Cмайлова Сауле Турсуновна
учитель русского языка и литературы
средней школы № 10 города Жезказган
Карагандинской области
Урок русского языка в 8 классе.
Тема: Способы подчинительной связи в словосочетании.
Цель: познакомить со способами подчинительной связи в словосочетании, научить определять способы связи в словосочетании.
Задачи:
учить самостоятельно делать выводы, используя метод наблюдения, метод эксперимента;
совершенствовать навыки работы с учебником, применять теоретические знания на практике;
учить моделировать словосочетания всех видов
учить видеть выразительность слова и красоту живописи
Оборудование: текст романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Репродукция картины И. Шишкина «Зима»
Ход урока.
I. Повторение изученного.
1) Коллективная работа с предложением
Произведениями изобразительного искусства человек живет не только в залах картинных галерей и музеев.
- Из предложения выписать грамматическую основу.
- Из предложения выписать сочинительное словосочетание.
- Выписать подчинительные словосочетания. Чем они отличаются от сочинительных?
2) Индивидуальная работа
Карточка №1
Из предложения выписать сначала сочинительные словосочетания, затем
подчинительные словосочетания.
Есть книги, которые еще с детства становятся нашими друзьями и советчиками.
Карточка №2
Составьте сочинительные и подчинительные словосочетания, объединенные темой «Книга».
3) Беседа
- Какие произведения изобразительного искусства вам известны?
- Изобразительное искусство и искусство слова. В чем их сходство и различия?
- Сегодня мы с вами при изучении новой темы будем обращаться к произведениям искусства: литературе и живописи.
II. Работа по новой теме. Сообщение темы урока. Запись темы: «Способы подчинительной связи»
1) Подготовка к объяснению новой темы. Наблюдения. Работа со словосочетаниями.
- В каждой группе словосочетаний найти главное и зависимое слово, определить часть речи зависимого слова.
I. эстетический вкус
первое впечатление
его поклонник
оживающая картина
II. удивляющий мастерством
красота слова
радует нас
III. запоминались легко
учиться слушать
говорить волнуясь
- Подумайте, почему словосочетания объединены в группы? Что их объединяет?
- Что общего у всех зависимых слов словосочетаний первой группы? второй группы?
- Проведем лингвистический эксперимент: изменим форму главного слова у словосочетаний первой группы (вкуса, впечатлению и т. д.) и словосочетаний второй группы (удивляющая, красоту). Что происходит с зависимыми словами? Сформулируйте вывод.
-Что общего у всех зависимых слов словосочетаний третьей группы?
- Итак, мы определили общие черты для всех групп словосочетаний, теперь нам необходимо узнать, как называются способы связи в каждой группе.
2) Самостоятельная работа с учебником. Беседа по содержанию параграфа:
- Как называются способы подчинительной связи?
- Используя материал учебника, определите способ связи в каждой группе словосочетаний (I - согласование, II - управление, III - примыкание).
3) Закрепление теоретического материала. Тесты
Дайте правильные ответы.
А1. Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены:
А. наречиями
Б. прилагательными
В. существительными
Г. деепричастиями
Д. причастиями
А2.Зависимые слова при связи «примыкание» могут быть выражены:
А. наречиями
Б. существительными
В. деепричастиями
Г. причастиями
Д. местоимениями
А2.Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены:
А. наречиями
Б. существительными
В. инфинитивом
Г. причастиями
Д. местоимениями
III. Тренировочные упражнения.
1) Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Глава II. Найдите описание бурана в степи.
- Выразительно прочитаем отрывок из романа: «Ямщик поскакал, но все поглядывал на восток... лошади шли шагом и скоро стали»
- Найдите в тексте словосочетания с разными видами связи: согласованием, управлением, примыканием.
После коллективной работы (по 1 - 2 словосочетания каждого вида) -самостоятельная работа. Проверка.
Согласование------------Управление----------------Примыкание
белую тучу------------обратилось в тучу----------бежали дружно
мелкий снег----------облегала небо---------------тяжело подымалась
в одно мгновенье----смешалось с морем------постепенно облегала
с свирепой выразительностью-----выл с выразительностью-----шли шагом
темное небо----------выглянул из кибитки-------скоро стали
снежным морем------засыпал меня и Савельича
- Какие выразительные средства языка помогли Пушкину ярко и зримо нарисовать картину бурана?
2) Буквенный диктант.
- На слух определите способ связи, под каждым номером запишите: С- согласование, П - примыкание, У - управление. Один ученик работает у доски.
1-не мог спорить, 2-отблагодарить человека, 3- из моего платья, 4- выручившего меня, 5- сказал хладнокровно, 6- заячий тулуп.
Самопроверка. Исправление ошибок.
1----2-----3----4----5-----6
П----У----С----У----П----С
- Вспомните, из какого эпизода романа взяты эти словосочетания.
IV. Творческая работа.
- Перед вами замечательная картина И. Шишкина «Зима». Составьте и запишите несколько словосочетаний с разными способами подчинительной связи по этой картине. Постарайтесь использовать выразительные возможности слова.
Проверка составленных словосочетаний.
V. Итоги.
- Что нового я узнал на уроке?
- За что я могу похвалить себя?
- Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать?
Д/з На выбор:
1) выписать из любимого литературного произведения словосочетания с разными способами подчинительной связи (всего не менее 15).
2) Написать сочинение - миниатюру по картине И. Шишкина «Зима», используя составленные на уроке словосочетания.
Способы подчинительной связи в словосочетании
- Гульнар-1
- 11 маусым 2012
- 3607
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Способы, подчинительной связи, словосочетания, руский язык
Ұқсас жаңалықтар:
Словосочетание
Западно – Казахстанская область, Город Уральск, учитель русского языка и литературы Чигирева А. Ж....Синтаксическая связь в словосочетании и предложении
Шоманова Зияда Асетовна, учитель русского языка и литературы сш №163 поселка Жанакорган Кызылординской области...Словосочетание
г. Астана, Гимназия №5, учитель русского языка и литературы Бейсембаева Бакыт Тюлегеновна...Второстепенные члены предложения
Павлодарская область, Иртышский район, с Амангельды, Учитель русского языка и литературы Шарманова Гульсайран Калимулловна...Словосочетание
Тема урока: «Словосочетание » Учебно - воспитательные задачи урока: 1.Обучающая: Умение определять способы связи слов в словосочетании. Закрепление...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.