Сайтқа кіру Тіркелу

Место человека в жизни по рассказу А.Платонова «Песчаная учительница»

Тема: Место человека в жизни
по рассказу А. Платонова «Песчаная учительница»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.
обучающая: познакомить обучающихся с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;
развивающая: развитие логического и образного мышления; формирование диалогических умений;
воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.
Тип урока: урок - поиск
Межпредметные связи: история и литература.
Методы и приемы: частично - поисковый; наглядный, словесный, практический.
Оборудование: раздаточный материал: карточки для индивидуальных заданий, информационные листы.
Наглядные материалы: портрет А. П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентация.
Этапы урока
I. Знание.
II. Исследование.
III. Анализ.
IV. Вывод.
VI. Домашнее задание.

Ход урока
I. Оргмомент.
1. Слово учителя.
В рассказе А. П. Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
Этап знания
 Викторина – проверка знания текста

 1). Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?
 2). Почему дети в селе не ходили в школу?
 3). Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?
 4). Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?
 5). Чем пожертвовала Мария?
Этап исследования
Тема исследования: Место человека в жизни

 Сравнительная работа учащихся по описанию пустыни в детстве и пустыни перед началом трудовой деятельности

1. Чем была пустыня для Марии в детстве?
Пустыня для Марии была её родиной, а география – поэзией.
2. Найдите описание пустынного ландшафта.
Солнце исходило зноем с высоты жуткого неба, и раскаленные барханы издали казались пылающими кострами, среди которых саваном белела корка солонца. А во время внезапной пустынной бури солнце меркло от густой желтоватой лёссовой пыли и ветер шипением гнал потоки стонущего песка. Чем сильнее становится ветер, тем гуще дымятся верхушки барханов, воздух наполняется песком и становится непрозрачным. Среди дня, при безоблачном небе, нельзя определить положение солнца, а яркий день кажется мрачной лунной ночью.

• Сравнивая описания следует показать безжизненность пустыни.
Входе беседы подвожу учащихся к тому, что благодаря энергии, бесстрашию, уверенности героини стал возможен успех: появились шелюговые посадки. Безжизненная земля, поглощая жизнь человеческую, становится очеловеченной и доброй, раскрывает свои сокровенные силы.
Анализ образа главной героини в начале повествования мы видим героиню и ее окружение таким:
Пустыня Душа Мечты Дела
Прикаспийская “Треплет ветер и землетрясения роста” О счастливой, спокойной жизни, о работе, приносящей только удовлетворение Учеба
Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она постигает противоречия жизни, связанные с трудностями жизни в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, встречает трудности, добивается восстановления земли
Среднеазиатская Душа Мечты Дела
Целые сугробы мельчайшего беловатого песка … и еще больше заневестилась лицом О лучшей жизни в пустыне Зеленели посадки

Каждый ученик выполняет задание на индивидуальном листе

 Работа над эпизодом прихода кочевников. Обобщая ответы учащихся, стараюсь показать, что это первая настоящая беда в жизни Марии. Встреча Марии с вождем кочевников. Почему Мария в тайне подумала, что вождь умён?
 Работа над эпизодом, где Мария едет в округ
Проблемный вопрос:
Поедет ли Мария в Сафуту?

И как бы вы поступили на её месте?
Выбор позиции
«Да»
«Нет»
Каждый должен аргументировать свой ответ.
В чем заключается Поступок героини?
Отдать свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья
Выделение “Ценности” – служение людям
Вопрос: В чем смысл служения людям?
Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл.
1. Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней
2. Не растеряла всей своей силы, стойкости и все - таки добилась своего собственными силами.
3. Решила пожертвовать собой ради спасения своего села.

V. Подведение итога урока, оценки.

VI. Домашнее задание.
Напишите мини - сочинение на тему “Роль учителя на селе”.
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
КСП Самопознание 9 класс Краткосрочные планы

КСП Самопознание 9 класс Краткосрочные планы

Цель: углубление представлений учащихся об общечеловеческой ценности «любовь» через раскрытие важности познания себя при выборе пути, как одного из...
Конспект урока по познанию мира

Конспект урока по познанию мира "Труд людей осенью"

Цель:  дать учащимся знания об осени и труде людей осенью;  расширить знания о жизни и существовании людей в осеннее время года;...
Роль языка в жизни общества

Роль языка в жизни общества

Южно-Казахстанская область, город Шымкент Школа-гимназия №25 имени Т.Рыскулова Алтымбекова Шахризада Садыковна...
«Размышляя о судьбе поэта» ( жизнь и деятельность М.Ю.Лермонтова )

«Размышляя о судьбе поэта» ( жизнь и деятельность М.Ю.Лермонтова )

Учитель русского языка и литературы школы - гимназии города Жанаозен, Мангистауской области Есмагамбетова С. А...
Поэма А. Ахматовой «Реквием»

Поэма А. Ахматовой «Реквием»

Поэма А. Ахматовой «Реквием» Урок русской литературы в 11 классе Цели урока: 1)ввести учащихся в художественный мир Ахматовой вызвать у учащихся...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×