Сайтқа кіру Тіркелу

Имя существительное - часть речи удивительная

Каирмусина Динара Каиркешевна
учитель русского языка и литературы в школе
№ 11 имени Ы. Алтынсарина, города Атырау

Урок русского языка в 5 - м классе.
Тема: "Имя существительное - часть речи удивительная"

Цели:
образовательные:
• обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
• совершенствовать навыки морфологического разбора;
• повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
развивающие:
• развитие памяти и мышления (уметь выделять общие и единичные признаки, делать обобщающие выводы);
• развитие умения аргументировать свои высказывания;
• развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;
• развитие умения работать в заданном темпе;
воспитывающие:
• воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий);
• воспитание положительного отношения к знаниям;
• воспитание патриотизма.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
Форма урока: на диалоговой основе с элементами игровой технологии.
Педагогические технологии: технология РКМЧП (кластер, рефлексия)
Оборудование к уроку: кроссворд «Спрятанное слово», фотографии с видами городка.

Ход урока
Организационно - мотивационный этап.
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. У нас праздник. Вы рады нашим гостям.
- Покажите свое настроение.

2. Аутогенная тренировка.
- Теперь закройте глаза, повторяйте со мной:
«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке.
- Пусть урок принесет вам радость!
- Сядьте на стул удобно. Сделайте вдох и медленный выдох.
- Ребята, освоить русский язык трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к занятиям.

3. Беседа с классом
- С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части? (Части речи)
- А кто правит этой страной? (Морфология)
- Почему ей дано такое право? (Морфология – раздел грамматики, изучающий слово как часть речи; образовано от греч. слов – «форма» и «учение».)

4. Объявление темы и целей урока. Стадия вызова.
- В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи). Давайте составим кластер:

5. Игра «Спрятанное слово». Стадия осмысления
- Для чего необходимы имена существительные? (Дают названия различным предметам).
Первое задание: узнайте слово - существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести. (При необходимости учащиеся объясняют орфограммы.)
1) Синий цвет, синеватая окраска (есть у неба, у воды, может быть под глазами)
синева (обозначает признак как предмет)
2) рыба, название которой в славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и острые – есть даже на языке и небе)
щука (название живого существа)
3) синоним слова бескорыстие
щедрость (признак как предмет)
4) это слово имеет значение «соединение заметок, группа записей»
блокнот (название вещей)
5) в переводе с индоевропейского слово означает «жизненная сила рода»
человек (живое существо)
6) войсковое подразделение, состоящее первоначально из ста человек
сотня (название количества)
7) синоним слов «работа, занятие»
труд (действие как предмет)
8) часть суток от захода до восхода солнца
ночь (явление природы)
- Какие словари помогли мне подготовить данное задание? (Толковый, орфографический, словарь синонимов)
- Какое «спрятанное» слово получилось? (Сущность)
- Какое оно имеет отношение к существительному? (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).

6. Определение роли существительных в речи
- Имена существительные активно используются в нашей речи.
Заполнение таблицы ИНСЕРТ.

Толық нұсқасын жүктеу
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×