Тема: Развитие речи. Текст «Юрта»
Цели и задачи урока: Обучающая: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, приспособленного к кочевому образу жизни; применение знаний, навыков о простых предложениях в работе с текстом, в устной и письменной речи.
Развивающая: развивать навыки публичного выступления и умения представлять свои творческие работы; расширять интеллектуальный кругозор,
формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развивать наблюдательность, зрительную память и критическое мышление через
чтение и письмо.
Воспитательная: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища - юрты; воспитание уважения к культуре других народов.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма работы: коллективно - групповая, индивидуальная, творческая.
Методы: практический, словесный, исследовательский.
Межпредметная связь: казахский язык, история, информатика, педагогика, психология, изобразительное искусство.
Оборудования и материалы:
1. Презентация «Юрта», слайды, видеофильм «Астана».
2. Макет юрты, выставка национальных костюмов.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели
Слайд №1
- Здравствуйте, ребята, сегодня после опроса домашнего задания мы совершим путешествие по многовековой культуре казахского народа, ознакомимся со строением юрты, которая занимала особое место в повседневном быте.
Мотивация урока
Никакая другая способность, которой может обладать человек, не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить. Ч. Делью III. Проверка домашнего задания
Ученики защищают рефераты о Третьяковской галерее и русских художниках, используя наглядности.
Слайд №2
IV. Объяснение нового материала
Вступительное слово учителя.
- Ребята, глядя на эту картинку, как вы думаете о чем пойдет речь?
Ответы детей.
- Были ли вы хотя бы раз в юрте?
Ответы детей.
- Сегодня мы более подробно познакомимся с устройством и внутренним убранством переносного жилища азиатских кочевников – юртой.
Просмотр презентации «Юрта»
V. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Беседа по вопросам:
1. Что такое юрта? (Переносное жилище у азиатских кочевников.)
2. В чем особенности казахского национального жилища? (Юрта легко собирается и разбирается, она удобно перевозится колесным транспортом и вьюком, сохраняет прохладу в знойные дни, надежно укрывает от пронзительных ветров. Юрту обычно могут установить 2 – 3 человека в течение одного часа. Все это делает юрту уникальным видом жилища.)
3. Назовите основные материалы, служащие для изготовления юрты. (Дерево, войлок.)
4. Назовите элементы, составляющие остов юрты. (Сыкырлаук, шанырак, кереге, уык.)
5. Какой из элементов остова юрты изображен на Гербе Казахстана? (Шанырак.)
6. Перечислите детали убранства юрты. (Деревянная мебель: кровать (тосекагаш), хранилища продуктов (кебеже), сундуки для вещей (сандык); набор кожаной и деревянной посуды: для кумыса – саба, торсык, его распития – ожау, шара; войлочные ковры: сырмаки, текемет, тускиизы; сумки для хранения вещей – керме, посуды – аяк кап)
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.