Цель: 1) Знать о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащенный речи.
2) Усвоить структуру и семантику. Формировать у учащихся умения отличать фразеологизм от свободных сочетаний слов.
3) Воспитывать чувство коллективизма, уважение и интерес к языку.
Метод урока: Словесный, метод анализа, учебная игра.
Тип урока: Урок объяснения новой темы с элементами игры.
Форма учебной работы: классно - урочная
Формы организаторской работы детей: групповая и коллективная.
Наглядности: Слайды, интерактивная доска.
План урока
1) Оргмомент. Эмоциональный настрой.
2) Опрос домашнего задания.
3) Объяснение новой темы.
А) Понятие о фразеологий
Б) Фразеологизмы - Синонимы
В) Фразеологизмы - Антонимы
Г) Роль фразеологизма.
4) Коллективное выполнение упр. 331 (на доске)
5) работа по группам. Выполнение упражнении
1 - группа - 330 2 - группа - 343
6) работа с интерактивной доской.
Игра «Фразеологический зверинец» найди пару.
7) «Лучший переводчик» 1 - группа на казахский язык
2 - группа на русский язык.
8) Тестовое задание.
9) закрепление. Релаксация «Островок мнений».
10) Дома: упр. 336, 338.
Ход урока
1) Оргмомент.
2) Опрос домашнего задания.
- Что такое лексика?
- Что изучает лексика?
- Что такое Антонимы? Антонимические пары?
Проверка упражнение
Эпиграф:
Докапываемся до смысла слов.
Докапываемся да основ.
Докапываемся до истины.
Л. Мартынов
Леонид Николаевич Мартынов род. 1905 в Омске, в семье железнодорожного служащего и сельской учительницы. Мать поэта привила любовь к чтению, к искусству. Интересовался техникой и фольклором Сибири. Он несколько раз пересек - южные степи по трассе будущего Турксиба, исследовал экономические ресурсы Казахстана, занимался поисками древних рукописных книг между. Обью и Иртышем. За сборник «Первородство» в 1966 звание лауреата Государственной премии СССР 1974г.
3) Объяснение новой темы.
Понятие о фразеологизме - Это устойчивое сочетание слов, близкие по лексическому
Знанию одному слову.
Фразеологизмы состоит из двух, трех или более
Н: брать быка за рога.
Фразеологизмы можно заменить одним словом.
Рукой подать - близко. Спустя рукава - плохо.
На краю света - далеко. Пешком под стол ходит - маленький.
Фразеологизмы часто используют писатели и поэты, когда пишут свои произведения, с целью усиления его выразительности, внесения во фразеологизм дополнительных эксплетивных оттенков (шутки, иронии) Н: Солнце блестит во всю Ивановскую, березы распустились. «А. П. Чехов). Ср. Кричать во всю Ивановскую.
К фразеологизмам относятся и народные пословицы и поговорки, яркие и меткие крылатые выражения писателей, ученых. Н: Без труда не вынуть и рыбку из труда.
Фразеологизмы делают нашу речь ярче и выразительнее. Н: Вместо очень красивый можно употребить выражение Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Айдар, перестань баловаться и заниматься не тем, чем, нужно можно сказать:
Айдар, перестань валять дурака.
Фразеологизмы - Синонимы
Два сапога пара - одного поля ягода.
Фразеологизмы - Антонимы
Тяжел на подъем - легок на подъем.
Роль в предложении. Выполняют роль одного члена предложения - обстоятельства. Н. Ребята работали засучив рукава.
4) Коллективное выполнение упражнении - 331
5) Работа по группам. Выполнение упражнении
1 - группа - 330 2 - группа - 343
1 - группа. Заменить фразеологизмы словами - синонимами.
2 - группа. Заменить фразеологизмы антонимами.
6) Игра «Фразеологический зверинец» (Найди пару)
Хитёр как.........
Труслив как..............
Голоден как............
Здоров как..........
Изворотлив как........
Надут как.........
Нем как.........
Грязный как.........
Упрям как.......
Болтлив как..........
Колючий как.........
Волк, сорока, индюк, лиса, рыба, осёл, бык, свинья, ёж, заяц, уж.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.