Лидеры движения Алаш связывали себя и свое будущее с Родиной и родным народом
Возникновение национально - патриотического движения казахского народа в начале ХХ века было историческим и закономерным событием. Основная причина появления движения «Алаш» - возникновение и рост самосознания казахской нации, в лице наиболее продвинутой части казахского народа - казахской демократической интеллигенции.
Именно она начинает формировать, развивать, понимать, осознавать и реализовывать национальную интересы для поступательного развития казахского общества в начале ХХ века. Впервые в истории казахского народа движение Алаш занялось вопросом модернизации своей страны.
Одна из важнейших задач модернизации, которая является частью программы движения Алаш, - преобразование экономических основ казахского общества и ее традиционной экономики начала ХХ века: определение уровня, темпов, условий адаптации к рыночным условиям, баланса между кочевыми, оседлыми и сельскохозяйственными организациями.
В то же время лидеры Алашского движения стремились создать политическую и правовую основу для полной реализации особых потребностей и требований свободы вероисповедания, прав человека и гражданина и национального равенства в полной мере.
Среди них - ориентация на полную грамотность казахского населения, развитие казахской национальной школы, формирование современной общей и особенно политической и правовой культуры у казахов начала ХХ века. вовлечение казахской элиты и широких масс в конкретные политические процессы через представительные органы, политические партии и общественные организации, органы управления и самоуправления тогдашнего государства.
Важно отметить, что образованные лидеры новообразованной партии Алаш стремились выработать наиболее эффективную систему мер, доступную для арсенала общественно - политической мысли казахского общества того времени с использованием наиболее эффективных теоретических и практических идей в тех условиях.
Движение Алаш возникло в результате социально - экономических, социально - политических и духовно - культурных изменений в Казахстане в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Основой движения стала Народно - демократическая партия «Алаш», основанная в июле 1917 года.
С точки зрения участия в общественно - политической жизни партия «Алаш» считала достижение двух основных целей: освобождение казахского народа от царского колониализма и становление Казахстаном полноправным членом мирового цивилизованного сообщества.
В социальном отношении партия Алаш была политической организацией казахской национально - демократической интеллигенции. Партия стремилась приспособить Казахстан к капиталистическим отношениям в начале ХХ века. Это должно было сделано эволюционным путем - через реформы.
Поэтому партия Алаш не приняла идеи и лозунги Октябрьской революции 1917 года и стала союзником антисоветских и антибольшевистских сил во время гражданской войны. В этом противостоянии партия Алаш и правительство Алаш - Орды потерпели поражение.
История движения Алаш - одна из самых удивительных и интересных страниц в Казахстане. Отсталость казахской традиционной экономики и патриархальных отношений, социальные и экономические трудности дали толчок к пробуждению национальной идентичности и патриотизма в передовой части казахского общества в начале ХХ века.
Это было, прежде всего, результатом взаимодействия культур, формирования нового поколения интеллектуальной элиты в казахском обществе начала ХХ века, воспитания национальных и мусульманских духовных традиций, а также европейского образования в университетах Российской Империи.
Патриотические люди Казахстана искали свой цивилизационный путь, как добиться истинной независимости от колониализма. В начале ХХ века начался новый этап национально - освободительного движения казахского народа и его развития. Характерная черта перехода от традиционных форм простой борьбы к новым политическим методам сопротивления царскому строю.
Октябрьский переворот 1917 года был плохо воспринят лидерами партии «Алаш». Ахмет Байтурсынов позже говорил, что мы приняли Февральскую революцию и приветствовали ее с радостью, потому что, во - первых, она освободила нас колониального гнета и насилия царского правительства, а во - вторых, укрепила наши надежды на самоуправление.
Октябрьский переворот 1917 года был непонятен казахам: поскольку в казахском обществе начала ХХ века не было разграничения пастбищ и капитала, и даже их собственность была не такой кардинально разной, как у других народов тогдашней России. Октябрьский переворот угрожал казахам, поскольку основывался на т. н. классовом и революционном насилии, преступной и диктаторской власти большевиков во главе с Лениным.
В советское время – это 1919 - 1937 гг. - отношения Алашского движения с новой большевистской властью были компромиссными. В ряде городов, где власть местных Советов находилась в руках большевиков - Петропавловск, Перовск (ныне Кызылорда), Аулие Ата (ныне Тараз), активисты «Алаша» были репрессированы.
Только в Семее, Верном (Алматы) и других местах между ними было налажено тонкое, краткосрочное сотрудничество. При этом стороны не доверяли друг другу, так как каждая преследовала свои политические цели: Лидеры Советского Союза пытались усилить свое влияние на казахский народ через активистов Алаш, когда лидеры Алашского движения официально поддерживали советское правительство, но проводили политику «размывания» нового правительства изнутри в республике.
Главное в движении Алаш – это верность и преданность таким вечным ценностям как любовь к Родине и своему народу, чести и достоинству, уважению к труду и образованию, преданность долгу, высокие идеалы гуманизма. В те годы представители движения Алаш и их сторонники выполняли большую гуманитарную миссию.
Несмотря на жестокие запреты при сталинизме и утрату части своего культурного наследия в годы октябрьского переворота, гражданской войны, коллективизации с Голодомором, благодаря движению Алаш в ХХ веке казахское общество создало и укрепило множество основ для беспрецедентного культурного прогресса во второй половине ХХ века.
Деятели Алаша были настоящими патриотами Казахстана и казахского народа, поэтому советская власть в лице сталинского тоталитарного режима в 1937 - 1938 гг. подвергла их политическим репрессиям. Ведь они были настоящими государственными деятелями, готовыми пожертвовать своей жизнью ради реализации национальных и государственных интересов казахского народа.
Лидеры движения «Алаш» были настоящими сынами Казахстана и своего народа, а также полноценными государственными и национальными лидерами и деятелями, видевшие свое будущее, будущее своих детей только с процветанием и благоденствием своей Родины и родного народа.
Керимсал Жубатканов – доцент Казахско - Русского Международного университета, кандидат исторических наук
Лидеры движения Алаш связывали себя и свое будущее с Родиной и родным народом
- ramuk_b
- 29 сәуір 2021
- 1532
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Лидеры движения Алаш, История движения Алаш
Ұқсас жаңалықтар:
Алашскому движению в этом году исполняется 104 года!
В 2021 году Алашскому движению исполняется 104 года. Возникновение национально - патриотического движения казахского народа в начале ХХ века было...16 декабря – День Независимости Республики Казахстан
Политическая независимость государства – право на самостоятельность, исключающая подчиненность кому бы то ни было. Путь к независимости у многих...Несколько слов о главном советском празднике – 7 ноября
В советское время одним из главных праздников СССР был 7 ноября, когда отмечалась Великая Октябрьская Социалистическая революция, т. е. установление...Еще раз о переходе с кириллицы на латиницу в Казахстане
Историческое решение о переходе на латиницу было принято Первым Президентом Казахстана - Елбасы Нурсултаном Назарбаевым более трех лет назад. Он был...На основе идей Алашского движения был сформирован политический и международ ...
Слово «Алаш» в переводе с казахского языка: 1) так назывался самый первый древнейший союз казахских племен; 2) боевой клич у казахских воинов;...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.