Сайтқа кіру Тіркелу

Связи предложений в тексте

Тема: Связи предложений в тексте.
Цели:- образовательная: дать сведения о параллельной и цепной связи между предложениями в тексте;
- развивающая: развивать у учащихся умение различать типы связи в тексте;
- воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
Наглядность: интерактивная доска.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Метод обучения: наглядный, практический, поисковый

Ход урока.
І. Орг. момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
- Расскажите о тексте
- Что такое монолог и диалог?
- Что такое тема и микро тема?
ІІІ. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
- Мы говорили о том, что предложения в тексте соединяются по определенным правилам. Если эти правила не соблюдаются, то текст не получится. Одно из таких правил - это связь в предложений. И тема нашего занятия - «Виды связи предложений в тексте». Всего существуют два вида: параллельная связь и цепная связь.(слайд 1)

2. Работа с текстами.(слайд 2)
Текст 1.
На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный - сам Хорь. Он был похож на Сократа; такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из - под длинных усов.

Текст 2.
Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.
(И. С. Тургенев «Записки охотника»)
- Ребята! Речь идет об одном и том же человеке - Хоре. Давайте рассмотрим, одинаково ли построены тексты.
Текст 1, как и любой другой, начинается новой информацией, которая уже в начале следующего предложения становится той информацией, которая уже известно. Назовем эту информацию «данное». До конца текста «данное» не меняется: Хорь - он - крестьянин. А вот новое меняется постоянно, то есть «данное» и «новое» существуют параллельно друг другу. Это и есть параллельная связь.
Во втором тексте «новое» предыдущего предложения становится «данным» следующего, то есть статус информации изменяется по цепочке. Это цепная связь.
Давайте, теперь исследуем порядок слов в первом тексте и во втором. Что у нас получилось? В первом тексте, где автор использовал параллельную связь, порядок повторяется: предложение начинается с подлежащего, на втором месте сказуемое, потом однородные конструкции, которые тоже построены одинаково. Во втором тексте такого мы не наблюдаем.

3. Работа с таблицей (слайд 3)

Параллельная связь Цепная связь
Предложения сопоставляются друг с другом или противопоставляются. Предложения сцепляются друг с другом, каждое последующее предложение дополняет содержание предыдущего.
Имеют одинаковый порядок следования предложения. Повторяются ключевые слова, используются синонимы, антонимы к ним, однокоренные слова.

ІV. Закрепление новой темы.
1. Чтение и разбор правила (стр. 307 - 308)
2. Выполнение упражнения 586 (устно)

- Прочитайте текст. Определите, какая связь объединяет предложения. Какие средства эта связь использует? (параллельная связь, средства - одинаковый порядок слов, одинаковые грамматические формы слов, вводные слова)

3. Лингвистическая задача(слайд4)

На третий день, когда зеркало - солнце появилось из футляра востока,...... рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.
На пятый день, когда с главы звезд сорвали покров ночи,...... рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу начала взывать о справедливости.
На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,...... рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.
На седьмой день, когда - хрусталь солнце появился из посудного шкафа небосклона,...... рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: (Если сегодня я не добьюсь своих прав, я сожгу себя этой нефтью».
(Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи в предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы:
Зерцало - солнце - с лицом, блиставшим, как зеркало.
Сорвали покров ночи - без покрова
Пламя солнца - с пылающим сердцем
Из посудного шкафа небосклона - бутылку нефти).

4. Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении. Определите средства связи предложений в тексте.(слайд5)
1. А бедные люди часто совсем не получали соли.
2. За столом солонка стояла около хозяина.
3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.
4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.
5. Когда - то на Руси соль была очень дорогой.
6. Больше сыпал тому, кого уважал.
7. От этого появилось выражение несолено хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».
8. Он сам сыпал соль гостям.
9. И нередко пересаливал.

Ключ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7
(слова одной тематической группы, лексический повтор, личное местоимение, союзы)

5. Поэтическая минутка (слайд 6)
Прочитайте стихотворение А. Блока и определите средства связи предложений.
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной - в улетающий день.
Раздышались цветы - и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
И не помню - откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
(В этом тексте использованы следующие средства: прямой лексический повтор (день), синонимы (исчезающий, погасающий, улетающий), антонимы, одинаковые временные формы глагола.)

6. Определите средства связи предложений. (слайд 7)
1. Я обожал смекалистых, озорных мальчишек. Тихонь недолюбливал.
2. Она учила правила по русскому языку. Эти правила она целыми днями долбила.
3. Почти двести километров от стойбища Бахари шел старый охотник Родя со своим сыном Степаном к промысловой избушке. Шел и радовался.
4. Под вечер на выходе из леса Торопыгин встретился с охотником Коростелевым.
5. Деревья обступали ее со всех сторон. Их кроны повисали, как кровля, защищая тропинку от дождя, и Рожков напрасно искал на ней следы.

V. Подведение итогов урока.

Заполните таблицу: (слайд 8)
Что я узнал(а) на уроке?
Чему я научился?

VІ. Домашнее задание.
1. Составить небольшой текст с преобладанием одного вида связи.
2. Теоретический материал.
VІІ. Выставление оценок.
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×