Сайтқа кіру Тіркелу

Птица сильна крыльями, а человек - дружбой

Сценарий внеклассного мероприятия разработан учителями истории и посвящен празднованию 550 - летия со времени образования Казахского ханства. В мероприятии участвовали учащиеся разных возрастов. Здесь представлены не только литературно - художественные заготовки, но и музыкальные и хореографические номера, выполнившие задачу погружения в историю 550 - летней давности.
Пояснительная записка

Участники мероприятия: в мероприятии участвовали учащиеся 5 - 10 классов Узункольской СОШ с русским языком обучения.
Возраст участников – от 10 до 15 лет.
Актуальность мероприятия и воспитательное значение мероприятия: Исторический вечер на тему «Птица сильна крыльями, а человек - дружбой», посвященный юбилейным датам нашей Родины 2015 года: 550 - летию образования Казахского ханства, 20 - летию Конституции и 20 - летию создания Ассамблеи народа Казахстана, был проведен учителем истории. Целью внеклассного мероприятия было - формирование самосознания школьников посредством привлечения внимания к истории собственной страны и были обозначены следующие воспитательные задачи:
1. воспитать патриотические чувства и любовь к своей стране, показать на примере наших далеких предков от саков до казахских ханов желание народа жить в независимости, бороться за свободу народа, ценить мирное существование;
2. воспитать уважение и толерантное отношение к представителям разных этносов и вероисповеданий, мирно проживающих в Казахстане единой большой семьей;
3. эстетическое воспитание молодежи посредством национальной музыки, танцев различных этносов Казахстана;
4. развить умения учащихся анализировать исторические факты, развитие коммуникативных навыков, артистизма, выразительного чтения.

Оборудование мероприятия: аудиофонограмма кюя Курмангазы «Сары арқа», Презентация о Казахском ханстве, Видеоролик «Мой Казахстан», Конституция РК 1995 года, а также проектор, компьютер, танцевальные костюмы, казахские национальные костюмы, сладости для Шашу, материал для обряда «Ханталапай».
Использованы следующие методы и формы проведения работы:
1. Литературный монтаж
2. Инсценировки исторических сюжетов
3. Танцы
4. Прослушивание кюя
5. Обряды казахского народа
Использованная литература:
1. Учебники по истории Казахстана 6, 7, 8, 9 классы
2. Журнал «История Казахстана: преподавание в школе»№ 3, 2008г.

Тема: «Птица сильна крылья, а человек – дружбой»
Цель: Формирование самосознания школьников посредством привлечения внимания к истории собственной страны.
Задачи:
Образовательные:
углубить знания учащихся истории борьбы за независимость.
Развивающие:
развить умения учащихся анализировать исторические факты, развитие коммуникативных навыков, артистизма, выразительного чтения.
Воспитательные:
воспитать патриотические чувства и любовь к своей стране, показать на примере наших далеких предков от саков до казахских ханов желание народа жить в независимости, бороться за свободу народа, ценить мирное существование, а также воспитать уважение и толерантное отношение к представителям разных этносов и вероисповеданий, мирно проживающих в Казахстане единой большой семьей.
Наглядность: Презентация, Видеоролик «Мой Казахстан», фонограмма кюя Курмангазы «Сарыарка», Конституция РК 1995 года.
Оборудование: проектор, компьютер, танцевальные костюмы, казахские национальные костюмы, сладости для Шашу, материал для обряда «Ханталапай»
Тип урока: вечер с элементами театрализации
План урока:
I. Слово учителя о актуальности мероприятия. Экскурс в историю Казахстана
2. Древние сакские племена.
3. Тюркский период в истории Казахстана
4. Образование Казахского ханства.
5. Современный Казахстан - Путь к Независимости и процветанию.
Звучит гимн Республики Казахстан
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте дорогие гости, ученики и коллеги! Сегодня мы проведем открытое внеклассное мероприятие «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой!». Эпиграфом нашего вечера служат слова из народной мудрости.
«Первая мать - родная земля,
Вторая мать - слово родное,
Третья мать - богатство души и обычай,
Четвертая мать - родная история»
Действительно 2015 год наполнен знаменательными событиями нашей Родины, но все по порядку - то есть как все начиналось:
2. Выступление учащихся 6 класса «Сакские племена»
Никита: Древнетюркские племена, населявшие огромные просторы от Днепра до Енисея
Асем: Западная ветвь более известна под именем скифов
Дарига: В VI веке до н. э азиатские саки образовали несколько конфедераций, из которых наиболее известны три племенных союза.
Тамирлан: Тиграхаудов, т. е. носящие остроконечные шапки, которые кочевали на территории Семиречья Чуйской долины и частично в Восточном Туркестане.
Настя: Массагеты, или парадарайя, т. е. «живущие за рекой», занимали пространство от Южного Урала до Семиречья
Никита: Хаомоварги т. е. «изготавливающие хаома», распространились на территории Узбекистана, Туркмении в долине реки Мургаб
Асем: В 530 г. до н. э на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Во главе саков тогда стояла царица Томирис.
Танец «Томирис» ( в исполнении танцевальной группы девочек)
Дарига: Через 11лет после гибели Кира в 519г. до н. э. персы вновь вторглись на территорию Казахстана. На этот раз поход против саков возглавил царь Дарий1
Тамирлан: Борьбу саков возглавили вождь Скунха, Спитамен и простой сак - пастух Ширак отдавшего свою жизнь за независимость Родины.
Сценка - пантомима «Подвиг Ширака» в исполнении учащихся 5 класса.
3) История Казахстана в тюркский период (Слайд: карта, илюстраций) Представляют учащиеся 8, 10 классов.
Дильназ: С VI – IX в. в. территорию Казахстана населяли племена древних тюрков.
Виктория: Они говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской письменностью.
Ергали: Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв.
Аделина: Он был создан на основе родоплеменных тамг(знаков).
Наташа: Поэтому древняя руническая (тайная, смысловая) письменность являлась письменностью тюрков.
Диана: Древние тюрки главными божествами почитали
Небо (Тенгри), Землю - Воду -(Иер - Суб), Умай ана - покровительница домашнего очага и детей, Кок бори(Волк)
Стихотворение « О, Тюрки!». Читает Гетманская Наташа
4) Образование Казахского ханства – ключевой момент истории наей страны.
Диана: Стихотворение «Мен – Қазақпын!» Ж. Молдагалиева.
Звучит фонограмма кюя Курмангазы «Сары арқа»
Обряд «Шашу»: приглашается ветеран педагогического труда Жаутекова Хатима - апай
Сценка «Ханталапай» представляют учащиеся 8 класса. Обряд посажения на ханство.
Витя: Как писал М. Х. Дулати: «Откочевав из ханства Абулхаира в 50 - 70г. г. XV века около двухсот тысяч человек собрались на единой территории под властью султанов Керея и Жанибека, потомков Урусхана».
Ергали: Одна из веских причин откочевки из владения Абулхаир хана была следующая история. В1456 г. от рук военачальника батыра Кобланды, находившийся на службе у Абулхаира погиб Дайыр Кожа.
Рустам: Оба султана за убийство уважаемого бия потребовали казнить батыра.
Дильназ: Опасаясь, что все кипчаки выступят против, хан и его окружение приняли решение взыскать с батыра возмещение как за убийство трех человек.
Виктория: Несогласные с этим решением Керей и Жанибек после годовых поминок по убитому бию, осенью 1457 года уходят в Западное Жетысу, предварительно попросив разрешение у могульского хана Есен – буги кочевать здесь.
Ергали: В 1462 г. умирает хан Могулистана Есен - Буга. В Могульском ханстве возобновились племенные междоусобицы и распри.
Аделина: Воспользовавшись этим, ойраты быстро завоевали ханство. Таким образом, племена жившие в Могулистане, Ногайской орде и Сибирском ханстве, постепенно перекочевывают и входят в состав Казахского ханства.
Наташа: Так, султаны Керей и Жаныбек, как писал Мухамед Хайдар Дулати, в 1465 году сумели создать Казахское ханство, и с тех пор более 550 лет ведет свою историю государственность казахов.
Диана: В отличие от других государственных образований, Казахское ханство было создано не в результате завоевании, а мирным путем.
Витя: Возможно, оно не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах, с такой известностью и авторитетом во всем мире, как сейчас.
Рустам: Но важно, что уже тогда была заложена основа казахской государственности и мы являемся продолжатели дел наших великих предков.
Танец «Кара - жорга» в исполнении учащихся 9 – х классов. Флеш - моб.
5) Учитель: В XVII - XVIII веках казахи вынуждены отражать нападения соседних воинствующих государств (джунгаров, среднеазиатских ханств). В это время наши великие предки, ханы, батыры, бии всеми силами пытались отстоять государственность казахов. Именно XVIII век явил славу ханов Абылая и Абулхаира, биев Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия, батыров Кабанбая и Богенбая, Райымбека и Малайсары и многих других. Это был долгий период героической Отечественной войны против захватчиков. Но опасность потери независимости пришла совсем с другой стороны: в ХІХ веке Казахстан теряет свою государственность, став колонией своего северного соседа - Российской империи. Все время своего существования в составе России - около 150 лет под властью Российской империи и 69 лет в составе СССР - казахский народ стремился к независимости. За этот период произошло около 300 народно - освободительных движений. Первой ласточкой национальной демократии явились события 17 - 18 декабря 1986 года, когда молодежь вышла на площадь и потребовала вернуть Казахстану его Независимость. Предпосылкой к будущей независимости можно считать принятый 25 октября 1990 года Декларацию о Государственном суверенитете Казахской ССР.
Решительным моментом на пути принятия и следования к независимости был «Закон о государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря1991г. «Современный Казахстан - путь к Независимости и процветанию». (Слайды по теме).
Дети читают стихотворения на государственном языке.
Жанель: Бақытты боп жүрген.
Сенің арқаң, Ұлы Отан.
Елім менің – тірегім,
Құшағында гүл атам.
Даяна: 24 жыл Тәуелсіз Еліміз! 24 асу.
Алыс – жақын елдерменен жарасу.
Құдай өзі корші қылған ұлттармен.
Барлық мемлекеттермен санасу
Карина: Енді бүгін көк байрағым желбіреп
Әнұраным жалғап алды ғұмырды
Аталардан мұраға қалған Елтаңба
Баяғыша төріме кеп ілінді.
Элеонора: 1995 ж 30 тамызда.
Ата Заңымыз – Конституция қабылданды.
Биыл қабылданғанына 20 жыл болды.
Ирина: Халықтың ақ тілегі ізгіліктің бастауы.
Ата Заң бұл киелі.
Ельнар: Астана – елімнің бас қаласы.
Астана – ән қала!
Астана – сән қала!
Еліңмен егеменді еркендей бер.
Ак қала. Арман қала - Астана!
Ернар: Ортақ менің жер шары
Төбемізде бір аспан.
Барлық ұлттың баласы
Достығымыз жарасқан.
Дильназ: Ассамблея народа Казахстана была создана 1 марта 1995 г. Вот уже 20 лет это уникальное, признанное во всем мире своего рода «ноу - хау» Президента Республики Казахстан, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, объединяет в своих рядах представителей свыше 100 национальностей, проживающих в Казахстане. Ассамблея основана на общенациональном интересе сохранения мира и межэтнического согласия в республике.
Представляем национальные танцы народа Казахстана:
«Грузинский танец «Лезгинка»
«Русский танец «Кадриль»
Рефлексия: Выслушать мнения учащихся о мероприятии.
Что показалось вам особенно интересным сегодня на мероприятии?
Какие чувства вы испытываете после сегодняшнего урока?
Заключительное слово учителя.
Еще Цицерон говорил: «Любовь к Родине – основа всех добродетелей» и вы, ребята, сегодня продемонстрировали свои знания и расширили свои познания об истории народа и государства.
В народе говорят: «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой»
Наше государство уникально тем, что здесь, на казахской земле, все народы живут в дружбе и согласии. И эту эстафету продолжать вам, дорогие ребята!
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Я – патриот своей страны!

Я – патриот своей страны!

(Казахстанский патриотизм – это проявление любви к Родине, чувство гордости за принадлежность к своей стране; это, идет речь, об отношении...
Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства

Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства

- Сформировать у учащихся знания о периоде становления страны как суверенного государства, охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику первых...
“Казахское ханство (XV-XVII века ). Основные направления политики казахских ...

“Казахское ханство (XV-XVII века ). Основные направления политики казахских ...

Урок посвящен празднованию 550 - летия со времени образования Казахского ханства и разработан для учащихся старших классов. На уроке ученикам...
Расселение саков. Сакское общество

Расселение саков. Сакское общество

Павлодарская область, г. Экибастуз, с. Кулаколь, Майкаинская СОШ учитель истории Мусабекова Ляззат Кошкарбаевна...
Государственные символы Республики Казахстан

Государственные символы Республики Казахстан

Северо-Казахстанская область, Есильский район, методист отдела образования казахского языка и литературы Бегалина-Кожахметова Дина Сабитовна...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×