2. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах.
3. Применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся определять в устной и письменной речи предложения с обособленными обстоятельствами; повысится пунктуационная грамотность учащихся; формируются способности работать в группе и в паре, выполнять практические задания самостоятельно; конструировать монологическое высказывание.
Ход урока:
1. Организационный момент: Психологический тренинг
«Пойми меня»
Деление на группы: Все встанут у доски. Один из уч - ся жестом, с помощью рук и ног, показывает вид зимнего спорта. Те, которые угадали этот вид спорта, становятся членами этой команды. Затем выходит второй ученик, таким же путем создает себе команду, и третий ученик делает то же самое.
2. Проверка домашнего задания: упражнения № 3, 4 стр 191.
3. Этап вызова:
«Метод карусель»: 1 - группа на белой бумаге напишет 3 - 4 обстоятельства; 2 - группа напишет 3 - 4 деепричастии, 3 - группа деепричастные обороты. После того как напишут 1 - группа передает бумагу второй группе, и они напишут свои обстоятельства, вторая группа - третьей, третья группа - первой. В конце каждая группа защищает свои работы.
Следующие задания по группам:
1 - группа: Списать предложения и вместо точек написать нужные деепричастия.
1. Море, …………, выкатывало небольшие волны.
2. Разведчик, ……….., стал следить за дорогой.
3. Он, ……………., увидел, как мелькнула и пропала во тьме лодка.
Слова для справок: спрятавшись, вздыхая, оглянувшись.
2 - группа: Списать предложения и вместо точек написать нужный деепричастный оборот.
1. ……….., гимнаст быстро поднимался вверх по канату.
2. На севере слабо, ………, подымались какие - то белесоватые облака.
3. Ветер крепчал, ……...
Слова для справок: сильнее закутывая город пеленой морских туманов, ловко перебирая руками, слабо мерцая.
3 - группа: Списать предложения и вместо точек написать нужные производные предлоги: несмотря на, благодаря, согласно, вопреки; (Д. П.); в силу, в случае, при наличии, ввиду (= из - за), вследствие; ( Р. П.)
4. Этап осмысления:
Метод «Тонкие и толстые вопросы»:
1. На какие вопросы отвечают обстоятельства?
2. На какие вопросы отвечают деепричастия и деепричастные обороты?
3. Чем похожи первое и второе задании?
4. Что вы заметили в своих ответах?
5. Как вы думаете, как называется тема нашего урока?
6. Можете придумать правило новой темы?
А теперь откройте учебники и прочитайте правило на стр. 195, 198.
Физминутка.
5. Этап применения.
Работа по тексту (выписать обособленные обстоятельства). Для всех групп одинаковые задания.
Игра «Следж – хоккей»
Следж хоккей является прямым потомком хоккея с шайбой. Он был изобретен в реабилитационном центре в Стокгольме в начале 1960 - х годов группой шведов.
Лишившись возможности передвигаться на ногах, но желая продолжить игру в любимый
хоккей, шведы смоделировали металлические санки, прикрепив к ним два обычных
коньковых полоза, чтобы шайба могла на ребре свободно проходить под санями.
Используя в качестве клюшек круглые палки с велосипедными ручками, спортсмены
играли без вратаря на озере к югу от Стокгольма. Игра получила широкое признание.
Как и в обычном хоккее с шайбой, игра заключается в противоборстве двух команд,
которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить ее наибольшее количество раз в ворота соперника, не пропустив шайбу в свои. Одновременно на поле со стороны одной
команды должны находиться шесть игроков, включая вратаря, общее количество игроков в команде – 15. Оборудование игры состоит из полозных саней вместо коньков и двух
клюшек, зубчатых с одного конца и изогнутых с другого. Быстрым движением кисти
игроки могут разворачиваться, отталкиваясь ото льда с помощью металлических зубьев
клюшки, а изогнутым концом клюшки они передают пас и бьют по воротам.
Слово учителя: Ребята, как вы думаете, о чем был текст? Как мы назвали свои команды? Почему мы затронули тему спорта? А вы знаете символы олимпиады? (Олимпийский флаг, олимпийский гимн, эмблема, талисман). Что обозначает пять колец на олимпийском флаге? (Пять переплетенных колец – символ пяти континентов: Америка. Европа, Азия, Африка, Австралия). Переплетенные кольца – это знак дружбы и мира, единения и достижения цели. А теперь посмотрите слайд - шоу о Зимней Олимпиаде в Сочи - 2014.
6. Этап синтеза материала.
Связное высказывание учащихся об алгоритме выделения в устной и письменной речи обособленные обстоятельства.
7. Этап рефлексия: Эмоциональное состояние учащихся. Учащиеся выбирают смайлики со значениями: «ничего не понял», «хорошо поспал на этом уроке», «всё не так: как я зол», «есть над чем подумать», «отличный урок».
8. Оценивание: У каждого ученика по несколько жетонов или смайликов. Ребята дают свои жетоны тем ученикам, которые активно участвовали, больше всех выполняли задания, отвечали на вопросы. У кого больше жетонов соответственно получает оценку. В конце учитель добавляет свои жетоны.
9. Задание на дом: написать эссе на тему «Мой любимый вид спорта».
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.