Сайтқа кіру Тіркелу


Списывание в системе освоения орфографии

Авторская работа: Казанбай Галия Тлектескызы.
Списывание в системе обучения орфографии

Качественное образование подрастающего поколения является одним из важнейших факторов развития страны и обеспечивает конкурентоспособность в современном мире.
В связи с этим учитель русского языка стоит перед необходимостью поиска оптимальных средств способных повысить орфографическую грамотность учащихся.

В каждом из старших классов есть школьники, достаточно уверенно владеющие навыками правописания. Но всё ещё велик процент таких учащихся, которые часто допускают орфографические ошибки. Одним из способов преодоления орфографической неграмотности является, на мой взгляд, широкое использование такого упражнения как списывание.

Списывание - это универсальный наиболее эффективный метод позволяющий добиться усвоения орфографии наиболее рациональным путем - без изучения грамматики. Прежде всего, орфография - понятие очень ёмкое и сложное. Включающие такие явления, которые в процессе обучения требуют разного подхода. Ведь большая часть особенностей русского правописания может быть усвоена школьниками в практической деятельности в процессе письма, исключающие какие - либо отклонения от нормы. Вообще следует заметить, что в реальных условиях существует грамотность абсолютная и грамотность относительная. Абсолютная грамотность - это редкость и достичь ее, по-моему, невозможно без основательного знания правил орфографии.

Если учитывать реальные условия, то следует признать что задача школы - довести учащихся до уровня относительной грамотности, а задача методики - отобрать наиболее рациональные способы достижения этой цели. Среди этих способов видное место должно занять списывание с правильных образцов.
На уроках и в домашних заданиях ученик постоянно сталкивается с необходимостью сделать выбор между правильным и неправильным написанием. В этом, наверное, и цель указанного метода рассчитанного на сознательное усвоение орфографических правил. Такой подход как бы провоцирует ошибочные написания. Ученик порой не хочет обременять себя основательным обдумыванием предложенной задачи и пишет слово с ошибкой.

В основном внимание к изучению грамматики, без которого невозможно добиться грамотного письма привело к известному "перекосу" в результате чего всё учебное время, выделяемое на изучение русского языка приходиться тратить на грамматический разбор и усвоение правил. Учащиеся воспринимают эту лавину сведений чаще всего с трудом, поэтому на уроке пишут мало и с ошибками. Что же касается списывания специально рассчитанного на развитие орфографических навыков то такие упражнения вообще не предлагаются ни водном учебнике или учебном способии да и к тому же время на такое списывание найти было бы нелегко.

При теперешних программных требованиях и ресурсах времени отводимого учебным планом на изучение языка выход из этого положения найти нелегко. Однако ясно, что развитие орфографических навыков учащихся - задача первостепенной важности. Я думаю, что в решении этой задачи основную роль должен сыграть списывание.

С грамматическими заданиями типа : указать; подчеркнуть; выделить но без деформации текста.
Чтобы убедить в правильности изложенных положений мне пришлось внести в учебный процесс кое-какие изменения, которые с одной стороны не затрагивают в целом существующей системы обучения, а с другой стороны - создавали более благоприятные условия для выработки у учащихся орфографических навыков. Мой замысел заключается в том, что весь рекомендуемый программой грамматический материал учащиеся должны узнать и усвоить на уроке.
Что же касается домашних заданий они целиком и полностью посвящались списыванию без грамматических заданий.

В журнале "Русский язык в Казахстанской школе " № 6 за 2006 год Г.Т. Ибраева в статье "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка" останавливаясь на проблеме повышения грамотности учащихся отметила, что списывание-это методический прием, который распространён в начальных классах. Я думаю, что списывание как один из приёмов обучения орфографии наиболее эффективен в 5-9 классах. Учащиеся этих классов, если им объяснить смысл предлагаемой работы и её цели занимаются этим очень охотно.

Отсюда эмпирический вывод: 13-15 лет - наиболее походящий возраст для усвоения орфографии путём списывания, т.е. на базе непроизвольной памяти, что вполне согласуется с выводами психологов о взаимоотношениях памяти и мышления в разные возрастные периоды в жизни человека с момента рождения до наступления зрелости.
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Доклад на тему

Доклад на тему "Развитие речевой компетентности учащихся на уроках русског ...

Задача школы состоит в том, чтобы пробудить умственные способности к самостоятельности и развивать желание самостоятельно, без учителя, приобретать...
«В мире синтаксиса» факультативный курс русского языка

«В мире синтаксиса» факультативный курс русского языка

Мукажанова Шынар Оралбаевна учитель русского языка и литературы Бирлестикской с. ш., Зерендинского района, Акмолинской области...
Использование дидактических игр для активизации познавательной деятельности ...

Использование дидактических игр для активизации познавательной деятельности ...

ВКО г.Семей ГКУ СОШ № 10 учитель начальных классов Тыщенко Ольга Алексеевна...
Формы компетентносного подхода в обучении

Формы компетентносного подхода в обучении

Павлодарская область, Иртышский район, с Амангельды, Учитель русского языка и литературы Шарманова Гульсайран Калимулловна...
Развитие орфографической грамотности через систему работы на уроках

Развитие орфографической грамотности через систему работы на уроках

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из основных задач обучения русскому языку в школе. Значимость данной задачки...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, математика, математикадан сабақ жоспары, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×