№11 Ы. Алтынсарин атындағы
орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі
Шошахова Саягүл Бекишовна
Тема урока: Имя существительное.
Цели урока:
Обобщить и систематизировать ЗУН по теме «Имя существительное», тренироваться в умении определять род, число, падеж имён существительных, их синтаксическую роль в предложении;
Развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное,
развивать память, творческое мышление, воображение, внимание.
Воспитывать внимание к слову, любовь к русскому языку, чувство позитивной оценки и самооценки.
Обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями, смайлики.
Тип урока: обобщение изученного материала. Флипчарт - урок
Педагогические технологии: технология РКМЧП
Ход урока.
1. Приветствие:
- Ребята! Сегодня необычный урок русского языка
- Покажите свое настроение.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном.
3. Мозговой штурм.
Составление кластера учащимися на интерактивной доске
- Что обозначает имя существительное?
- На какой вопрос отвечает имя существительное?
- Что называется предметом?
- Сколько родов имеет имя существительное:
- Имена существительные делятся на …(одушевленные и неодушевленные)
- Имена существительные имеют два числа… ( единственное и множественное).
- По значению имена существительные делятся на … (собственные и нарицательные).
- Сколько склонений у имени существительного?
4. Стадия вызова
Вы помните, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные?
Одушевленные существительные называют предметы живой природы, к ним задается вопрос кто?
Неодушевленные существительные называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос что?
5. Прием «Дерево мудрости»
Прочитайте рассказ В. Осеевой «Синие листья» и помогите девочке красить листья зеленым цветом. Для этого вы должны собрать листья с одушевленными и неодушевленными предметами и вернуть их на это волшебное дерево.
(Дети используют инструмент интерактивной доски «Волшебные чернила»)
Задание. Прочитайте рассказ. Выпишите из текста существительные, которые отвечают на вопросы Кто? Что? Определите одушевленность и неодушевленность предмета.
(Дети собирают листья. На каждом листочке написано имя существительное. Надо прочитать слово, задать к нему вопрос и поместить лист на дерево)
6. Применение приема «Верные и неверные ответы»
( На доске размещаются два слова «ДА» - зеленым цветом, «НЕТ» красным цветом. Дети распределяют заранее приготовленные листочки с ответами по двум колонкам.)
7. Обобщение знаний о собственных и нарицательных именах существительных.
- Какие предметы называют имена собственные?
- Какие предметы называют имена нарицательные?
Задание. Продолжите ряд нарицательных и собственных имен существительных:
нарицательные ---------- собственные
ветер ---------- река Урал
берег ---------- озеро Байкал
вода ------------ город Атырау
- Как пишутся имена собственные?
- С большой буквы.
8. Отработка умений распознавать род имен существительных.
- А мы продолжаем. Чтобы легче было распознавать род, вспомним правило.
Женский род запомню я
И скажу: «Она моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он мой».
Средний род - «Оно мое»,
Это правило твое.
Задание. Прочитайте рассказ «Радоваться за других». В тетради запишите слова женского, мужского и среднего рода в три столбика.
Задание. Выпишите из текста существительные, которые отвечают на вопросыкто? что? Определите род, число и падеж.
9. Обобщение знаний учащихся о падежах существительных
- Давайте вспомним, что называется склонением?
- Сколько склонений в русском языке?
Задание. Прочитайте текст. Выпишите из текста существительные определите род и число. Просклоняйте.
10. Итог урока. Рефлексия. Оценивание
11. Домашнее задание: Определить род существительных и просклонять слова.
Имя существительное
- aiboll
- 27 ақпан 2016
- 4541
- 0