Сайтқа кіру Тіркелу

Былины. Виды былин, поэтика былин

Урок: комбинированный
Класс: 5
Цель: Дать понятие былины как произведения устного народного творчества, одного из трёх родов литературы.
Задачи:
Образовательные
1. Научить умению определять группы и циклы былин по содержанию и направленности.
2. Уметь определять героев былин по словесному портрету.
Развивающие
3. Учить приводить примеры использования в былинах средств художественной выразительности языка.
4. Определять тему и идею былины.
Воспитательные:
5. Развивать читательский интерес, усиливать познавательную мотивацию учащихся.
Формы работы: слово учителя, беседа с учащимися, выразительное чтение, сообщение учащихся, запись определений в тетрадь, составление цитатного плана.
Словарная работа: былина, антитеза, зачин, кульминация
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Установление дисциплины урока, объявление темы и целей урока, оформление записей в тетрадях.
2. Беседа (по домашнему заданию)
- Что называется фольклором?
- Назовите жанры фольклора.
- К какому роду литературы относится жанр былины?
а) лирика;
б) драма;
в) эпос.
- На картине вы видите былинных героев. Кто они? Какой идеей проникнуто это произведение искусства? Как называется картина? Кто автор? (на интерактивной доске – изображение картины).
3. Объяснение нового материала
1. В русском фольклоре былины занимают особое место как высокоталантливые, глубокие по мысли произведения. Это один из древнейших жанров устного народного творчества. (Звучат гусли, изображение гусляров на интерактивной доске).
- Былина несёт нам правду о временах «стародавних», «досюлишных».
Былина – рассказ о том, что когда - то бывало, реальность.
В основе художественный вымысел.
2. Виды былин:
а) песни героического содержания: бой, сражение.
б) социально - бытовые
3. Мир былин: следы многих веков;
пространство и время – условные;
место действия Киев – центр земли русской;
4. Герои былин:
Антитеза (записывают в тетради) – контраст, противопоставление: человек - богатырь;
Средство создания богатырской силы: художественная гипербола (преувеличение)
У героев есть имена – индивидуализация: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Известны былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Святогор и Илья Муромец» и др. (сюжеты на интерактивной доске).
5. Композиция былин:
- Запев – привлечь внимание;
- Зачин – получение задания;
- Кульминация;
- Развязка;
6. Былинный стих:
Речитатив – полупение, полуговор;
В основе – тонический (ударный ) стих;
В былинной строке 12 - 14 слогов;
Народное восприятие;
4. Работа с учебником
Ответить на вопросы:
1. Что нового вы узнали о былинном мире?
Какие черты он имеет?
2. Как вы понимаете, что обозначает термин «эпическое время былин»?
3. Какими способами создается индивидуализация образов богатырей?
4. Расскажите о богатырях младшей эпической троицы.
5. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» («по цепочке»)
6. Контекстное подведение итогов урока.
- Что нового узнали о былинном мире?
- Каковы герои былин?
- Композиция былин?
Комментирование оценок за урок.
7. Постановка домашнего задания (дифференцированное)
1 вариант – составление цитатного плана и выучить отрывок из былины.
2 вариант – составить кроссворд по былине «Илья Муромец»
3 вариант – нарисовать рисунок по сюжету былины.
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
П. Н. Васильев - поэт исключительного дарования. Особенности художественной ...

П. Н. Васильев - поэт исключительного дарования. Особенности художественной ...

Развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;...
Общее понятие об имени существительном

Общее понятие об имени существительном

Научить различать предмет и слово как часть речи; дать понятие о одушевленных и неодушевленных существительных...
Глагол

Глагол

ОҚО, Бәйдібе ауданы, Шаян ауылы, Күлтөбе негізгі орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сызаева Жанат Әпсейітқызы...
Склонение имён существительных в единственном числе

Склонение имён существительных в единственном числе

Г. К. Матниязова преподаватель русского языка и литературы профессионального лицея №2 г. Аральска Кызылординской области Тема урока: Склонение имён...
Одиннадцатый подвиг Геракла. 6 класс

Одиннадцатый подвиг Геракла. 6 класс

Учитель русского языка и литературы Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10, Г. Жезказган, Карагандинская область Тема урока: Одиннадцатый подвиг...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×