Сценарий внеклассного мероприятия разработан учителями истории и посвящен празднованию 550 - летия со времени образования Казахского ханства. В мероприятии участвовали учащиеся разных возрастов. Здесь представлены не только литературно - художественные заготовки, но и музыкальные и хореографические номера, выполнившие задачу погружения в историю 550 - летней давности.
Пояснительная записка
Участники мероприятия: в мероприятии участвовали учащиеся 5 - 10 классов Узункольской СОШ с русским языком обучения.
Возраст участников – от 10 до 15 лет.
Актуальность мероприятия и воспитательное значение мероприятия: Исторический вечер на тему «Птица сильна крыльями, а человек - дружбой», посвященный юбилейным датам нашей Родины 2015 года: 550 - летию образования Казахского ханства, 20 - летию Конституции и 20 - летию создания Ассамблеи народа Казахстана, был проведен учителем истории. Целью внеклассного мероприятия было - формирование самосознания школьников посредством привлечения внимания к истории собственной страны и были обозначены следующие воспитательные задачи:
1. воспитать патриотические чувства и любовь к своей стране, показать на примере наших далеких предков от саков до казахских ханов желание народа жить в независимости, бороться за свободу народа, ценить мирное существование;
2. воспитать уважение и толерантное отношение к представителям разных этносов и вероисповеданий, мирно проживающих в Казахстане единой большой семьей;
3. эстетическое воспитание молодежи посредством национальной музыки, танцев различных этносов Казахстана;
4. развить умения учащихся анализировать исторические факты, развитие коммуникативных навыков, артистизма, выразительного чтения.
Оборудование мероприятия: аудиофонограмма кюя Курмангазы «Сары арқа», Презентация о Казахском ханстве, Видеоролик «Мой Казахстан», Конституция РК 1995 года, а также проектор, компьютер, танцевальные костюмы, казахские национальные костюмы, сладости для Шашу, материал для обряда «Ханталапай».
Использованы следующие методы и формы проведения работы:
1. Литературный монтаж
2. Инсценировки исторических сюжетов
3. Танцы
4. Прослушивание кюя
5. Обряды казахского народа
Использованная литература:
1. Учебники по истории Казахстана 6, 7, 8, 9 классы
2. Журнал «История Казахстана: преподавание в школе»№ 3, 2008г.
Тема: «Птица сильна крылья, а человек – дружбой»
Цель: Формирование самосознания школьников посредством привлечения внимания к истории собственной страны.
Задачи:
Образовательные:
углубить знания учащихся истории борьбы за независимость.
Развивающие:
развить умения учащихся анализировать исторические факты, развитие коммуникативных навыков, артистизма, выразительного чтения.
Воспитательные:
воспитать патриотические чувства и любовь к своей стране, показать на примере наших далеких предков от саков до казахских ханов желание народа жить в независимости, бороться за свободу народа, ценить мирное существование, а также воспитать уважение и толерантное отношение к представителям разных этносов и вероисповеданий, мирно проживающих в Казахстане единой большой семьей.
Наглядность: Презентация, Видеоролик «Мой Казахстан», фонограмма кюя Курмангазы «Сарыарка», Конституция РК 1995 года.
Оборудование: проектор, компьютер, танцевальные костюмы, казахские национальные костюмы, сладости для Шашу, материал для обряда «Ханталапай»
Тип урока: вечер с элементами театрализации
План урока:
I. Слово учителя о актуальности мероприятия. Экскурс в историю Казахстана
2. Древние сакские племена.
3. Тюркский период в истории Казахстана
4. Образование Казахского ханства.
5. Современный Казахстан - Путь к Независимости и процветанию.
Звучит гимн Республики Казахстан
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте дорогие гости, ученики и коллеги! Сегодня мы проведем открытое внеклассное мероприятие «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой!». Эпиграфом нашего вечера служат слова из народной мудрости.
«Первая мать - родная земля,
Вторая мать - слово родное,
Третья мать - богатство души и обычай,
Четвертая мать - родная история»
Действительно 2015 год наполнен знаменательными событиями нашей Родины, но все по порядку - то есть как все начиналось:
2. Выступление учащихся 6 класса «Сакские племена»
Никита: Древнетюркские племена, населявшие огромные просторы от Днепра до Енисея
Асем: Западная ветвь более известна под именем скифов
Дарига: В VI веке до н. э азиатские саки образовали несколько конфедераций, из которых наиболее известны три племенных союза.
Тамирлан: Тиграхаудов, т. е. носящие остроконечные шапки, которые кочевали на территории Семиречья Чуйской долины и частично в Восточном Туркестане.
Настя: Массагеты, или парадарайя, т. е. «живущие за рекой», занимали пространство от Южного Урала до Семиречья
Никита: Хаомоварги т. е. «изготавливающие хаома», распространились на территории Узбекистана, Туркмении в долине реки Мургаб
Асем: В 530 г. до н. э на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Во главе саков тогда стояла царица Томирис.
Танец «Томирис» ( в исполнении танцевальной группы девочек)
Дарига: Через 11лет после гибели Кира в 519г. до н. э. персы вновь вторглись на территорию Казахстана. На этот раз поход против саков возглавил царь Дарий1
Тамирлан: Борьбу саков возглавили вождь Скунха, Спитамен и простой сак - пастух Ширак отдавшего свою жизнь за независимость Родины.
Сценка - пантомима «Подвиг Ширака» в исполнении учащихся 5 класса.
3) История Казахстана в тюркский период (Слайд: карта, илюстраций) Представляют учащиеся 8, 10 классов.
Дильназ: С VI – IX в. в. территорию Казахстана населяли племена древних тюрков.
Виктория: Они говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской письменностью.
Ергали: Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв.
Аделина: Он был создан на основе родоплеменных тамг(знаков).
Наташа: Поэтому древняя руническая (тайная, смысловая) письменность являлась письменностью тюрков.
Диана: Древние тюрки главными божествами почитали
Небо (Тенгри), Землю - Воду -(Иер - Суб), Умай ана - покровительница домашнего очага и детей, Кок бори(Волк)
Стихотворение « О, Тюрки!». Читает Гетманская Наташа
4) Образование Казахского ханства – ключевой момент истории наей страны.
Диана: Стихотворение «Мен – Қазақпын!» Ж. Молдагалиева.
Звучит фонограмма кюя Курмангазы «Сары арқа»
Обряд «Шашу»: приглашается ветеран педагогического труда Жаутекова Хатима - апай
Сценка «Ханталапай» представляют учащиеся 8 класса. Обряд посажения на ханство.
Витя: Как писал М. Х. Дулати: «Откочевав из ханства Абулхаира в 50 - 70г. г. XV века около двухсот тысяч человек собрались на единой территории под властью султанов Керея и Жанибека, потомков Урусхана».
Ергали: Одна из веских причин откочевки из владения Абулхаир хана была следующая история. В1456 г. от рук военачальника батыра Кобланды, находившийся на службе у Абулхаира погиб Дайыр Кожа.
Рустам: Оба султана за убийство уважаемого бия потребовали казнить батыра.
Дильназ: Опасаясь, что все кипчаки выступят против, хан и его окружение приняли решение взыскать с батыра возмещение как за убийство трех человек.
Виктория: Несогласные с этим решением Керей и Жанибек после годовых поминок по убитому бию, осенью 1457 года уходят в Западное Жетысу, предварительно попросив разрешение у могульского хана Есен – буги кочевать здесь.
Ергали: В 1462 г. умирает хан Могулистана Есен - Буга. В Могульском ханстве возобновились племенные междоусобицы и распри.
Аделина: Воспользовавшись этим, ойраты быстро завоевали ханство. Таким образом, племена жившие в Могулистане, Ногайской орде и Сибирском ханстве, постепенно перекочевывают и входят в состав Казахского ханства.
Наташа: Так, султаны Керей и Жаныбек, как писал Мухамед Хайдар Дулати, в 1465 году сумели создать Казахское ханство, и с тех пор более 550 лет ведет свою историю государственность казахов.
Диана: В отличие от других государственных образований, Казахское ханство было создано не в результате завоевании, а мирным путем.
Витя: Возможно, оно не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах, с такой известностью и авторитетом во всем мире, как сейчас.
Рустам: Но важно, что уже тогда была заложена основа казахской государственности и мы являемся продолжатели дел наших великих предков.
Танец «Кара - жорга» в исполнении учащихся 9 – х классов. Флеш - моб.
5) Учитель: В XVII - XVIII веках казахи вынуждены отражать нападения соседних воинствующих государств (джунгаров, среднеазиатских ханств). В это время наши великие предки, ханы, батыры, бии всеми силами пытались отстоять государственность казахов. Именно XVIII век явил славу ханов Абылая и Абулхаира, биев Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия, батыров Кабанбая и Богенбая, Райымбека и Малайсары и многих других. Это был долгий период героической Отечественной войны против захватчиков. Но опасность потери независимости пришла совсем с другой стороны: в ХІХ веке Казахстан теряет свою государственность, став колонией своего северного соседа - Российской империи. Все время своего существования в составе России - около 150 лет под властью Российской империи и 69 лет в составе СССР - казахский народ стремился к независимости. За этот период произошло около 300 народно - освободительных движений. Первой ласточкой национальной демократии явились события 17 - 18 декабря 1986 года, когда молодежь вышла на площадь и потребовала вернуть Казахстану его Независимость. Предпосылкой к будущей независимости можно считать принятый 25 октября 1990 года Декларацию о Государственном суверенитете Казахской ССР.
Решительным моментом на пути принятия и следования к независимости был «Закон о государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря1991г. «Современный Казахстан - путь к Независимости и процветанию». (Слайды по теме).
Дети читают стихотворения на государственном языке.
Жанель: Бақытты боп жүрген.
Сенің арқаң, Ұлы Отан.
Елім менің – тірегім,
Құшағында гүл атам.
Даяна: 24 жыл Тәуелсіз Еліміз! 24 асу.
Алыс – жақын елдерменен жарасу.
Құдай өзі корші қылған ұлттармен.
Барлық мемлекеттермен санасу
Карина: Енді бүгін көк байрағым желбіреп
Әнұраным жалғап алды ғұмырды
Аталардан мұраға қалған Елтаңба
Баяғыша төріме кеп ілінді.
Элеонора: 1995 ж 30 тамызда.
Ата Заңымыз – Конституция қабылданды.
Биыл қабылданғанына 20 жыл болды.
Ирина: Халықтың ақ тілегі ізгіліктің бастауы.
Ата Заң бұл киелі.
Ельнар: Астана – елімнің бас қаласы.
Астана – ән қала!
Астана – сән қала!
Еліңмен егеменді еркендей бер.
Ак қала. Арман қала - Астана!
Ернар: Ортақ менің жер шары
Төбемізде бір аспан.
Барлық ұлттың баласы
Достығымыз жарасқан.
Дильназ: Ассамблея народа Казахстана была создана 1 марта 1995 г. Вот уже 20 лет это уникальное, признанное во всем мире своего рода «ноу - хау» Президента Республики Казахстан, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, объединяет в своих рядах представителей свыше 100 национальностей, проживающих в Казахстане. Ассамблея основана на общенациональном интересе сохранения мира и межэтнического согласия в республике.
Представляем национальные танцы народа Казахстана:
«Грузинский танец «Лезгинка»
«Русский танец «Кадриль»
Рефлексия: Выслушать мнения учащихся о мероприятии.
Что показалось вам особенно интересным сегодня на мероприятии?
Какие чувства вы испытываете после сегодняшнего урока?
Заключительное слово учителя.
Еще Цицерон говорил: «Любовь к Родине – основа всех добродетелей» и вы, ребята, сегодня продемонстрировали свои знания и расширили свои познания об истории народа и государства.
В народе говорят: «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой»
Наше государство уникально тем, что здесь, на казахской земле, все народы живут в дружбе и согласии. И эту эстафету продолжать вам, дорогие ребята!
Птица сильна крыльями, а человек - дружбой
- Муратовна
- 30 қараша 2015
- 4064
- 0
- 0
Ілмек сөздер: внеклассное мероприятие, Казахское ханство
Ұқсас жаңалықтар:
Я – патриот своей страны!
(Казахстанский патриотизм – это проявление любви к Родине, чувство гордости за принадлежность к своей стране; это, идет речь, об отношении...Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства
- Сформировать у учащихся знания о периоде становления страны как суверенного государства, охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику первых...“Казахское ханство (XV-XVII века ). Основные направления политики казахских ...
Урок посвящен празднованию 550 - летия со времени образования Казахского ханства и разработан для учащихся старших классов. На уроке ученикам...Расселение саков. Сакское общество
Павлодарская область, г. Экибастуз, с. Кулаколь, Майкаинская СОШ учитель истории Мусабекова Ляззат Кошкарбаевна...Государственные символы Республики Казахстан
Северо-Казахстанская область, Есильский район, методист отдела образования казахского языка и литературы Бегалина-Кожахметова Дина Сабитовна...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.