Сайтқа кіру Тіркелу

Перелётные и зимующие птицы.

г. Жезказган сш. № 10
Учитель начальных классов
Кобелева Валентина Иосифовна

Тема: Перелётные и зимующие птицы.
Цель: Расширять кругозор, развивать знания о птицах, систематизировать знания, воспитывать любовь к природе.

Конкурсно - игровую программу мы сегодня посвящаем птицам перелётным и зимующим.
Учитель: Какое сейчас время года?
Каких птиц вы видите в нашей местности?
Птиц очень много – около 9 тыс. видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не 2-метровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов.

Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.

Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:
Как же фауна дескать,
Как же наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?
Ну, дрозды,
Ну, синички…
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только!

Вед: Да, ребята, птиц много и все они разные. Одни птицы получили свои имена за голос, другие за цвет, третьи – за поведение. Птицы - непоседы. Прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверёк. А вот улетать за тысячи километров и после снова возвратиться могут только птицы. И даже не все птицы. Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки – могут. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
- Как называют этих птиц? (Перелётные. Слайды.)
- Как называют птиц, которые у нас зимуют? Назови их (Слайды)

-Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Попробуйте отгадать.

1.Красногрудый, чернокрылый, Появляется ближе к зиме.
Любит зёрнышки клевать, питается семенами, почками,
С первым снегом на рябине ягодами. Цвет самки и самца
Он появится опять. (Снегирь) разный.

2.Чёрный проворный,
Кричит «крак»
Червякам враг.(Грач) (родня вороне. Весь чёрный, только основание клюва беловатое. Первым прилетает весной.)

3.Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.) (Перелётные, кормятся в воздухе, ловят насекомых. Хвост – вилочка.)

4.Верещунья белобока,
А зовут её … (Сорока.) (Зимует в наших краях, вся чёрная, длинный хвост. Единственная птица, которая узнаёт себя в зеркале.)

5.Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует, коноплю ворует. (Воробей.) (Живёт около жилья человека. Питается пищевыми отходами.)

6.На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (Скворец.) (Прилетают весной. Скворцы – птицы – пародисты. Копируют голоса других птиц. Полезная птица, уничтожает большое количество насекомых.)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.) (Невидимка. Неярок, осторожен. Прилетает одним из последних из тёплых стран. Красиво поёт.)

Учит.О ком я загадала загадки?
Названия каких птиц вы запомнили, отгадывая загадки?
Можно ли всех птиц увидеть зимой у кормушки? Почему?
Какие птицы улетают на юг? (Ласточки, соловьи, скворцы, грачи, стрижи.)
Какие птицы называются зимующими? (Снегири, синички, воробьи, голуби, вороны, сороки.)
Чем питаются птицы зимой? (Ягодами, семечками, хлебом.)
Почему птицы улетают на юг? (Нет корма.)

Физминутка.
Вот под ёлкою зелёной
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (Дети имитируют прыжки.)

Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (Стоя, машут руками и делают повороты на месте.)

Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (Садятся, низко опускают голову.)

Продолжаем разговор о птицах.
О какой птице я вам сейчас расскажу, отгадайте.
Эта птичка прилетает на лето, она любит солнышко и тепло. Птенчиков выводит в гнёздышке, которое сама лепит под крышей домов, но чаще всего эти птички строят гнёзда около рек. У них белая грудка, черная головка, чёрные крылышки, хвостик раздвоенный и похож на острый уголок.)

О какой птице я вам рассказала? (Ласточка.)
Зимующая она или перелётная? (Перелётная.)
А теперь попробуйте рассказать о любой птичке вы. Выберите картинку, она поможет вам рассказать. (Наводящие вопросы: какого цвета грудка, крылышки, когда выводят птенцов, зимующая она или перелётная, чем питается.)

Ребята, а знаете вы, как птицы готовятся к зиме?
Послушайте как Сорока и Глухарь готовятся к зиме.

Сорока и Глухарь.

-Здорово, Сорока! Где была? Куда летала?
-Летом в тёмном лесу жила, осенью – на лесной опушке.
-А теперь куда?
-В деревню, милок, в деревню!
-Чем же плохо тебе в лесу?
-Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно пустые, яички не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого!
-Чем же в деревне-то хорошо?
-Да как же, милок, да как же! У дворовой собаки косточку стяну, на помойке объедочков накопаю. Я птица не гордая!

Какие птицы остаются зимовать?

Учит. Трудно приходится птицам зимой, голодно, холодно. Как они готовятся к зиме? По-разному. Послушайте, как Тетерев переносит непогоду.

Ворон и Тетерев.
-Что Ворон, холодно?
-Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть… Вовсе закоченеешь.
-А ты делай как я. С дерева вниз головой в снег – бух! Под снегом-то как под одеялом. И ветер не задует, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадёшься!

Учит. Как же Тетерев переносит непогоду?

Теперь послушайте, как Дятел зимует.

Зяблик и Дятел.
-Уж больно бережёшь ты, Дятел, свой нос. Всё о сучки его чистишь!
-Мне, Зяблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь – носом стучи. Короеда несчастного выбить и того носом. Голова кругом! А весной и на барабане носом играй. Стучи во всю мочь по сушине. Греми на весь лес – иначе дятлихи и слушать не хотят! Того и гляди с носом останешься!
-Ох, Дятел, и стукатливая у тебя жизнь! Всё носом, да носом – того и гляди без носа останешься!

Почему Дятел не улетает на зиму?
Почему Дятла называют санитаром леса? Какую роль в жизни Дятла играет клюв?

А вот птица Клёст рада зиме. Почему? Послушайте, о чём рассказал он Чижу.
Клёст и Чиж.
-Ты, Клёст, чего визжишь? Обидели тебя что ли?
- Да нет, Чижик, это я радуюсь! Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, - до чего милы, до чего хороши!
-В этакий-то мороз?! Да они живыми не останутся!
-Ещё как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-Клестиха греет их вроде печечки. Им тепло, и сытно, и от моей песенки весело.

Чему же радовался Клёст?
А радуют ли вас птички? Как? (Радуют своим пением.) Послушайте, как поют некоторые птички. (Грамзапись.)
Недаром говорят: птицы – наши друзья. Берегите птиц, особенно зимой помогайте переносить сильные морозы, подкармливайте птиц. (Стихи.)
Сейчас мы пригласим на обед в столовую наших пернатых друзей. (На столе кормушка, на ней корм.) Кто же пожаловал к нам в гости?
-Кар-кар-кар! (Ворона.) (Прикрепляется к кормушке рисунок Вороны.)
-Чик чирик, чик-чирик. (Воробей.) (Рисунок.)
Гуль-гуль-гуль. (Голубь.)
Синь-синь-синь. (Синичка.)
Только с нашей помощью птицы перезимуют и встретят весну с радостью. Так давайте же поможем им перезимовать суровое время года, развесим кормушки и будем кормить птиц. (Кормушки сделали дети.)

-Представьте, что вы птицы, которые любят музыку, но не могут говорить по-человечески; представили и теперь песню Крокодила Гены хором прокаркать. (Прогоготать.)

-А сколько написано сказок, героями которых являются птицы. Вспомните их названия. (Гуси-Лебеди, Сорока-Белобока, Гадкий Утёнок, Серая Шейка и др.)

Теперь попрыгайте, но не так, как вы это делаете обычно, а как Воробей, Гусь.

-Представьте и мимикой, походкой, звуками изобразите разгневанного петуха.

-Прочитайте двустишье «Аист летает на охоту за лягушками к болоту» но не так, как обычно, а словно вы испугались собаки.

Вы знаете «Танец маленьких утят», в котором движения танцующих напоминают движения утёнка, открывающего клювик, машущего крылышками и хвостиком. Давайте попробуем его исполнить.

Две пары птичек-воробьёв. Лицом друг к другу. Зажимают лбами клубочки. По команде ведущего выполняют прыжки. Побеждает пара, сделавшая больше прыжков.
-Теперь разгадаем кроссворд.

-Конкурс «Прилетели птицы».
Ведущий перечисляет птиц, но если услышите что-то другое, нужно хлопать в ладоши и топать ногами.
-Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.
-Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
-Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.
-Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.
-Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы -соплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×