Сайтқа кіру Тіркелу

Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Раимбекова Динара Журсуновна
учитель русского языка и литературы
средней школы № 10
Карагандинской области

Класс 8
Тема "Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий"
Цели урока:
1. знать условия выбора на письме буквы е в приставке не- и буквы и в приставке ни- .
2. уметь использовать опознавательный признак данной орфограммы – наличие не- и ни- и безударной гласной – для правильного выбора орфограммы
3. развивать речь при составлении связного рассказа на лингвистическую тему.
4. повторить правописание отрицательных местоимений, знаки препинания при деепричастном обороте,
5. создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умения работать во времени.
Оборудование: ИКТ (компьютер и проектор с презентацией учебного материала), таблица “Не и ни в наречиях”, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Постановка целей. Тема нашего урока “Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий”. Сегодня на уроке мы будем работать над формированием навыка написания букв е и и в приставках не и ни в отрицательных наречиях.
2. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Проверка домашней работы.
Уплотнённый опрос.

1. Один ученик выполняет задание на доске.
2. Рассказ ученика на лингвистическую тему “Слитное и раздельное написание не в наречиях”.
Дополнительные вопросы: Что называется наречием? Назовите смысловые группы наречий? Обобщение и систематизация знаний и способов действий.
3. Синтаксический разбор предложения.
Я неторопливо брожу по берегу небольшой степной речки, оставляя за собой след на мокрой траве.
Частичный фонетический разбор: назвать последнюю букву и последний звук деепричастия оставляя.
Наречие неторопливо разобрать по составу.
Вопросы ученице: к какой смысловой группе относится наречие?
Назови текстообразующую роль наречий. (Наречие как одно из средств связи предложения)
4. Редактирование текста.

Учитель: Замените в тексте повторы наречиями, местоимениями и синонимами, определив, что они соединяют.
Маресьев очутился на вырубке. На вырубке на миг потерял сознание. Вдруг в кустах треснула ветка. Из кустов донесся какой-то шорох, Маресьеву почудилось, что в кустах люди.
Заменяющие слова: здесь, он, оттуда, летчик, там. Учитель: Вспомните условия слитного и раздельного написания не с наречием на -о и -е.
5. Образование наречий с приставкой не-.
Учитель: От данных слов образуйте наречия с не.
Учитель называет слово, записывать нужно только полученное наречие, объясняя написание.
Решительно, совсем хорошо, обдуманно, уверенно, глубоко – мелко.
(Пишу нерешительно слитно, так как это слово можно заменить близким по смыслу выражением без уверенности. Пишу не хорошо раздельно, так как слово вовсе усиливает утверждение)

Учитель: Чем может быть не в наречии? (Частицей, частью корня, приставкой)
- Приведите примеры наречий, в которых не является частью корня. (Небрежно, нелепо)
6. Объяснение новой темы.
1. Актуализация знаний: правописание отрицательных местоимений и наречий.
Беседа об образовании отрицательных местоимений.
Физкультминутка для глаз.
2. Анализ языковых явлений [От вопросительных наречий (где, куда, откуда и др.) с помощью приставок не- и ни- образуются отрицательные наречия, например: где - нЕгде и нигдЕ. В этих наречиях приставка не - ударная (нЕоткуда), а ни безударная (нИоткуда)
7. Тренировочные задания.
1. Выборочная работа.

Выписать в составе словосочетаний сначала местоимения, затем наречия.
1. Нигде не видно жилья. 2. Ничем не измерить простора полей. 3. Никогда не предполагал, что ничего не пойму, ни с чем не соглашусь. 4. Никак не удавалось преодолеть эту вершину
Проверка работы.
Вывод. Что общего в написании ни и не в отрицательных местоимениях и наречиях?
8. Проверочная работа.
9. Работа по группам:
Группа 1. Тест “Наречие”.

Группа 2. Индивидуальные карточки
Подведение итогов о написании букв е и и в отрицательных наречиях.
10. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
11. Выставление и комментирование оценок.
12. Объяснение домашнего задания.

Карточки

Задание № 1:
1. ленивому всё (н..)когда.
2. с горы – далеко, на гору – высоко, лучше (н..)как.
3. один раз увидев удода, вы (н..)когда его уже не забудете.
4. хорошие книги (н..)когда не умирают.
5. успевает всюду тот, кто (н..)куда не торопится.
6. в глуши забытого селенья я (н..)когда не знала б вас.
7. мне совершенно (н..)когда было идти гулять.
8. мне (н..)когда было икать остальных, поезд уже отправлялся.

Задание № 2
1. мне н..куда идти.
2. «Н..куда не уходи», - сказала мама.
3. мне н..где было переночевать.
4. в этом доме н..где нет людей.
5. я н..сколько не сожалею о случившемся.
6. я женился н..сколько лет назад.

Задание № 3
1. мне н..когда было говорить с мамой.
2. она н..когда себя так не вела.
3. он н..как не соглашался прийти.
4. Саша появился н..откуда.
5. нам н..куда было идти.
6. я н..как не мог собраться с мыслями
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×