Сайтқа кіру Тіркелу

Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»

Предмет: Русский язык
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология».
Цели:
Повторение и систематизация изученного, формирование умений сравнивать, классифицировать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, развитие орфографической зоркости, творческих способностей;
- воспитание внимательности, сообразительности; любви к предмету.
Методы и приемы:
Слово учителя, беседа, компьютер, технологическая карта.

Ход урока
Орг. момент, Приветствие, целеполагание
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Сообщение темы, целей урока
- Орфоэпическая минутка красивее, жалюзи, поняла, звонит, досуг
Составить предложения со словами (устно)
1. Блиц - опрос - повторение теории
2. Распределение понятий в 2 столбика
Назовите, какие звуки всегда являются твёрдыми, не имеют пары по мягкости? ж, ш, ц
Назовите, какие звуки всегда являются мягкими, не имеют пары по твёрдости? ч, щ, й
Назовите, какие буквы обозначают звуки всегда звонкие, не имеющие пары по глухости?
Назовите, какие буквы обозначают звуки всегда глухие, не имеющие пары по звонкости?
Почему гласных букв больше, чем звуков?
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

Запишите в первый столбик слова с твёрдыми начальными согласными, во второй – с мягкими начальными согласными: бабушка, бегать, варежки, ветер, гараж, герб, марка, мебель.

Вы подумайте о чуде:
Сколько букв - сестёр родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов из них сложить?

Каждое слово соотносится с определённым понятием.
Коль хочешь узнать ты значение слова,
Словарь открывай под названьем «толковый»
В нём на страницах большая страна,
Лексикой, школьник, зовётся она.
Какие слова называются однозначными? многозначными?
Что такое синонимы?
Что такое антонимы?

Скоро каникулы!
В древности Каникулой называлась звезда. Она появлялась на небосклоне в разгаре лета. В июле начиналось самое жаркое время, когда школьникам давали передышку. В честь звезды эти дни называли каникулами, каникулярными.
Сначала каникулами называли только летний отдых. Потом слово каникулы стало относиться ко всякому перерыву в учении: летом, осенью, зимой, весной.

Составьте пары синонимов
работать отважный
плакать трусливый
смелый трудиться
робкий рыдать

Соедините линиями антонимы
Родной отдыхать
Работать чужой
Короткий большой
Маленький шумный
Тихий длинный

«Четвёртое лишнее»
1. Большой, громадный, гигантский, сильный.
2. Красивый, симпатичный, добрый, привлекательный.
3. Красота, прекрасный, чудесный, отличный.
4. Спасти, выручить, избавить, ругать.

Выпишите антонимы из пословиц
Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
В бою горько, зато потом сладко.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Труд кормит, лень портит.
Знай больше, а говори поменьше.
Труд всегда даёт, а лень берёт.
Одежда лучше новая, друзья лучше старые.

Тест
1 Фонетика – раздел языкознания, который изучает:
А) Части речи. В) Звуки речи. C) Ударение.
D) Словарный состава языка E) Способы образования слов.
2. Слово, в котором буква не обозначает звук:
A) Лицо. B) Тень. C) Книга. D) Дни. Е) Волна.
3. Укажите гласный звук.
A) [н] B) [й] C) [п] D) [к] Е) [и]
4. Синоним к слову интересный:
A) громкий B) занимательный C) честный D) белый E) умный
5. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
A) Ёжик B) Река C) Мел D) Нора E) Дом
6. Укажите ряд антонимов:
A) Горячий, холодный. B) Добро, свет. C) Смешной, интересный.
D) Вражда, ненависть. E) Чистый, лучший.
7. Укажите ряд синонимов:
A) Бежать, мчаться, идти. B) Обожать, ненавидеть, рисовать.
C) Скучный, праздничный, веселый D) Смех, гнев, ярость.
E) Пожилой, старый, юный
8. Многозначные слова - это...
A) Слова, имеющие несколько значений.
B) Слова, близкие по лексическому значению.
C) Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
D). Слова, противоположные по значению
E) Слова, употребляемые людьми той или иной местности.
9. Сколько букв в русском алфавите:
А. 36 букв В. 34 буквы С. 33 буквы Д. 42 буквы Е. 21 буквы
10. Укажите всегда твёрдые звуки
А) [Д, Т, З] В) [Ж, Ш, Ц] С) [Ш, Щ, В] Д) [С, Т, Ф] Е) [Р, Л, В]

Технологическая карта
Задание 1.
1. Переносное значение слова 2. Звуки гласные и согласные
3. Ударение 4. Однозначные слова
5. Глухие согласные 6. Синонимы
7. Антонимы 8. Ударные и безударные гласные
9. Лексическое значение слова 10. Парные и непарные звуки
11. Многозначные слова 12. Слог
Фонетика Лексикология
Задание 2.
Соедините линиями антонимы
Родной----отдыхать
Работать---чужой
Короткий----большой
Маленький---шумный
Тихий--------длинный

Тест
1 Фонетика – раздел языкознания, который изучает:
А) Части речи. В) Звуки речи. C) Ударение.
D) Словарный состава языка E) Способы образования слов.
2. Слово, в котором буква не обозначает звук:
A) Лицо. B) Тень. C) Книга. D) Дни. Е) Волна.
3. Укажите гласный звук.
A) [н] B) [й] C) [п] D) [к] Е) [и]
4. Синоним к слову интересный:
A) громкий B) занимательный C) честный D) белый E) умный
5. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
A) Ёжик B) Река C) Мел D) Нора E) Дом
6. Укажите ряд антонимов:
A) Горячий, холодный. B) Добро, свет. C) Смешной, интересный.
D) Вражда, ненависть. E) Чистый, лучший.
7. Укажите ряд синонимов:
A) Бежать, мчаться, идти. B) Обожать, ненавидеть, рисовать.
C) Скучный, праздничный, веселый D) Смех, гнев, ярость.
E) Пожилой, старый, юный
8. Многозначные слова - это...
A) Слова, имеющие несколько значений.
B) Слова, близкие по лексическому значению.
C) Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
D). Слова, противоположные по значению
E) Слова, употребляемые людьми той или иной местности.
9. Сколько букв в русском алфавите:
А. 36 букв В. 34 буквы С. 33 буквы Д. 42 буквы Е. 21 буквы
10. Укажите всегда твёрдые звуки
А) [Д, Т, З] В) [Ж, Ш, Ц] С) [Ш, Щ, В] Д) [С, Т, Ф] Е) [Р, Л, В]
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Конспект урока по грамоте на тему

Конспект урока по грамоте на тему "Закрепление"

Цели урока: 1. Повторить знания учащихся о гласных звуках и буквах. 2. Развивать умение распознавать йотированные гласные в начале слова и обозначать...
Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»

Повторение изученного по теме «Фонетика и лексикология»

Костанайская обл., г. Аркалык общеоразовательная средняя школа №1 учитель русского языка и литературы Сапакова Жанна Мукашевна...
Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос: кто и что?

Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос: кто и что?

Мангистауская область, Тупкараганский район, село Сайын Шапагатов Общеобразовательная школа-лицей №1 Учитель русского языка и литературы Кумекова...
Люби, цени и знай русский язык. Внеклассное мероприятие по русскому языку

Люби, цени и знай русский язык. Внеклассное мероприятие по русскому языку

Цель: воспитание чувств и любви к языкам, чувства ответственности и патриотизма у молодого поколения; Совершенствование речевых умений и навыков в...
«Буквы Ю,Я»

«Буквы Ю,Я»

Ақтөбе облысы, Ойыл ауданы Сапақкөл орта мектебі Орыс тілі пәні мұғалімі Бюрина Гулдарайым Жаныбековна...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×