Тема: Личные местоимения.
Задачи урока:
Образовательная: формировать умение различать местоимения по лицам - упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.
Воспитательная: Способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе, прививать любовь к природе.
Ход урока:
І. Орг. момент.
Дорогие ребята, здравствуйте. День за окном сегодня морозный и ясный, настроение у нас с вами сегодня прекрасное; давайте улыбнемся друг другу и начнем наш совместный урок.
Эпиграф к уроку (на доске).
" Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".
К. Паустовский
27 января 2012 года Президент нашей Республики Казахстан Н. А. Назарбаев обратился к народу со своим очередным посланием. И в нем говорится о роли русского языка в нашей республике. Наряду с государственным языком казахским официально действует и русский язык. Поэтому нам необходимо не только знать свой родной казахский язык, но изучать и русский язык.
Лексическая тема урока «Правила хорошего тона»
Хорошо воспитанный человек. Каким он должен быть?
Ответы ребят.
Очень хорошо приступим к уроку.
ІІ. Повторение
На предыдущих уроках какую часть речи мы изучили?
Что наз - ся числительным?
Разряды числительных. Привести примеры.
По строению числительные делятся на какие виды?
Правописание числительных. В каких числительных Ь знак пишется в конце?
Ь знак в середине числительных.
Для определения грамматической темы нашего сегодняшнего урока я хочу зачитать вам необычное стихотворение.
Вы, слушая его, определите какие части речи я заменила другой частью речи.
Учитель:
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
Учитель: Поняли вы что - нибудь? А как вы думаете, почему?
Вместо всех существительных я употребила местоимения
Оно о себе говорит так:
Себя во всём ценю я:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Каковы же функции местоимения?
Ответить на этот вопрос вам поможет стихотворение
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
Какие же функции у местоимения?
Уч - ся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.
Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?
Уч - ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
Учитель. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).
ІІІ. Изучение нового материала.
1) Проблемная ситуация.
Учитель. Послушайте диалог.
Уч - ся (разыгрывают сценку). Дамира, Айя
Дамира - Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
Айя - Да, хорошо.
Дамира - Мне нужна Атыргуль. Скажи, пожалуйста, она дома?
Айя - Нет, её нет.
Дамира – А Айдос? Он дома?
Разговаривая друг сдругом были ли они вежливы?
Учитель. Дамира, начиная разговор, как называет себя? (Я)
Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я - 1 - е лицо"). Дамира, а как бы ты назвала себя и Айю одним словом? (Мы).
("1 - е лицо"). Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто - то, какой - то собеседник".
Как Дамира обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Айю указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка "ты - 2 - е лицо).
Дамира, а как бы ты обратилась к Айе, Атыргуль, Айдосу, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы - "2 - е лицо").
А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.
Дамира и Айя говорят о ком - то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Атыргуль - она, Айдос - он ("3 - е лицо").
Ребята, а как бы вы назвали Дамиру и Айю одним словом - местоимением? (Они) ("3 - е лицо")
А каким словом назвать окно? (Оно) ("3 - е лицо").
Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.
Учитель. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. Өздік есімдіктер
В русском языке местоимение делится на разряды:
Показать на таблице.
Разряды местоимений.
Личные Я, ты, он, она, мы, вы, они.
Возвратное Себя
Вопросительные Кто?, что?, какой?, чей?
Относительные Кто, что, какой, чей, который
Неопределенные Некто, нечто, кое - кто, кто - то
Отрицательные Никто, ничто, ничей, никакой
Притяжательные Мой, твой, ваш, наш, свой
Указательные Тот, этот, такой, таков, столько.
Определительные Весь, всякий, сам, каждый
В казахском языке существует ли такая часть речи?
Как она называется? Привести примеры
Учитель читает стихотворение:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Сегодня на уроке мы подробнее остановимся на изучении личных местоимений. Тема нашего урока: "Личные местоимения"
Учитель. Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому - то).
В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т. е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого - нибудь лица, лиц, принадлежащий какому - нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Чтение правила
ІV. Закрепление
Учитель. Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём идёт речь?
Он, Она, Оно.
Моё стихотворение -
Про местоимения…
Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей…
А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл - плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Личные местоимения изменяются по падежам
Рассмотрим таблицы на стр 206
Изменим местоимения она, он, они
И. п она, он, они
Р. п ее его их
Д. п ей ему им
В. п ее его их
Т. п ею им ими
П. п о ней о нем о них
Предлоги с местоимениями пишутся раздельно
Работа у доски упр 415 Списать раскрывая скобки.
V. Самостоятельная работа
Массаж кистей рук.
1. Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.
2. После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти. Затем то же левой рукой.
3. А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.
4. Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.
За окном февраль еще холодно, но февраль скоро закончится и наступит весна. А первым весенним праздником будет праздник наших мам 8 - е Марта.
Мама
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.
Подчеркнутые слова замени местоимением
Мама
Мама! … ласковая и добрая. С … всегда легко и весело.
Спасибо …. за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о …,
береги …. …. заслужила это.
Проверим что же получилось
Мама
Мама! Она (И. п.) ласковая и добрая. С нею (Т. п.) всегда легко и весело. Спасибо ей (Д. п.) за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о ней (П. п.), береги её (В. п.). Она (И. п.) заслужила это.
Упражнение «Хитрые вопросы».
1. Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила:
«Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?
(Они вы – мы – ты).
2. Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи?
/подсказка: Добрая фея превратила этот овощ в сказочную карету для Золушки/(Ты – к – Вы).
3. Какое местоимение составлено из двух предлогов?(О – на).
4. Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево?(Он).
5. Какую букву и за какое местоимение нужно запрятать, чтобы получилось название животного?
(За – я – ц).
6. Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(Оно).
9. Анализ и оценка итогов работы.
Игра «Или нет, или да, а не знаешь – беда».
1. Местоимение – часть речи? (Да)
2. Личные местоимения ед. ч. склоняются? (Да)
3. Личные местоимения мн. ч. склоняются? (Да)
4. Предлоги с местоимениями пишутся слитно? (Нет)
5. Мы, вы, они – это местоимения ед. ч. (Нет)
6. В русском языке шесть падежей (Да
7. Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок? (Да)
О том какие вы знаете вежливые слова, мне бы хотелось бы услышать их от вас. Закончите фразы вежливыми словами
Растет даже ледяная глыба От слова теплого....(“Спасибо.”)
Зазеленеет старый пень, Когда услышит.... (“Добрый день.”)
Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь... (“Здравствуйте.”)
Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... (“Спасибо.”)
Когда нас бранят за шалости, Говорим... (Прости, пожалуйста.)
И во Франции, и в Дании На прощанье скажут... (“До свидания.”)
Этикет – не этикетка
И не новенький костюм,
Это – жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Во дворе и в школьном классе,
Дома и когда в гостях
Прост и вежлив оставайся –
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.
Подведем итоги урока.
Выставление оценок
ВОПРОСЫ:
1. Что принято считать хорошими манерами? (В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).
2. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга? (Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).
3. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).
4. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).
5. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый. (Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).
6. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).
7. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Надо пропустить того, кто выходит из магазина).
8. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).
9. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение? (Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).
10. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? (Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама).
11. Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном).
12. При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).
13. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).
14. Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).
15. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).
16. С какой стороны обходят прохожих? (Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).
17. Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это – вы или ваша спутница? (Мужчина).
18. Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми – мужчина или женщина? (Оба).
19. Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару? (Правой).
20. Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).
21. Может ли девушка отказаться от приглашения на танец? (Этикет разрешает отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины отказа),
22. Вы кого - то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”? (Извините).
23. Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек? (Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие – нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).
24. Как правильно говорить: “звони’те” или “Зво’ните”? (Звони’те).
25. Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина? (Женщина).
Личные местоимения
- Lyazat2014
- 4 ақпан 2014
- 4001
- 0
- 0
Ілмек сөздер: местоимения, русский язык, 6 класс
Ұқсас жаңалықтар:
Имя прилагательное как часть речи
Западно – Казахстанская область Город Уральск, Учитель русского языка и литературы Чигирева А. Ж....Части речи "Как на свете жить"
развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания; развивать орфографическую зоркость, внимание...Изменение глаголов по лицам
Акмолинская область, Атбасарский район Мариновская казахская средняя школа Учитель русского языка и литературы: Аубакирова Л. К....Как изменяются слова. Изменение по падежам
Мангистауская область, Тупкараганский район, село Сайын Шапагатов, общеобразовательная средняя школа - лицей №1 уцительница русского языка и...Как еще изменяются слова. Изменение по падежам
Цели: -познакомить учащихся с названиями остальных падежей и их вопросами;...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.