Задачи: обратить внимание на нравственные аспекты сказок А. С. Пушкина; знакомство с новыми словами, выражениями, понятиями.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка детских рисунков; презентация к внеклассному мероприятию.
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня мы совершим удивительное путешествие – путешествие в замечательную страну сказок, которую подарил нам великий русский поэт А. С. Пушкин. (портрет А. С. Пушкина). Слайд
А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в г. Москве в дворянской семье. Пушкина с детства приучили к чтению книг. В доме была большая библиотека. Он любил книги, они ему были верными друзьями. Слайд
С раннего детства будущий поэт был окружен заботой и вниманием своей няни – простой крестьянки. Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна). Маленький Саша очень любил свою няню, называл ее ласково Мамушкой. Слайд
В длинные зимние вечера няня рассказывала Пушкину сказки. Поэт записывал нянины сказки в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои произведения. Он написал добрые веселые сказки. Давайте вместе вспомним их: я читаю начало сказок, а вы говорите их название:
Слайды (иллюстрации к сказкам). 1. Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, А царица у окна
Села ждать его одна (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
Жил был поп,
Толоконный лоб (Сказка о попе и о работнике его Балде)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком (Сказка о царе Салтане)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря (сказка о рыбаке и рыбке)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил - был славный царь Дадон (Сказка о золотом петушке)
1 ученик – А. С. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку – высмеял и осудил глуповатых, злых царей, жадных попов, хитрых бояр.
2 ученик – Пушкин оставил нам эти замечательные сказки, чтобы мы учились доброте, народной мудрости, восторгались богатством, выразительностью русского языка, учились владеть им.
Учитель: Готовы вы отправиться в дальнюю дорогу? Давайте споем песню о сказке.
Песня о сказке. 1. В мире много сказок
Грустных и смешных (2 раза)
И прожить на свете
Нам нельзя без них (2 раза)
Лампа Аладдина в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный помоги в пути.
Ла - ла - ла - ла - ла - ла - ла 2. Мальчик Чипполино Мишка Винни - Пух (2 раза)
Каждый нам в дороге
Настоящий друг (2 раза)
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло.
Ла - ла - ла - ла - ла - ла - ла 3. В мире много сказок
Грустных и смешных (2 раза)
И прожить на свете
Нам нельзя без них (2 раза)
1 ученик – Сказочная страна удивительная! Пути – дорожки там не хожены, леса дремучие, на тропинках следы невидимых зверей. Баба – Яга блуждает, чародеи с Черномором летают, русалка на ветвях сидит.
Учитель – Чтобы не заблудиться, нам потребуется смекалка, взаимовыручка, хорошее знание пушкинских сказок, умение преодолевать трудности и не оставлять друзей в беде. Хорошо ли вы знаете сказки, мы сейчас узнаем. Эти вопросы мне передал ученый кот.
Слайд (Сказочные объявления). Дети читают объявления на слайде и узнают из каких они сказок. 1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. Могу:
Запрягать лошадь;
Топить печь;
Закупать продукты на рынке;
Печь яйца, варить кашу;
Нянчить детей.
Мой адрес….. (Балда. «Сказка о попе…») 2. Школа целителей и экстрасенсов проводят ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как: Укусы правого и левого глаза; Волдыри на носу. Начало ближайших занятий («Сказке о царе Салтане…») 3. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес…… Обращаться к …. (Царице - мачехе из «Сказка о мертвой царевне») 4. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес…. («Сказка о золотом петушке»). 5. Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращаться к…. (Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»). Учитель – Молодцы! Справились с заданием. В нашем путешествии нам помогут и ваши рисунки к сказкам.
Посмотрите, какая замечательная выставка получилась из ваших рисунков (рисунки детей на доске). Большое спасибо всем юным художникам!
А теперь отправляемся в путь. Транспорт нам нужен необычный, сказочный – это ковер - самолет. А чтобы он полетел, все дружно скажем заветные слова: «Ковер - самолет, возьми нас в полет».
Первый нас встречает сказка, которую вы узнаете по инсценированию.
Инсценировка отрывка из сказки.
Старик – Вот уже 30 лет и три года живу я со своей старухой на берегу синего моря. Люблю я синее море за ее красоту, за то, что кормит меня со старухой. Узнали ли вы меня? Из какой сказки Пушкина я к вам пришел? Правильно. Пришел я из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Вот пошел я один раз к морю
И закинул в него невод,-
Пришел невод с одною тиной.
Я в другой раз закинул невод,-
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул я невод,-
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Ах, какая красавица была эта золотая рыбка.
Рыбка (вбегает). Ты звал меня старче?
Старик – Есть у меня заветное желание.
Рыбка – Если ты опять за старуху просить будешь, то я и разговаривать – то с тобой не буду (отворачивается).
Старик – смилуйся, государыня рыбка! Не за старуху прошу, а за малых детушек! Поиграй с ними, побалуй их!
Рыбка – Не печалься, ступай себе с богом! Поиграю, побалую ребят.
Учитель: Какими словами заканчивается эта сказка?
Ученик: Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним его землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
Учитель – А теперь путь лежит в гости к сказке…..
Ученик: Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Учитель – Как называется эта сказка?
Дети – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Учитель – Как звали сенную девушку? (Чернявка)
Назовите имя жениха молодой царевны? (Елисей)
У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей)
Где братья похоронили царевну? (Понесли в пустую гору)
Что сказала царевна, когда ожила? (Как же долго я спала)
Учитель – Наш ковер - самолет прилетел на широкий двор. Куда же мы попали? Узнайте сказку по следующим словам: Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка. Как называется эта сказка?
Дети – «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Ученик - Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.
Учитель – А эта сказка как называется?
Дети – «Сказка о царе Салтане».
Учитель – Давайте проведем небольшую викторину по этой сказке.
1. Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане («Во саду ли, в огороде»)
2. Кого в сказке шмель ужалил в нос? (Бабариху).
3. Когда родился князь Гвидон? (на исходе сентября)
4. Насекомое, которое стало орудием мести? (комар)
5. Кем были тетки Гвидона (ткачиха и повариха)
6. В кого превращался князь Гвидон (в комара, муху, шмеля).
7. Сколько братьев у царевны Лебедь? (33)
1. Все красавцы молодые Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька…(Черномор)
Учитель – Как А. С. Пушкин изображает царевну - Лебедь? (ответы детей)
Слайд – Золотой петушок.
Учитель – А это какая птица? (золотой петушок). А в какой сказке живет эта птица (В «Сказке о золотом петушке»). Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет). Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице). Как царь Дадон наградил мудреца?
Ученик – Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, да дух вон…
Учитель – Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке».
Ученик – Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
Учитель – Я открою вам маленький секрет. Сказки предназначались Пушкиным для взрослых, но сразу вошли в детское чтение. Дети полюбили эти сказки. Тест по сказкам. 1. Сколько лет прожили старик и старуха у синего моря? (5, 20, 33)
2. Кого поймал старик неводом? (русалку, рака, рыбку)
3. Какой волшебный предмет был любимым у царицы в «Сказке о мертвой царевне»? (кольцо, зеркало, венец).
4. Кто помог королевичу отыскать невесту? (солнце, месяц, ветер)
5. Сколько девиц пряли поздно вечерком в «Сказке о царе Салтане»? (семь, две, три)
6. Кто жил в хрустальном доме под окном? (сурок, белка, гусь)
7. Какую птицу подарил царю Дадону мудрец в «Сказке о золотом петушке»? (ворону, галку, петуха).
8. Как звали работника попа в «Сказке о попе и о работнике его….»? (Иван, Балда, Егор). 9. Чем должен заплатить за работу поп Балде? (золотом, серебром, щелчком).
Учитель – Я надеюсь, что вам захочется еще раз перечитать сказки А. С. Пушкина, быть похожими на положительных героев. А когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывая для себя что - то новое. Ведь сказки А. С. Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение.
В этом году, 6 июня, Россия будет отмечать 212 лет со дня рождения А. С. Пушкина. с каждым десятилетием все дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт все более приближается к нам как наставник, учитель и друг.
Если очень захотеть, В сказке можно очутиться.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться.
Как прекрасно добрым быть Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда.
Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки:
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда,-
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Учитель – Я благодарю вас, ребята, за участие в сегодняшнем мероприятие и надеюсь, что оно лишь подогреет в вас желание еще глубже проникнуть в мир произведений великого русского поэта А. С. Пушкина.
Слайд – МОЛОДЦЫ!
Слайд – СПАСИБО.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.