Тема: Место человека в жизни
по рассказу А. Платонова «Песчаная учительница»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.
обучающая: познакомить обучающихся с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;
развивающая: развитие логического и образного мышления; формирование диалогических умений;
воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.
Тип урока: урок - поиск
Межпредметные связи: история и литература.
Методы и приемы: частично - поисковый; наглядный, словесный, практический.
Оборудование: раздаточный материал: карточки для индивидуальных заданий, информационные листы.
Наглядные материалы: портрет А. П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентация.
Этапы урока
I. Знание.
II. Исследование.
III. Анализ.
IV. Вывод.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Слово учителя.
В рассказе А. П. Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
Этап знания
Викторина – проверка знания текста
1). Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?
2). Почему дети в селе не ходили в школу?
3). Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?
4). Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?
5). Чем пожертвовала Мария?
Этап исследования
Тема исследования: Место человека в жизни
Сравнительная работа учащихся по описанию пустыни в детстве и пустыни перед началом трудовой деятельности
1. Чем была пустыня для Марии в детстве?
Пустыня для Марии была её родиной, а география – поэзией.
2. Найдите описание пустынного ландшафта.
Солнце исходило зноем с высоты жуткого неба, и раскаленные барханы издали казались пылающими кострами, среди которых саваном белела корка солонца. А во время внезапной пустынной бури солнце меркло от густой желтоватой лёссовой пыли и ветер шипением гнал потоки стонущего песка. Чем сильнее становится ветер, тем гуще дымятся верхушки барханов, воздух наполняется песком и становится непрозрачным. Среди дня, при безоблачном небе, нельзя определить положение солнца, а яркий день кажется мрачной лунной ночью.
• Сравнивая описания следует показать безжизненность пустыни.
Входе беседы подвожу учащихся к тому, что благодаря энергии, бесстрашию, уверенности героини стал возможен успех: появились шелюговые посадки. Безжизненная земля, поглощая жизнь человеческую, становится очеловеченной и доброй, раскрывает свои сокровенные силы.
Анализ образа главной героини в начале повествования мы видим героиню и ее окружение таким:
Пустыня Душа Мечты Дела
Прикаспийская “Треплет ветер и землетрясения роста” О счастливой, спокойной жизни, о работе, приносящей только удовлетворение Учеба
Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она постигает противоречия жизни, связанные с трудностями жизни в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, встречает трудности, добивается восстановления земли
Среднеазиатская Душа Мечты Дела
Целые сугробы мельчайшего беловатого песка … и еще больше заневестилась лицом О лучшей жизни в пустыне Зеленели посадки
Каждый ученик выполняет задание на индивидуальном листе
Работа над эпизодом прихода кочевников. Обобщая ответы учащихся, стараюсь показать, что это первая настоящая беда в жизни Марии. Встреча Марии с вождем кочевников. Почему Мария в тайне подумала, что вождь умён?
Работа над эпизодом, где Мария едет в округ
Проблемный вопрос:
Поедет ли Мария в Сафуту?
И как бы вы поступили на её месте?
Выбор позиции
«Да»
«Нет»
Каждый должен аргументировать свой ответ.
В чем заключается Поступок героини?
Отдать свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья
Выделение “Ценности” – служение людям
Вопрос: В чем смысл служения людям?
Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл.
1. Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней
2. Не растеряла всей своей силы, стойкости и все - таки добилась своего собственными силами.
3. Решила пожертвовать собой ради спасения своего села.
V. Подведение итога урока, оценки.
VI. Домашнее задание.
Напишите мини - сочинение на тему “Роль учителя на селе”.
Место человека в жизни по рассказу А.Платонова «Песчаная учительница»
- Рэнат
- 24 қаңтар 2014
- 8764
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Место человека в жизни по рассказу А.Платонова, песчаная учительница
Ұқсас жаңалықтар:
КСП Самопознание 9 класс Краткосрочные планы
Цель: углубление представлений учащихся об общечеловеческой ценности «любовь» через раскрытие важности познания себя при выборе пути, как одного из...Конспект урока по познанию мира "Труд людей осенью"
Цель: дать учащимся знания об осени и труде людей осенью; расширить знания о жизни и существовании людей в осеннее время года;...Роль языка в жизни общества
Южно-Казахстанская область, город Шымкент Школа-гимназия №25 имени Т.Рыскулова Алтымбекова Шахризада Садыковна...«Размышляя о судьбе поэта» ( жизнь и деятельность М.Ю.Лермонтова )
Учитель русского языка и литературы школы - гимназии города Жанаозен, Мангистауской области Есмагамбетова С. А...Поэма А. Ахматовой «Реквием»
Поэма А. Ахматовой «Реквием» Урок русской литературы в 11 классе Цели урока: 1)ввести учащихся в художественный мир Ахматовой вызвать у учащихся...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.