Сайтқа кіру Тіркелу

Способы подчинительной связи в словосочетании

Cмайлова Сауле Турсуновна
учитель русского языка и литературы
средней школы № 10 города Жезказган
Карагандинской области

Урок русского языка в 8 классе.
Тема: Способы подчинительной связи в словосочетании.
Цель: познакомить со способами подчинительной связи в словосочетании, научить определять способы связи в словосочетании.
Задачи:
учить самостоятельно делать выводы, используя метод наблюдения, метод эксперимента;
совершенствовать навыки работы с учебником, применять теоретические знания на практике;
учить моделировать словосочетания всех видов
учить видеть выразительность слова и красоту живописи
Оборудование: текст романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Репродукция картины И. Шишкина «Зима»

Ход урока.
I. Повторение изученного.
1) Коллективная работа с предложением
Произведениями изобразительного искусства человек живет не только в залах картинных галерей и музеев.
- Из предложения выписать грамматическую основу.
- Из предложения выписать сочинительное словосочетание.
- Выписать подчинительные словосочетания. Чем они отличаются от сочинительных?
2) Индивидуальная работа

Карточка №1
Из предложения выписать сначала сочинительные словосочетания, затем
подчинительные словосочетания.
Есть книги, которые еще с детства становятся нашими друзьями и советчиками.
Карточка №2
Составьте сочинительные и подчинительные словосочетания, объединенные темой «Книга».
3) Беседа
- Какие произведения изобразительного искусства вам известны?
- Изобразительное искусство и искусство слова. В чем их сходство и различия?
- Сегодня мы с вами при изучении новой темы будем обращаться к произведениям искусства: литературе и живописи.
II. Работа по новой теме. Сообщение темы урока. Запись темы: «Способы подчинительной связи»
1) Подготовка к объяснению новой темы. Наблюдения. Работа со словосочетаниями.
- В каждой группе словосочетаний найти главное и зависимое слово, определить часть речи зависимого слова.

I. эстетический вкус
первое впечатление
его поклонник
оживающая картина
II. удивляющий мастерством
красота слова
радует нас
III. запоминались легко
учиться слушать
говорить волнуясь
- Подумайте, почему словосочетания объединены в группы? Что их объединяет?
- Что общего у всех зависимых слов словосочетаний первой группы? второй группы?

- Проведем лингвистический эксперимент: изменим форму главного слова у словосочетаний первой группы (вкуса, впечатлению и т. д.) и словосочетаний второй группы (удивляющая, красоту). Что происходит с зависимыми словами? Сформулируйте вывод.
-Что общего у всех зависимых слов словосочетаний третьей группы?
- Итак, мы определили общие черты для всех групп словосочетаний, теперь нам необходимо узнать, как называются способы связи в каждой группе.
2) Самостоятельная работа с учебником. Беседа по содержанию параграфа:
- Как называются способы подчинительной связи?
- Используя материал учебника, определите способ связи в каждой группе словосочетаний (I - согласование, II - управление, III - примыкание).
3) Закрепление теоретического материала. Тесты
Дайте правильные ответы.
А1. Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены:

А. наречиями
Б. прилагательными
В. существительными
Г. деепричастиями
Д. причастиями
А2.Зависимые слова при связи «примыкание» могут быть выражены:

А. наречиями
Б. существительными
В. деепричастиями
Г. причастиями
Д. местоимениями
А2.Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены:

А. наречиями
Б. существительными
В. инфинитивом
Г. причастиями
Д. местоимениями
III. Тренировочные упражнения.
1) Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Глава II. Найдите описание бурана в степи.
- Выразительно прочитаем отрывок из романа: «Ямщик поскакал, но все поглядывал на восток... лошади шли шагом и скоро стали»
- Найдите в тексте словосочетания с разными видами связи: согласованием, управлением, примыканием.
После коллективной работы (по 1 - 2 словосочетания каждого вида) -самостоятельная работа. Проверка.
Согласование------------Управление----------------Примыкание

белую тучу------------обратилось в тучу----------бежали дружно
мелкий снег----------облегала небо---------------тяжело подымалась
в одно мгновенье----смешалось с морем------постепенно облегала
с свирепой выразительностью-----выл с выразительностью-----шли шагом
темное небо----------выглянул из кибитки-------скоро стали
снежным морем------засыпал меня и Савельича
- Какие выразительные средства языка помогли Пушкину ярко и зримо нарисовать картину бурана?
2) Буквенный диктант.
- На слух определите способ связи, под каждым номером запишите: С- согласование, П - примыкание, У - управление. Один ученик работает у доски.
1-не мог спорить, 2-отблагодарить человека, 3- из моего платья, 4- выручившего меня, 5- сказал хладнокровно, 6- заячий тулуп.
Самопроверка. Исправление ошибок.
1----2-----3----4----5-----6
П----У----С----У----П----С
- Вспомните, из какого эпизода романа взяты эти словосочетания.
IV. Творческая работа.
- Перед вами замечательная картина И. Шишкина «Зима». Составьте и запишите несколько словосочетаний с разными способами подчинительной связи по этой картине. Постарайтесь использовать выразительные возможности слова.
Проверка составленных словосочетаний.
V. Итоги.
- Что нового я узнал на уроке?
- За что я могу похвалить себя?
- Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать?
Д/з На выбор:
1) выписать из любимого литературного произведения словосочетания с разными способами подчинительной связи (всего не менее 15).
2) Написать сочинение - миниатюру по картине И. Шишкина «Зима», используя составленные на уроке словосочетания.
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×