Сайтқа кіру Тіркелу

Средства связи в сложноподчиненном предложении

Солтүстік Қазақстан облысы,
Қызылжар ауданы, Шаховское орта мектебі.
Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі:
Айсабекова Гульнар Мажитовна

Тема: Средства связи в сложноподчиненном предложении
Цель урока: систематизация и обобщение по теме «Средства связи в сложноподчиненном предложении»

Задачи:
- закрепить знания учащихся о видах сложных предложений и средствах связи в них;
- повторить морфологические признаки союзов и союзных слов;
- способствовать формированию умения различать союзы от союзных слов в СПП;
- повторить правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование: интерактивная доска

Ход урока:
Урок сопровождается презентацией «Средства связи в СПП»
Вступительное слово учителя: Наш урок – урок обобщения и систематизации знаний о средствах связи в СПП. Мы повторим с вами морфологические признаки союзов и союзных слов, которые используются в СПП. На примерах различных СПП мы научимся различать союзы от союзных слов, используемых как средство связи в них.

1.Словарный диктант на правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
Квашеная капуста, вскопанные грядки, брошенный камень, асфальтированная дорога, правленый текст, раненный пулей, девочка избалована, кованая ограда, тканая скатерть, сожженное письмо, невиданное чудо, топленое масло, мощенная камнем, свежемороженая рыба.
Самопроверка - на слайде №2
2.Заполнить схему - «Виды сложных предложений»
На слайде №3 – схема «Виды сложных предложений»

3. Заполнить схему - «Средства связи в СП»
На слайде №4 – схема «Средства связи в СП»

4. Строение СПП - на слайде №5 записаны СПП:
1) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
2) Глупцы и люди ограниченные всему верят, потому что не могут ничего исследовать.
3) Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние.
Задание: составить схемы данных предложений , определить тип придаточных предложений.
Чем отличается последнее предложение от предыдущих?
Ответ: в первом и во втором предложениях средством связи в СПП являются союзы, а в последнем- союзное слово кто, выраженное местоимением.

5. Сравните предложения: в каком из них используется союз, а в каком- союзное слово?
- Я знаю, что ты мне поможешь.
- Я знаю, что мне поможет.
Задание: дать определение союзному слову.
На слайде №6 - определение союзного слова.

6. Вопрос классу: как различать союзы и союзные слова?
На слайде №7 – «Отличительные признаки союзов и союзных слов».
Союзы
-Служебная часть речи
-Не отвечает на вопрос
-Не является членом предложения
-Можно опустить

союзные слова
-самостоятельная часть речи
-отвечает на вопрос
- является членом предложения
- нельзя опустить

7. Морфологический разбор союза и союзного слова (у доски)
1 ученик: Для того чтобы3 быть счастливым, надо не только любить людей, но и быть любимым.
Для того чтобы - союз, т.к. служит для связи частей сложного предложения.
I.( Для того чтобы…), { }
II. Морф. Признаки: подчин, составной, целевой, неизменяемое.
III. Не является членом предложения.
2 ученик: Благородное сердце не может подозревать других в низости и коварстве, на которые3 оно само не способно.
На которые – местоимение, т.к. указывает на предмет, не называя его.
I. Н.ф.- который
II. Морф.призн.: пост.-отн.,непост.-мн.ч.,В.п.
III. Не способно (на что?) – на которые

8.Заполнить таблицу: даны предложения из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Номера предложений с союзами и союзными словами записать в таблицу.
Взаимопроверка - на слайде №8 даны правильные ответы.

9. Синтаксический разбор сложного предложения:
Берегись того, что не одобрено твоей совестью.
(Побудит., невоскл., сложное, союзное, СПП, части связаны союзным словом.
Главное: простое, односост.,опр/л.,распр.,неосложн.
Придаточное: простое,двусост.,распр.,неосложн.)
{ == ----}, ( что == )

10.Выборочно-распределительная работа:
На слайде №9 даны 10 предложений. Выписать из них союзы и союзные слова и заполнить ими таблицу.
1)Я был уверен, что в мое отсутствие кто-то побывал в моей комнате.
2)Я не знаю, кто может тебе помочь.
3)Когда мы переходили мост, река была еще скрыта туманом.
4)Мы остановились в старинном замке, в котором видели привидение.
5)Если что-то непонятно, я постараюсь вам объяснить.
6)Настоящего человека всегда тянет туда, где очень трудно.
7)Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать.
8)Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
9)Я встретился с другом, которого давно не видел.
10)Интересно, чем ты можешь мне помочь.
11.Подведение итогов.

Ребята, что мы с вами сегодня повторили?
На слайде №10 – ответы
- Виды сложных предложений
-Строение СПП
- Отличие союзов от союзных слов
- Морфологический разбор союзов и местоимений
- Синтаксический разбор СПП
12.Домашнее задание - на слайде №11:
Придумать СПП с данными словами в роли союзов и союзных слов: что, когда, как.
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×