Урок: комбинированный
Класс: 5
Цель: Дать понятие былины как произведения устного народного творчества, одного из трёх родов литературы.
Задачи:
Образовательные
1. Научить умению определять группы и циклы былин по содержанию и направленности.
2. Уметь определять героев былин по словесному портрету.
Развивающие
3. Учить приводить примеры использования в былинах средств художественной выразительности языка.
4. Определять тему и идею былины.
Воспитательные:
5. Развивать читательский интерес, усиливать познавательную мотивацию учащихся.
Формы работы: слово учителя, беседа с учащимися, выразительное чтение, сообщение учащихся, запись определений в тетрадь, составление цитатного плана.
Словарная работа: былина, антитеза, зачин, кульминация
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Установление дисциплины урока, объявление темы и целей урока, оформление записей в тетрадях.
2. Беседа (по домашнему заданию)
- Что называется фольклором?
- Назовите жанры фольклора.
- К какому роду литературы относится жанр былины?
а) лирика;
б) драма;
в) эпос.
- На картине вы видите былинных героев. Кто они? Какой идеей проникнуто это произведение искусства? Как называется картина? Кто автор? (на интерактивной доске – изображение картины).
3. Объяснение нового материала
1. В русском фольклоре былины занимают особое место как высокоталантливые, глубокие по мысли произведения. Это один из древнейших жанров устного народного творчества. (Звучат гусли, изображение гусляров на интерактивной доске).
- Былина несёт нам правду о временах «стародавних», «досюлишных».
Былина – рассказ о том, что когда - то бывало, реальность.
В основе художественный вымысел.
2. Виды былин:
а) песни героического содержания: бой, сражение.
б) социально - бытовые
3. Мир былин: следы многих веков;
пространство и время – условные;
место действия Киев – центр земли русской;
4. Герои былин:
Антитеза (записывают в тетради) – контраст, противопоставление: человек - богатырь;
Средство создания богатырской силы: художественная гипербола (преувеличение)
У героев есть имена – индивидуализация: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Известны былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Святогор и Илья Муромец» и др. (сюжеты на интерактивной доске).
5. Композиция былин:
- Запев – привлечь внимание;
- Зачин – получение задания;
- Кульминация;
- Развязка;
6. Былинный стих:
Речитатив – полупение, полуговор;
В основе – тонический (ударный ) стих;
В былинной строке 12 - 14 слогов;
Народное восприятие;
4. Работа с учебником
Ответить на вопросы:
1. Что нового вы узнали о былинном мире?
Какие черты он имеет?
2. Как вы понимаете, что обозначает термин «эпическое время былин»?
3. Какими способами создается индивидуализация образов богатырей?
4. Расскажите о богатырях младшей эпической троицы.
5. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» («по цепочке»)
6. Контекстное подведение итогов урока.
- Что нового узнали о былинном мире?
- Каковы герои былин?
- Композиция былин?
Комментирование оценок за урок.
7. Постановка домашнего задания (дифференцированное)
1 вариант – составление цитатного плана и выучить отрывок из былины.
2 вариант – составить кроссворд по былине «Илья Муромец»
3 вариант – нарисовать рисунок по сюжету былины.
Былины. Виды былин, поэтика былин
- FaltenbergTatjanaRajngoldowna
- 15 наурыз 2017
- 2803
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Былины, виды былин, поэтика былин
Ұқсас жаңалықтар:
П. Н. Васильев - поэт исключительного дарования. Особенности художественной ...
Развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;...Общее понятие об имени существительном
Научить различать предмет и слово как часть речи; дать понятие о одушевленных и неодушевленных существительных...Глагол
ОҚО, Бәйдібе ауданы, Шаян ауылы, Күлтөбе негізгі орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сызаева Жанат Әпсейітқызы...Склонение имён существительных в единственном числе
Г. К. Матниязова преподаватель русского языка и литературы профессионального лицея №2 г. Аральска Кызылординской области Тема урока: Склонение имён...Одиннадцатый подвиг Геракла. 6 класс
Учитель русского языка и литературы Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10, Г. Жезказган, Карагандинская область Тема урока: Одиннадцатый подвиг...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.