Сайтқа кіру Тіркелу

Казахстан и его границы открыты для друзей, но закрыты для недругов

Казахстан и его границы открыты для друзей, но закрыты для недругов

У любого государства есть своя территория, очерченная определенными границами. Как ни странно, но ни Казахское ханство, ни Казахская ССР не имели юридически оформленных границ и тем более, они не были признаны международным правом. Поэтому оформление государственной границы Казахстана шло фактически с нуля.
Согласно Конституции РК, «территория Казахстана является целостной, неприкосновенной и неотчуждаемой».
13 января 1993 года был принят Закон «О государственной границе Республики Казахстан», который фиксирует государственную границу как линию и проходящую по ней вертикальную плоскость, определяющие пределы территории – суши, вод, недр и воздушного пространства.
Протяженность границы Казахстана по суше составляет 13400 километров. Водная граница составляет 3000 км. Процесс установления границы проходил в трех направлениях: с Китаем, с республиками Центральной Азии и с Российской Федерацией.
«Добрососедские отношения с сопредельными государствами многое определяют в жизни страны. Они помогают заключать равноправные соглашения, развивать взаимовыгодную торговлю, наращивать транзитный потенциал, привлекать инвестиции, и в конечном итоге от них зависит успех реформ. Главное, незыблемое условие таких отношений, – четко очерченная, признанная как соседями, так и мировым сообществом, государственная граница.
Образовавшиеся после распада Советского Союза новые независимые государства были разделены административными границами, но с точки зрения международного права можно было говорить только о внешней границе бывшего СССР. Такое положение было неустойчивым, поскольку создавало почву для взаимных территориальных претензий.
Я был твердо убежден в том, что сложившиеся на момент распада империи территориально - административные границы между бывшими республиками должны быть признаны государственными. Любые другие варианты разграничения территорий неизбежно вели к противостоянию и конфликтам.
Твердая позиция, занятая Казахстаном, возымела действие: в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, которое мы подписали 8 декабря 1991 года, а также в Алматинской декларации от 21 декабря того же года существующие границы были объявлены неприкосновенными и нерушимыми. Административные границы республик де - факто стали государственными, однако их нужно было оформить де - юре – в двусторонних соглашениях, соответствующих международным нормам. Было сразу очевидно, что решение такой задачи потребует немало времени и упорного труда, но в начальный период никто не мог предположить, что для этого понадобится целых 13 лет.
Не менее сложным был вопрос о государственной границе с Китаем, с которым общая площадь спорных участков границы составляла 844 кв. километров. Казахстан унаследовал от СССР несколько спорных приграничных территорий – предмет продолжавшихся более двух лет переговоров с участием объединенной делегации Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и России. 26 апреля 1994 года была окончательно установлена государственная граница между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой.
Личные отношения с Цзян Цзэминем помогли решить этот болезненный вопрос нашей истории. Граница для казахов – вопрос почти сакральный. Молодому государству нужна была стабильность и предсказуемость границ.
Помню, как переговоры зашли в тупик в их самой начальной стадии, эксперты не могли найти решение. Вопрос вышел на высший уровень. Цзян Цзэминь тогда сказал мне через переводчика: «Нурсултан, я отношусь к тебе не просто как к руководителю другой страны, я отношусь к тебе как к другу и скажу открыто. Если мы не решим этот вопрос сейчас, то в будущем тебе будет сложно решить этот вопрос. Меняются поколения, меняются руководители. Как удастся решить этот вопрос в будущем, я не знаю».
Я прекрасно понимал, что он имеет в виду, и вполне был согласен, что откладывать на будущее вопрос нельзя. Речь шла об относительно небольшой спорной территории. Однако символически было очень важно, чтобы был принят вариант пусть с малым, но все же перевесом в сторону Казахстана. И я предложил принять решение по спорным территориям так: 53 процента – Казахстану, 47 процентов – Китаю. В таких вопросах Цзян Цзэминь был очень настойчив, и национальные интересы своей страны были для него безусловным приоритетом. Взгляд его стал жестким, и он довольно суровым голосом спросил: «Что, это для тебя так принципиально важно?» «Да», – столь же твердо ответил я.
Историческая память казахского народа очень глубока, и определение границ с Китаем – это не только вопрос политических баталий в Казахстане в конце прошлого века. Это и опрокинутая в будущее дуга из прошлого, дуга полная надежд и разочарований. От того, каким образом решится этот вопрос, зависело и национальное самочувствие моего народа. Возникла пауза. Затем, еще раз спросив у своих экспертов о возможности компромиссного решения, он сказал: «Ну хорошо, подпишем».
После обмена ратификационными грамотами 11 сентября 1995 года Соглашение о казахстанско - китайской государственной границе вступило в силу. Такое соглашение с КНР не подписывал даже СССР. Впервые в истории у Республики Казахстан появилась утвержденная, взаимно с Китаем признанная государственная граница – граница мира и сотрудничества.
В начале XXI столетия наступило время решения проблемы юридической делимитации между новыми независимыми государствами, оставшейся неурегулированной со времен Советского Союза. В октябре 2000 года, выступая на коллегии Министерства иностранных дел, я обратил особое внимание на необходимость скорейшего урегулирования данного вопроса со всеми заинтересованными государствами, так как накопилось множество трансграничных хозяйственных вопросов, требующих разрешения в духе дружбы и взаимного доверия.
Во время переговоров имели место и серьезные дискуссии. Но в конечном счете стороны проявляли взаимоуважение и добрую волю, что способствовало разрешению даже самых сложных, запутанных вопросов. К чести сторон, политизация вопроса о границе не была допущена ни одной из сторон, участвовавших в процессе делимитации, проходившем на двустороннем уровне.
Последовательно и конструктивно решал Казахстан стоявшую перед ним масштабную задачу. Государство делало это для мирной жизни народа и для блага будущих поколений, чтобы быть со всеми странами - соседями в мире и согласии. Первоначально МИД Республики Казахстан планировал завершить сложнейшую работу по делимитации государственной границы не ранее 2007 – 2008 годов. Однако благодаря нашим в буквальном смысле титаническим усилиям эта громадная многолетняя работа была завершена уже к 2005 году.
При делимитации казахстанско - кыргызской и казахстанско - туркменской границ стороны мы опирались на линию административно - территориального разделения, которая была ранее согласована с Киргизской ССР и Туркменской ССР. В 2001 году – 5 июля и 15 декабря в Астане были подписаны соответственно Договор между Республикой Казахстан и Республикой Туркменистан о казахстанско - туркменской государственной границе и Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско - кыргызской государственной границе.
Процесс делимитации казахстанско - узбекской границы проходил в 2000 – 2002 годах. Он завершился двумя договорами. 16 ноября 2001 года в Астане был заключен Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско - узбекской государственной границе, который определил прохождение 96 процентов пограничной линии. После тщательного урегулирования спорных вопросов 9 сентября 2002 года был подписан Договор об отдельных участках межгосударственной границы.
Наиболее протяженная граница у Казахстана с Россией – 7 591 километр. Эта самая длинная сплошная сухопутная граница в мире. Первый раунд казахстанско - российских переговоров начался в августе 1999 года. Сразу выяснилось, что административная граница между Казахской ССР и РСФСР была оформлена менее четко, нежели граница с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном.
В этой экстраординарной ситуации исключительную роль сыграл высокий уровень доверия, который был установлен с новым руководством России. Уже в июне 2000 года в первой совместной декларации главы государств высказались за наращивание темпов двустороннего делимитационного процесса. Учитывая значимость границы для государств, мы проявили решимость урегулировать вопрос, не допуская осложнений. Переговоры между Казахстаном и Россией продолжались до конца 2004 года. Чтобы прочертить линию границы, пришлось провести более 50 раундов переговоров.
В Москве 18 января 2005 года я совместно с В. В. Путиным подписал Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О казахстанско - российской государственной границе», который вступил в силу 12 января 2006 года. Таким образом, Казахстан завершил юридическое оформление сухопутной части границы по всему ее периметру. Началась демаркация на местности. Чтобы лучше понять значимость наших усилий по установлению государственной границы, следует вспомнить, что далеко не все новые независимые государства смогли это сделать, не все они имеют взаимоутвержденные государственные границы», - пишет своей книге «Эра независимости» Первый Президент Казахстана Н. А. Назарбаев.
В своей статье «Независимость - самое дорогое» Второй Президент Казахстана Касым - Жомарт Токаев сказал, что после подписания в 2018 году Конвенции о правовом статусе Каспийского моря не только сухопутные, но и морские границы были полностью демаркированы, т. е. были окончательно определены и разрешены.
«Мы помним, что когда мы действительно занимались пограничным вопросом, некоторые политики и общественные деятели говорили: «Не будем торопиться», «Мы можем договориться позже». Время показало, что нужно настойчиво вести переговоры и немедленно укреплять наши основы. Теперь, что бы ни говорили, у нас есть международнопризнанная граница, установленная двусторонними соглашениями. Теперь с этим никто не поспорит», - говорится в статье Главы государства.
В своей статье Президент сказал, что необходимо вести воспитательную работу сдержанно, противодействуя провокационным действиям некоторых иностранных деятелей, которые ставят под сомнение нашу территориальную целостность и критикуют добрососедские отношения как на официальном, так и на общественном уровне.
Таким образом, «Казахстан – единственное государство в Центрально - Азиатском регионе, которое полностью разрешило вопрос делимитации и демаркации. Государственная граница Республики Казахстан, установленная в 2000 - е годы, абсолютно корректна. Таким образом Казахстан завершил юридическое оформление своей государственной границы по всему периметру. Впервые в истории наши государственные рубежи получили международно - правовое оформление и стали действенным инструментом обеспечения мира и стабильности в регионе. С этого момента суверенитет Казахстана имел юридически оформленные более 14 тысяч километров сухопутной части государственной границы, из них: с Россией – 7 591 километр; с Узбекистаном – около 2 351 километра; с Китаем – 1 783 километра; с Кыргызстаном – 1 242 километра; с Туркменистаном – 426 километров.
Историческое значение политического согласования, правового оформления и международного признания государственной границы Казахстана трудно переоценить. Утверждение государственной границы, открытой для друзей и закрытой для недругов, подтвердило суверенитет Республики Казахстан, обеспечило стабильный мир на долгосрочную перспективу». (Назарбаев Н. А. Эра независимости. Астана, 2017, С. 296 - 297.)

Керимсал Жубатканов, доцент Казахско - Русского Международного Университета, кандидат исторических наук
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Еще раз о истории возникновения СНГ или о вкладе Назарбаева в мирное развит ...

Еще раз о истории возникновения СНГ или о вкладе Назарбаева в мирное развит ...

В первой половине декабря 1991 года лидеры трех республик – России, Украины и Белоруси - провели переговоры в Беловежском лесу, под Минском, которые...
Несколько слов о интервью посла России в Казахстане Алексея Бородавкина

Несколько слов о интервью посла России в Казахстане Алексея Бородавкина

Казахстанский телеканал «Хабар 24» взял интервью у посла России в Казахстане Алексея Бородавкина....
Верю в успех американо - казахстанских отношений с приходом нового Президен ...

Верю в успех американо - казахстанских отношений с приходом нового Президен ...

Байдена поздравили лидеров ведущих стран мира, а именно - канцлер Германии Ангела Меркель, премьер - министр Великобритании Борис Джонсон, Президент...
Познер не прав, говоря, что СНГ является искусственным образованием

Познер не прав, говоря, что СНГ является искусственным образованием

Советский и российский журналист, телеведущий Владимир Познер заявил, что считает ошибкой создание Содружества Независимых Государств (СНГ) -...
Несколько слов о Параде Победы в Москве 26 июня

Несколько слов о Параде Победы в Москве 26 июня

Президент Казахстана получил приглашение от Президента России принять участие в Параде Победы в Москве....
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×