Сайтқа кіру Тіркелу

Энергия Закон сохранения и превращения энергии

Тема: «Энергия. Закон сохранения и превращения энергии»
Цели урока
Раскрытие учащимися, в ходе урока, смысла закона сохранения энергии, и преобразования энергии из одного вида в другой.
Задачи урока
Образовательные:
• выяснить физическое содержание закона сохранения энергии;
• добиться усвоения учащимися понимания универсальности закона сохранения энергии.
• продолжить формирование практических и интеллектуальных умений при решении задач.
Развивающие:
• продолжить формирование умения анализировать и делать выводы;
• продолжить формирование навыков применения полученных знаний для решения задач.
Воспитательные:
• продолжить формирование познавательного интереса к предмету «физика»;
• продолжить формирование стремления к глубокому освоению теоретических и практических знаний через решение задач.
Тип урока: комбинированный (изучения нового материала и закрепление).
Метод урока: частично - поисковый, урок – соревнование.
Демонстрации:
1. Падение теннисного шарика.
2. Колебание груза.
Оборудование: теннисный мяч, груз на нити, интерактивная доска, карточки.
Межпредметная связь: география, математика.
Ход урока
І. Организационный момент.
1. Приветствие и настрой на урок.
Сегодня проведем не стандартный урок, урок соревнование. Участвуют 2 - команды. Команды называются «Потенциальная энергия» и «Кинетическая энергия»
Ученики разгадывают ребус. (слайд - 1)
Разгадайте, зашифрованное слово в ребусе.
2. Постановка темы и целей урока.
Сегодня на уроке закрепим понятие энергия, о которой вы узнали в 7 классе.
Раскроем в ходе урока, смысла закона сохранения энергии, и преобразования энергии из одного вида в другой.
І І. Проверка домашнего задания.
1. Карточка (раздать командам) (слайд - 2)
Обозначение физических величин Название Единица измерения СИ Формулы
Р Р=
Импульс тела
Fтяж H
Сила упругости = - k x
Сила трения F = …mg
ІІІ. Актуализация знаний.
1. Карточка (раздать командам)(слайд - 3)
IV. Изучение нового материала.
Изучая предыдущую главу. Вы узнали особую велечину – импульс - подчиняющейся закону сохранения. В физики рассматривается еще одна величина, которая также сохраняется в замкнутых системах тел. Эта величина называется энергия.
Фронтальный опрос.
• Какие виды механической энергии Вы знаете.
• Дайте определение потенциальной энергии.
• Объясните, какие два вида потенциальной энергии Вы знаете.
• По какой формуле можно рассчитать потенциальную энергию?
• Дайте определение кинетической энергии тела.
• По какой формуле можно рассчитать кинетическую энергию?
• От чего зависит кинетическая энергия тела.
• В каких единицах измеряется энергия.
Каждая команда демонстрирует, подготовленное задание, которое соответствует название команды.
(работа на плакате).
Демонстрация потенциальной энергии и кинетической энергии.
Обратите внимание на демонстрацию. Какие процессы выполнены в данной демонстрации.
1. Демонстрация: подбрасывание теннисного мячика, его падение, «отскакивание» вверх.
Какие превращения энергии происходят при подъеме шарика и при его падении?
/при подъеме шарика – он обладает потенциальной энергией и при его падении – он обладает кинетической энергией/ В замкнутой системе взаимодействующие тела могут обладать одновременно потенциальной энергией и кинетической энергией. Рассмотреть рисунок 71 страница 80 в учебнике. Записывают тему урока в тетрадь.
*Закон сохранения и превращения энергии*
2. Демонстрация. Нитяной маятник в начале висит неподвижно. Отмечаем это положение как нулевой уровень потенциальной энергии. Отклоняем маятник на некоторый угол и замечаем, что маятник проходит нулевой уровень и отклоняется в противоположное направление. (слайд - 4)
Что произошло? Почему колебания прекращаются?
Вывод: Чем на больший угол отклоняем маятник из нулевого положения, тем большую скорость будет иметь маятник, проходя его. Значит, накопленная потенциальная энергия при отклонении маятника превращается в кинетическую, при прохождении нулевого положения, а затем снова превращается в потенциальную при отклонении в противоположном направлении. Колебания прекращаются потому, что механическая энергия теряется в результате действия не потенциальных сил (силы сопротивления воздуха). Значит, если устранить действие не потенциальных сил, тогда система маятник - Земля будут взаимодействовать только друг с другом (замкнутая система) и в этом случае колебания будут продолжаться бесконечно долго, т. е. попеременно будут превращаться друг в друга потенциальная и кинетическая энергии.
Выразим это математически. Ученики записывают формулы из учебника в тетрадь.
Из опыта сумма кинетической и потенциальной энергии системы тел, взаимодействующих друг с другом, дает полную энергию системы:
Из этого следует, что сумма кинетической и потенциальной энергии тел, составляющих замкнутую систему и взаимодействующих друг с другом силами всемирного тяготения и силами упругости, остаются постоянной.
- математическая запись закона сохранения полной механической энергии. Энергия в природе не исчезает и не появляется из ничего, а только превращается из одного вида в другой. Это главное отличное свойство энергии.
Вывод урока: Чем больше энергия тела, тем большую работу оно может совершить. Энергия бесследно не исчезает она переходит из одного вида в другой.
IV. Этап обеспечения планируемого уровня знаний.
1. Тест для закрепления и усвоения урока.(слайд - 5)
2. Попробуйте, используя свои знания при решении задачи.
Пример задачи.
1. Найти полную механическую энергию тела массой 100г, которое на высоте 4м имело скорость 36 км/ч.
Дано: СИ Решение:
m=100г 0, 1кг
Е=Ек+Еп
h=4м
Ек=mv2/2
v=36км/ч 36.
1000м Еп=mgh
3600с
g≈10м/с2 Е=mv2/2+mgh подставим значения Ответ: Е= 9Дж.
2. Теннисный шарик падает с высоты 0, 9 м. Найти его скорость в момент удара о стол.
Дано: СИ Решение:
h=0, 9м
Ек=mv2/2
g≈10м/с2
Еп=mgh
mv2/2+mgh
V2 = 2gh = 2 * 10 * 0, 9 = 18 (м2/с2)
v=? подставим значения V = 4, 24 (м/с)
V. Обобщение урока.
- Я предлагаю вам заслушать сообщения и проанализировать какие превращения энергии происходят. выполняется ли *Закон сохранения и превращения энергии*:
1. историческая справка.
2. ГЭС, ТЭС. АЭС
1. Вступительное слово учителя.
В “Британской энциклопедии” 1771г. записано: “Энергия - слово греческого происхождения, означает могущество, достоинство или действенность чего - либо…”. О законе сохранении энергии мы сегодня говорили на уроке, заслушаем историческую справку и сообщения о применении и условии выполнения *Закон сохранения и превращения энергии*.
2. Историческая справка (готовят ученики).
Майер Юлиус Роберт (1814 - 1874гг.) – немецкий врач, независимо от других сформулировал закон сохранения энергии. В статье, опубликованной в 1842 году, Майер ясно утверждает, что существует определенная связь между высотой, с которой подает некая масса, и выделившимся при ударе о землю некоторого количества теплоты. Майер попытался также вычислить механический эквивалент теплоты
Об учёном, который впервые сформулировал и обосновал закон сохранения энергии, мы узнаем из доклада «Научная деятельность Германа Гельмгольца».
Портрет ученого на доске.
. Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд Фон (31. 08. 1821 - 08. 09. 1894гг.) - один из величайших учёных XIX века. В 1847 году он опубликовал классическую работу “О сохранении энергии”, где изложил философские и физические основания закона сохранения и превращения энергии и дал его математическую формулировку. Работа вызвала большой шум в научных кругах. Аналогичные идеи были выдвинуты рядом других ученых, однако Гельмгольцу принадлежит наиболее четкая формулировка важнейшего закона. Джоуль открыл Закон сохранения энергии для тепловых процессов. За 100 лет до Майера и Гельмгольца М. В. Ломоносов открыл Закон сохранения энергии.
В наше время главные виды энергии, за счет которых совер¬шается работа,— это энергия, осво - бождающаяся при сгорании топлива (угля, нефти, газа), энергия падаю¬щей воды и так называемая ядерная энергия. Но ни один из этих видов энергии не подается непосредственно к машинам.
На пути к машинам, в которых совершается работа, энергия пре¬терпевает превращения из одной формы в другую. АЭС, ГЭС. ТЭС.
В каких регионах нашей страны установлены АЭС, ГЭС. ТЭС
В «Стратегии «Казахстан - 2050» Президент отметил:
К 2050 году в стране на альтернативные возобновляемые виды энергии должно, приходится, не менее половины всего совокупного энергопотребления.
VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Я предлагаю вам 3 вида домашнего задания.
1. Вы изучаете §23 письменно отвечаете на вопросы (3, 4, 5) после него.
2. Вы решаете 3 задачи, подробно объясняя решение каждой. Задачи на применение закона сохранения механической энергии решаете в общем виде в тетради. Стр 81 - 82.
3 Из упр. 20 решаете 2 задачи по выбору.
Возможно, вы выберете то, которое поможет вам лучше запомнить, усвоить все, что мы узнали и чему научились на сегодняшнем уроке или то, которое потребует минимальных затрат времени и сил, но его сложность будет ниже ваших учебных возможностей. Поэтому оценка за выполнение домашней работы будет выставлена с учетом - правильности выполнения задания,
- аккуратности оформления,
- соотношения ваших способностей с выбранным вариантом задания.
VI. Оценка знаний.
Ученики суммирую полученные оценки в течении урока, находят средне арифметическое значение по формуле п1+п2+п3….
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×