Сайтқа кіру Тіркелу
загрузка...

Духовное совершенствование личности

Духовное совершенствование личности.
Нургалиева Гульсум Бейсеновна, директор
КГКП «Ясли - сад»Нұрай» п. Осакаровка

«Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться».
С. А. Назарбаева.
Острой проблемой современной культуры и современного образования является проблема приобщения новых поколений к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Анализируя проблемы образования, невозможно не обратиться к творчеству великого казахского просветителя и поэта Абая Кунанбаева. Абай был первым казахским поэтом, который выбрал путь самопознания и завещал его нам. Главное для Абая Кунанбаева – человечность, ценность человеческого существования, нахождение своего места в жизни. Среди назиданий Абая о человечности есть немало таких, которые с большим успехом послужат и для нашей действительности. Мысли Абая о науке, знании, об умственном воспитании во многом перекликаются с требованиями наших дней, созвучны прогрессивным идеям современной педагогики и психологии. От приобретения знаний, просвещения во многом зависит духовное совершенствование личности.
«Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности» - такие задачи ставит Глава государства перед отечественным образованием по формированию интеллектуальной нации Казахстана. Практическим ответом стал образовательный проект Сары Алпысовны Назарбаевой «Самопознание». В этом проекте впервые на государственном уровне решается задача обучения универсальным и общечеловеческим ценностям. Автор программы «Самопознание» С. А. Назарбаева пишет:« Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно - духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на земле… Как это важно раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе, поверил в собственные силы! Чтобы он уважал себя, жил в ладу со своей совестью… Чтобы доброта и Любовь шли от сердца к сердцу, создавая в мире ауру Любви и милосердия».
Программа «Самопознание» направлена на общее развитие ребенка, формирование духовного мира и общечеловеческих ценностей. Предмет «Самопознание» по содержанию является интегрированным знанием и базируется на специфической методике преподавания и обучения. Обучение самопознанию происходит на основе интерактивных методик, используются многофункциональные игры и упражнения, направленные одновременно на развитие познавательных процессов и на формирование социальных навыков, а также на динамическое развитие детей. Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Главная цель - научить ребенка жить в гармонии с собой, обществом и окружающим миром. Мы видим, что общие цели программы «Самопознание» переплетаются с формулой нравственности в трактовке Абая: «Адам бол!» («Будь, стань человеком!»). Как видим, основу учебного предмета «Самопознание», который является руководством к счастливой и успешной жизни, составили нравственные заповеди Абая. Время показало верность его мысли. На уроках самопознания через извлечение морали из изречений великого поэта, мыслителя, гуманиста, выразителя сокровенных дум казахского народа Абая Кунанбаева наши педагоги ведут диалог с детьми, в котором он познает себя, познает мир. Мудрые высказывания Абая помещены в информационном уголке, где каждый родитель может с ними познакомиться. Учителя самопознания практикуют совместные обсуждения вопросов, «мозговые» атаки, работу в парах и в микрогруппах, ролевые игры, анализ ситуаций, чтение и анализ произведений, релаксацию группы. На занятиях по предмету «Самопознание» дети дискутируют, размышляют, моделируют, рисуют, поют, объясняются в любви, учатся прощать, быть благодарными и терпимыми, тренируются в умении не разжигать конфликты, постигают высшую суть своего «Я».
Обязательным условием успешности претворения задач программы «Самопознание» выступает тесное взаимодействие педагогов и родителей. Сотрудничество педагогов с родителями направлено на объединение усилий для развития и воспитания детей, на утверждение гуманистической педагогики. Совместная деятельность в реализации программы «Самопознание» осуществлялась через интеллектуальные беседы, Дни открытых дверей, праздники, выставки детских работ, экскурсии в музей и др. С участием родителей прошли тематические развлечения, фотовыставка к 8 Марта. Воспитателями групп организована информационно - просветительская деятельность. Разработаны информационные консультации по следующим темам: «Общечеловеческие ценности - наши жизненные принципы», «Правила, по которым мы живем».
Таким образом, процесс духовно - нравственного воспитания один из сложных в практической педагогике. И, тем не менее, родители сходятся во мнении, что в суждениях ребенка появились новые и более широкие понятия о добре, о радости, уважении, дружбе и любви. Дети становятся внимательнее, заботливее, доброжелательней. Эта систематическая совместная работа помогла родителям относиться к ребенку как к равному, понять, что недопустимо его сравнивать с другими детьми, помогла установить доверительные отношения с ребенком. У родителей раскрывается огромный потенциал безусловной любви к своему ребенку и осознание важности семейного воспитания. Все это создает новую атмосферу общения в семье, основанную на любви друг к другу. Дошкольная организация продолжит совместную деятельность с родителями, которая будет направлена на укрепление у родителей уверенности в своих силах, прочности их психолого - педагогических знаний, на понимание своих детей.
Ещё одним из методов приобщения детей к духовно - нравственной культуре является сотрудничество дошкольной организации с районным историко - краеведческим музеем. Воспитанники детского сада посещают районный музей, составлен план работы с музеем, согласно которому организуются встречи с сотрудниками музея, тематические экскурсии в музей. Результатом сотрудничества с историко - краеведческим музеем является создание в дошкольной организации мини - музеев.
Все эти методики помогают усилить ценностный смысл образования раскрыть и развивать способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и самосовершенствоваться, достигать гармонии в развитии.
Проект «Самопознание» показал совершенно новую роль современного воспитателя. У педагогов самопознания отмечается рост профессионализма, нравственной духовности и осознание ими важности государственного подхода к саморазвитию личности как главной цели реформирования образования. Все педагоги, преподающие самопознание, прошли курсы по методике преподавания предмета самопознания. В дошкольной организации красочно оформлен стенд по предмету. В каждой группе оборудованы уголки по самопознанию. В методическом кабинете находится подшивка журнала «Самопознание», используемая педагогами при подготовке и проведении уроков.
По словам автора проекта «Самопознание» С. А. Назарбаевой: «Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования». На это и направлена работа учителей самопознания дошкольной организации «Нұрай».
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Организация работы по самообразованию как условие повышения профессионально ...

Организация работы по самообразованию как условие повышения профессионально ...

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной...
Модель оценки качества дошкольного образования

Модель оценки качества дошкольного образования

Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых...
Эссе

Эссе "Учитель в современном мире"

Что значит быть учителем? На этот вопрос не так легко ответить. А еще сложнее ответить на вопрос, что значит быть учителем в современном мире....
Формы компетентносного подхода в обучении

Формы компетентносного подхода в обучении

Павлодарская область, Иртышский район, с Амангельды, Учитель русского языка и литературы Шарманова Гульсайран Калимулловна...
Инклюзивное образования как условие воспитания нравственно-духовной, гражда ...

Инклюзивное образования как условие воспитания нравственно-духовной, гражда ...

Қарағанды облысы,Жезқазған қаласы, №21 жалпы білім беретін орта мектебі КММ ағылшын тілі пәні мұғалімі Халмурзаева Гызылгул Әбішқызы...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
загрузка...
Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Күнделікті сабақ жоспары, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, ана тілі, ашық тәрбие сағаты, ағылшын тілі, ағылшын тілінен сабақ жоспары, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертеңгілік, математика, орыс тілі, презентация, сабақ, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, технология, тәрбие, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, әдебиет, әдебиеттік оқу

Барлық тегтерді көрсету