Цели урока: 1. Повторить сведения об обстоятельствах как второстепенном члене предложения, о разных способах его выражения.
2. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах.
3. Применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся определять в устной и письменной речи предложения с обособленными обстоятельствами; повысится пунктуационная грамотность учащихся; формируются способности работать в группе и в паре, выполнять практические задания самостоятельно; конструировать монологическое высказывание.
Дидактическое обеспечение: Презентация к уроку в программе PowerPoint, опорные конспекты для каждого ученика, записи на CD шума моря, картины моря, опорные схемы с правилами, электронный учебник, постеры, стикеры, маркеры.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Психологический тренинг /2 мин /
2. Проверка домашнего задания:
- защита презентации на тему «Заповедники Казахстана»
(каждому ученику по 2 минуты) /15 мин/
- Замена тетрадей.
3. Этап вызова: /деление на группы/ /2мин/
4. Этап осмысления:
Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся по волнам знаний в морское путешествие, и помогут нам с вами в этом опорные конспекты, которые будут нашими кораблями. (Опорные конспекты раздаются каждому ученику до начала урока.)
Слайд №2. «Море»
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Каким вы представляете море.
(Учащиеся работают самостоятельно, параллельно слушая шум моря)
- Зачитайте, какие красочные и яркие эпитеты вы подобрали к слову "море" (учащиеся зачитывают)
- Многие поэты, писатели, художники, музыканты обращались в своих произведениях к образу моря. Давайте выразительно прочитаем, как описывает море Максим Горький (текст из опорного конспекта)
Слайд №3 (чтение учениками)
Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много.
Ниже вы видите второй текст.
Прочитайте и подумайте, чем он отличается от предыдущего?
Перед ними необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.
Вопросы:
• Какой из данных текстов богаче?
• В каком тексте море представляется ярче, во всем своем могуществе и красоте? (в первом)
• Что "потерял " второй отрывок? (эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочную информацию)
• За счет чего это происходит? (во втором тексте нет причастных и деепричастных оборотов)
- Найдите причастные и деепричастные обороты, которые выделены запятыми.
- Как называются второстепенные члены предложения, выделенные запятыми? (обособленные).
- Сделайте предположения о том, чему будет посвящен наш сегодняшний урок. Вспомните: что такое обособление? С какими видами обособленных членов предложения мы уже знакомы? Что называется обстоятельством?
- Сформулируйте тему.
Значит сегодня мы с вами узнаем чем может быть выражено обстоятельство?
- Давайте запишем тему урока: «Обособленные обстоятельства» сегодня мы будем говорить об обособленных второстепенных членах предложения «обстоятельствах» со значением добавочного сообщении.
Запишите, чем могут быть выражены обособленные обстоятельства. Правило на стр. 195 - 198(Деепричастными оборотами и существительными с предлогами)
Слайд 4.
Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, всегда выделяется запятыми: Защищая природу, человек защищает себя.
Любопытство свойственно фазанам и часто губит их, притупляя
чувство опасности.
Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, обособляются, если стоят перед сказуемым: Улыбаясь, он заснул.
Роса, блестя, заиграла на зелени.
Обстоятельство, выраженные существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, помимо, по, ввиду, по случаю, вопреки, наподобие,
по причине, в отличие и др. обособляются.
Например: Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.
Благодаря хорошей погоде, в этом году был прекрасный урожай.
/ объяснение учителя по электронному учебнику/
Задания по группам:
1 - группа: Списать предложения и вместо точек написать нужные деепричастия.
1. Море, …………, выкатывало небольшие волны.
2. Разведчик, ……….., стал следить за дорогой.
3. Он, ……………., увидел, как мелькнула и пропала во тьме лодка.
Слова для справок: спрятавшись, вздыхая, оглянувшись.
2 - группа: Списать предложения и вместо точек написать нужный
деепричастный оборот.
1. ……….., гимнаст быстро поднимался вверх по канату.
2. На севере слабо, ………, подымались какие - то белесоватые облака.
3. Ветер крепчал, ……...
Слова для справок: сильнее закутывая город пеленой морских туманов, ловко перебирая руками, слабо мерцая.
Физминутка.
Следующие задания по группам: Работа по учебнику. /защита постера/
- 1 группа выполняет Упр. 4 стр. 195 Спишите, подчеркните обособленные обстоятельства. Скажите, чем они выражены.
- 2 группа выполняет Упр. 5 стр. 202 Дополните предложения подходящими по смыслу обособленными обстоятельствами.
4. Этап синтеза материала.
Тестовые вопросы по пройденному материалу.
I. Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не проставлены).
А) Путники устали и остановились отдохнуть.
Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в тёплую ночь.
В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать звуки этой ночи. (К. Пауст.)
Г) На востоке уже занималась синея заря.
II. Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).
А) Приехав я первым делом побежал на речку.
Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. (Купр.)
В) Шофёр затормозив остановил машину.
Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и бросился на помощь.
III. Укажите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом.
А) Чёрная речка, вследствие таяния снега и ледников, вышла из берегов и затопила низинные пастбища. (С.- М.)
Б) Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату. (А. Гайдар)
В) Несмотря на ранний час, улицы были полны народа. (В. Катаев)
Г) Ввиду сильных туманов, машины шли по шоссе, заметно снизив скорость.
Контрольный тест (ответы).
I – В, Г.
II – А, В.
III – А, В, Г.
7. Этап рефлексия: Эмоциональное состояние учащихся. Учащиеся выбирают смайлики со значениями: «ничего не понял», «хорошо поспал на этом уроке», «всё не так: как я зол», «есть над чем подумать», «отличный урок».
8. Оценивание: У каждого ученика по несколько смайликов. Ребята дают свои смайлики тем ученикам, которые активно участвовали, больше всех выполняли задания, отвечали на вопросы. У кого больше смайликов соответственно получает оценку. В конце учитель добавляет свои смайлики.
9. Задание на дом:
- Из произведений художественной литературы выпишите примеры предложений с обособленными обстоятельствами. Выучите правила на стр. 195 - 198.
Обособленные обстоятельства. 8 класс
- galia_76_8
- 2 қараша 2015
- 12487
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Обособленные обстоятельства, 8 класс, орыс тілі сабағы
Ұқсас жаңалықтар:
Обособленные обстоятельства
Учитель русского языка и литературы в казахских классах средней школы №3 города Атырау Ергалиева Гульнар Куанышовна...Обособленные дополнения
Учитель русского языка и литературы в казахских классах средней школы №3 города Атырау Ергалиева Гульнар Куанышовна...СПП с придаточными времени
Тлеубаева Гулайым...Второстепенные члены предложения
Павлодарская область, Иртышский район, с Амангельды, Учитель русского языка и литературы Шарманова Гульсайран Калимулловна...Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.
Баймуканова Сауле Ширахановна учитель русского языка и литературы г. Жезказган сш № 10 Тема урока. Обособление обстоятельств, выраженных...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.