Новый этап в осмыслении и понимании нашей национальной истории
Казахский народ имеет богатое историческое прошлое, страницы его истории неразрывно связаны с историей всей Центральной Азии и Евразии, территория которых по праву считается одним из древнейших центров человеческой цивилизации. История как наука является неотъемлемым элементом духовного развития как отдельной личности, так и всего общества в целом. Необходимо отметить, в условиях колониализма и советского унитаризма историческое сознание казахского народа было сильно деформировано. Возможности исторического научного поиска были значительно сужены в силу господства классовых, идеологизированных подходов. История в условиях тоталитаризма выполняла функцию поддержки режима.
Сегодня история Казахстана переживает новое рождение. В условиях независимости, когда идет активный процесс возрождения духовности общества, рост его национального самосознания и национальной гордости, историческая память, восстановление объективной и правдивой истории Казахстана с древности по современность имеют огромное значение. Время требует объективной и критической оценки исторического опыта прошлого, ибо в нем мы находим ответы на многие сложные вопросы современности. История Казахстана должна стать подлинно научной, помогая четко определять, где истина, а где заблуждение или фальсификация, избежав при этом максималистского подхода и конъюнктурщины. Восстановление и сохранение национального прошлого, определение его места и роли во всемирной истории, вклада в мировую цивилизацию требует глубоких знаний истории общества. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда он не будет иметь будущего.
Курс Истории Казахстана выполняет такие важные функции: - познавательная, интеллектуально - развивающая - состоит в самом изучении исторического пути народа и в объективно - истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю Республики Казахстан; - мировоззренческая функция - изучение истории непосредственно влияет на формирование мировоззрения личности. Мировоззрение – это взгляд на мир, общество, законы его развития - может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность - это исторические факты.
История, ее фактическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы исторические выводы были действительно научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения, в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину, и обеспечить научность познания.
Одним из важных мировоззренческих аспектов изучения истории является формирование историзма мышления. Историзм должен стать обязательным условием мышления современного образованного человека, независимо от его профессии и вида деятельности. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий. Историзм мышления включает в себя также умение оценивать исторические события, действия масс и исторических личностей соответственно тем историческим условиям, которые реально существовали в тот период; - воспитательная функция состоит в том, что объективное освещение исторических процессов и их изучение с позиций современности, исторический опыт, преемственность традиций - все это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения нашего народа.
История сама становится подлинным воспитателем народа. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своей Родины и своего народа, всемирной истории формирует гражданские качества - патриотизм, любовь к Родине, своему народу, его прошлому. Оно позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом. Особое значение приобретают мировоззренческая и воспитательная функции в ВУЗе, где "История Казахстана", являясь частью гуманитарного цикла, призвана сформировать нравственно здоровую, граждански активную личность, живущую в правовом и демократическом обществе; - практически - политическая функция.
Сущность ее состоит в том, что история как наука, выявляя на основе осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно - обоснованный курс развития общества, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего, будущего - корни интереса людей к своей истории. Чтобы определить дальнейшее направление развития общества, необходимо знать, из какого состояния оно вышло и как оно прошло свой исторический путь. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть в определенной степени историком, чтобы стать активным членом общества, обладающим гражданской позицией.
Изучение истории позволяет раскрыть соотношение интересов различных слоев общества, их лидеров на конкретных примерах общественных явлений. Именно поэтому история всегда была, есть и будет орудием идеологической борьбы, средством влияния на политические настроения людей. В силу этого необходимо учитывать все аспекты, чтобы вырабатывать взвешенный политический курс, не сталкивать народы, не толкать их на различного рода конфликты, а способствовать динамичному развитию общества.
Историю Казахстана нельзя правильно понять вне связи с мировыми историческими процессами, задачей курса является изучение истории Казахстана во взаимосвязи с процессами, происходившими не только Центрально - Азиатском регионе, так и во всем мире. В ходе изучения истории Казахстана нужно раскрывать ее как многомерный исторический процесс в тесной связи с философскими категориями, логической формой подачи материала с объективным анализом положительных и отрицательных оценок различных исторических эпох и вкладом их в прогрессивное развитие общества и государства.
Содержание курса охватывает длительный исторический период с древнейших времен и до наших дней. В основу его изучения положен проблемно - хронологический принцип. Курс имеет четкие хронологические рамки каждого рассматриваемого периода, соответствующие этапам исто - рического процесса. Методологическими и научно - теоретическими основами изучения истории Казахстана являются: диалектический подход к явлениям общественной жизни, принципы объективности, историзма, научности, которые помогают изучение всей совокупности исторических процессов и фактов.
Непреходящее значение в изучении истории имеют общечеловеческие ценности, гуманизм, патриотизм, принципы идеологии национальной независимости. Важное значение при этом имеет учет национальных ценностей, народных традиций и обычаев, религиозных убеждений. Определяющее место при изучении истории Казахстана занимают произведения Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, имеющие методологическое значение. Среди них необходимо назвать такие работы Президента «Стратегия становления и развития Казахстана суверенного государства», «На пороге XXI века», «Эра Независимости» и «Семь граней великой степи».
В этой статье Елбасы начал процесс нового осмысления национальной истории родного Казахстана. Эта стратегическая статья, которая побуждает нас по новому, в соответствии современным реалиям понимать и воспринимать нашу многогранную и всеобъемлющую историю страны и его народа. То есть Глава государства нацеливает всех нас на изучение большой вклад нашего народа в мировую цивилизацию и ее развитие. На самом деле наша Великая Степь имеет свое место в общемировой культуре и цивилизации. И никто не должен об этом забывать.
Как пишет Президент в своей статье: «Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле. Вместе с тем, одомашнивание лошади положило начало культуре всадничества. Всадник на коне, вооруженный луком, пикой либо саблей стал своеобразным символом эпохи, когда на авансцену истории выходят могущественные империи, созданные кочевыми народами».
Одним из важнейших событий, способствовавших быстрому развитию мира, является металлургическое производство. В древние времена человечество в состоянии производить драгоценные камни из меди, меди, железа, золота и серебра. Примечательно также, что наша Великая степь была одним из таких крупномасштабных производственных объектов.
Елбасы абсолютно прав, говоря, что «сенсационным для мировой науки открытием, позволившим по - новому взглянуть на наши истоки, стал найденный в Казахстане в 1969 году в Иссыке «Золотой человек», именуемый в кругах ученых - искусствоведов «казахстанским Тутанхамоном». Т. е. наши предки, которые не только добывали золото, но и использовали его во всех сферах повседневной жизни.
В своей статье Президент уделил особое внимание тому факту, что наша Великая Степь является родиной всего тюркского мира, а также это историческая родина яблок и тюльпанов, которые сейчас является неотъемлемой частью мировой цивилизации.
Это есть ответ на вопрос о том, что Казахстан предоставил мировой цивилизации. То есть, казахские степи являются источником человеческого прогресса. Нам нужно связать нашу историю с мировой историей, что Казахстан и его народ всегда были неотъемлемой частью мира, которые также внесли немалый вклад в развитие мировой науки и образования, в развитие мировой цивилизации. В соответствии с этим мы должны сломать стереотипы, которые были созданы в царско - советское время, и создать новую концепцию и отношение к своей национальной истории.
Глава государства определил главные приоритеты в этом направлении, в которые вошли госпрограмма «Архивы - 2025», учебно - образовательный Парк - энциклопедию «Великие имена Великой степи», научно - популярная серия «Выдающиеся личности Великой степи» - «Ұлы Дала тұлғалары», проект «Тюркская цивилизация: от истоков к современности», в рамках которого будут организованы Всемирный конгресс тюркологов в Астане в 2019 году и Дни культуры тюркских этносов, создание Музея древнего искусства и технологий Великой степи «Ұлы дала» и Общенационального клуба исторических реконструкций «Великие цивилизации Великой степи».
Только так мы возродим наше историческое сознание и наконец поймем наше историческое прошлое. Это будет модернизацией исторического сознания - пробуждение национального сознания и его соответствие современным требованиям. Самое главное, что мы, современные люди, живущие в Великой степи, являемся потомками добродетельных людей, которые внесли неоценимый вклад в человеческую цивилизацию и являемся наследниками богатой культуры, которая дала новый импульс развитию всего человечества.
Данная работа Первого Президента Казахстана нацеливает нас на глубокое всестороннее исследование исторического процесса, определяет приоритетные направления его изучения. Сегодня одними из основных задач, требующими глубокого первоочередного освещения на основе изучения древних источников, археологических памятников, являются история государственности, проблемы этногенеза и др. Историческая наука опирается на широкий круг источников. К историческим источникам относится все то, что непосредственно отражает исторический процесс.
Таким образом, программная статья «Семь граней Великой степи» Елбасы начинает новый этап в осмыслении и понимании нашей национальной истории!
Керимсал Жубатканов, доцент Казахско - Русского Международного Университета, кандидат исторических наук
Новый этап в осмыслении и понимании нашей национальной истории
- ramuk_b
- 25 желтоқсан 2020
- 671
- 0
- 0
Ілмек сөздер: история Казахстана, познавательная, интеллектуально - развивающая
Ұқсас жаңалықтар:
Государственные праздники РК
Казахстан – большая многонациональная страна, которая по праву может гордиться не только своим богатым историческим прошлым, но и новыми традициями,...Еще раз о переходе с кириллицы на латиницу в Казахстане
Историческое решение о переходе на латиницу было принято Первым Президентом Казахстана - Елбасы Нурсултаном Назарбаевым более трех лет назад. Он был...О важности и необходимости отечественных истории и исторической науки для р ...
В своем недавнем интервью газете «Ана тили», которое вышло под названием «Сейчас время не для празднеств, а время правильно подумать» К - Ж. Токаев...Несколько слов о Параде Победы в Москве 26 июня
Президент Казахстана получил приглашение от Президента России принять участие в Параде Победы в Москве....Государственные символы Республики Казахстан
Северо-Казахстанская область, Есильский район, методист отдела образования казахского языка и литературы Бегалина-Кожахметова Дина Сабитовна...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.