слов с помощью приставок и суффиксов» Цели урока: а) показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью...Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»
Костанайская обл., г. Аркалык общеоразовательная средняя школа №1 учитель русского языка и литературы Сапакова Жанна Мукашевна...Антонимы
ЗКО г. Уральск СОШ №14 учитель русского языка и литературы Чигирева Алтын Жигировна...Интеллектуальная игра «Великий, могучий русский язык»
Жарылкасын Гаухар Айболаткызы учитель русского языка и литературы сш№170 Кызылрдинской области, Казалинского района Тема: Интеллектуальная игра...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.