Сайтқа кіру Тіркелу

Антонимы

Тема: Антонимы
Цели и задачи:
Образовательные: повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова - синонимы. Познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие « антоним». Научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
Развивающие: развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей. Развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные: Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного. Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу. Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы, беречь её дары.
Тип урока: комбинированный
Методы: репродуктивный, метод чтения, беседа, рефлексия.
Оборудования: интерактивное, програмное обеспечение Word Power Point, плакаты « Времена года»; иллюстрации картин, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие
- Мотивация.
К первому рисунку подберите синонимы – имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый) А этого человечка? (печальный, грустный, несчастный)
- Подберите синонимы - имена существительные – ко второму рисунку, которые бы рассказали, что случилось у этого человечка ( горе, беда, несчастье)
II. Опрос домашнего задания
1) Упражнения 108, 109
2) А теперь, ребята, давайте включим « Радионяню» - весёлый урок на тему « Синонимы»
Записываем в тетрадях число, классная работа. Ребята, давайте сыграем в игру: « Угадай слово». Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадях.
1. Группа специалистов, которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках, конкурсах, состязаниях. ( жюри )
2. Красная строка, отступ вправо в начале строки. ( абзац )
3. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях. ( вокзал )
4. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. (синонимы)
Т. е, ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.
Давайте обобщим эти понятия.
Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях ( түсіндірме сөздігінде).
Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же признак предмета ( весёлый ), один и тот же предмет ( дорога и путь ). одно и то же действие ( убирать и снимать урожай )
Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.
А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать, а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют противоположное значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.
Кроссворд « Спрятанное слово
с л А д к и й
к о Н ч а т ь
з а Т и ш ь е
п л О т н ы й
л е Н и в ы й
д л И н н ы й
т е М н о т а
Горький – сладкий Трудолюбивый - ленивый
Начинать – кончать Короткий - длинный
Буря – затишье Свет – темнота
Рыхлый – плотный
Теперь записываем тему урока: « Антонимы». Значит антонимы
( от греческого слова анти – против. оним – имя) слова одной и той же части речи с противоположным значением.
А все ли слова имеют противоположное значение?
Сейчас проверим.
Игра « Смотри, не ошибись».
Большой ( маленький ), много ( мало ), стакан, высокий – низкий, верблюд, весёлый ( грустный ), дом, хорошо ( плохо ), часы, кофе, чай, конец ( начало ), Аскар, яблоко, Анель, золотой, я, мир ( война ), пятый, Уалихан, синий, чёрный ( белый ).
Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.
Нет антонимов у имён собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета ( кроме белый – чёрный ), прилагательных, образованных от названия металлов.
А теперь работа по учебнику ( стр. 53 задание для развития речи ). Слайды « Ранняя и поздняя осень».
Выписываем слова, противоположные по значению:
Высокие – низкие
Огромный – маленький
Толстый – тонкий
Словарная работа
Схожие сравнения можно найти и на этом рисунке ( плакат с рисунком двух мальчиков )
1) Толстый худой
2) Высокий низкий
3) Весёлый грустный
4) Темноволосый светловолосый
5) Добрый злой
6) Аккуратный грязный
7) Умный глупый
8) Румяный бледный.
Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов.
Давайте. Обратим внимание на « Времена года» и постараемся подобрать антонимические пары:
Зима – лето Жарко – холодно пасмурно – солнечно
Влажно – сухо
А теперь внимание на доску. Найти антонимы к словам
Да - … Хороший - … утро - …
Дерево - … мир - … Алия
Весело - … дом - … пятый
Немного отдохнём и на загадки дадим отгадки.
Я антоним к слову – «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама.
Потому что я ( зима ).
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь ( тишина ).
Следующая игра: « Эстафета»
( Каждому учащемуся раздаются по листку со словом, для которого надо найти антоним ).
Смысл игры заключается в быстроте и правильности ответов.
богатый больше Да
первый здоровый Горький
плохой мало Правда
умный вперёд Белый
хорошо весёлый Лучше
чёрный война Вверх
дёшево радость тишина
Работа по учебнику ( стр. 55 упражнение 125 )
1. Чтение диалога по ролям
Диалог Монолог
( беседа двух ( речь одного лица ) или нескольких лиц )
При диалогах и монологах можно использовать антонимы.
Также есть названия произведений в основе которых есть антонимы:
- « Война и мир» Л. Н. Толстого
- « Толстый и тонкий» А. П. Чехова
- « Живые и мёртвые» К. М. Симонова
С этими произведениями мы с вами познакомимся в старших классах.
Антонимы также используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.
Например:
Правой рукой строит, а левой разрушает
Ученье – свет, неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет.
А теперь внимание на доску
Творческий диктант
Легко сказать, да ( трудно доказать)
Впереди беги, а ( назад оглядывайся)
Мягко стелет. да ( жестко спать )
Смотрит вдоль, а ( видит поперёк )
Музыкальные отрывки
( тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – весёлая, успокаивающая – возбуждающая ).
« Игра в мяч»
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру « Наоборот».
Скажу я слово « высоко»
А ты ответишь ( низко )
Скажу я слово « далеко»,
А ты ответишь ( близко )
Скажу я слово « потолок»,
А ты ответишь ( пол )
Скажу я слово « потерял»
И скажешь ты ( нашёл )
Скажу тебе я слово « трус»
Ответишь ты ( храбрец )
Теперь начало я скажу
Ну отвечай ( конец ).
IY. Обобщение и закрепление материала
Последнее обобщающее задание нашего урока:
Найти пары слов – антонимов в предложении:
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уродливые. здоровые и больные весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
А вас, ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.
Y. Задания на дом:
1) Упражнения 126, 128.
2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.
YI. Выставление и комментирование оценок.
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»

Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»

Цели: Повторение и систематизация изученного, формирование умений сравнивать, классифицировать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать...
Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Тема урока: «Образование слов с помощью приставок и суффиксов» Цели урока: а) показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью...
Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»

Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»

Костанайская обл., г. Аркалык общеоразовательная средняя школа №1 учитель русского языка и литературы Сапакова Жанна Мукашевна...
Антонимы

Антонимы

ЗКО г. Уральск СОШ №14 учитель русского языка и литературы Чигирева Алтын Жигировна...
Интеллектуальная игра «Великий, могучий русский язык»

Интеллектуальная игра «Великий, могучий русский язык»

Жарылкасын Гаухар Айболаткызы учитель русского языка и литературы сш№170 Кызылрдинской области, Казалинского района Тема: Интеллектуальная игра...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×