Сайтқа кіру Тіркелу

Словообразование. Способы образования слов при помощи суффиксов и приставок

Цели урока:
Обучающая: закрепить знания учащихся о способах образования слов в русском языке.
Развивающая: сформировать умение разбирать слова по составу.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение друг - другу, к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование урока: интерактивная доска, учебники, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
Надо просто улыбнуться.
Дети повернитесь друг к другу и скажите:
Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.
- Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.
II. Опрос домашней работы.
Упражнение №12. Текст « История - мой любимый предмет» и упражнение №6 стр86 «Уважай себя»
III. Фронтальный опрос.
- Ребята, прежде чем приступить к уроку, вспомним с вами части слова. Мы все знаем, что каждое слово состоит из морфем. Ну давайте же, покажем свои знания:
- Что такое окончание?
- Что называется основой слова?
- А какая часть слова называется корнем?
- Что вы знаете о приставке?
- Что такое суффикс?
IY. Переход к изучению нового.
Ребята, все вот эти части слова изучается в разделе русского языка, который называется словообразование. Значит сегодняшняя наша тема.....
(С помощью учителя ученики определяют цели урока)
- Ребята, как вы думаете, из - за чего происходит пополнение слов в русском языке? (Делается вывод о том, что слова в русском языке пополняются за счет образования новых слов) Например, домик, перелесок, выход.

- Посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, от каких других слов они образованы? С помощью чего?
- Так с помощью чего же образуются новые слова? (С помощью приставок и суффиксов)
- Молодцы! Приведите свои примеры. (Ребята приводят свои примеры)
- В русском языке есть несколько способов образования слов.

- Вы мне сказали, что новые слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Тогда ответьте мне на такой вопрос: если новое слово образуется с помощью суффикса, как называется такой способ образования слов? (Суффиксальный)

- Если с помощью приставки? (Приставочный)

- А если с помощью приставки и суффикса? ( Дети затрудняются ответить. С помощью подсказки учителя ребята называют приставочно - суффиксальный способ образования слов)
Y. Закрепление.
- Итак, мы с вами узнали три способа образования слов. Но для каждой части речи характерны определенные приставки и суффиксы. Приставки и суффиксы в словах вносят оттенок значения. Давайте с вами внимательно посмотрим на схему, изображенную на слайде.
Части речи Суффиксы Приставки
Имя существительное - ость -,- ак -,- ок -,- ач -,- ей -,- лец -,- тель -,- чик -,- щик -,- ист -,- ниц(а),- иц(а). о -, об -, пере -, за -, под -, на -, по -
Имя прилагательное - н -,- тельн -,- к -,- ск -,- еск -,- чат -,- ив -,- лив -,- чив -,- ав -,- ат -,- аст -,- ое -(- ев -),- овск -,- инск -,- енск -. Без -, раз -, на -, над -, под -, при -, за -, внутри -, чрез -, через -
Глагол - и -,- е -,- ну -,- ыва -,- ива -,- ова -,- ева -,- ва -. В -, до -, лро -, с -, от -, над -, подо -, пред -, воз -, вз -, из -, низ -, пре -, при -
Местоимение - то,- либо,- нибудь.
YI. Разбор слов по составу
Задание: Разбор слов по составу: дошкольник, летчик, перелет, кирпичик, задушевный, предосенняя.
Помни при разборе слова:
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
YII. Работа в парах
Прочитайте текст по ролям. Устно разберите выделенные слова по составу. Какими способами образованы слова? Объясните.
- Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут? Вот я: у меняна крапиву аппетит - я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто все и понятно.
- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту. У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять...
Прочитайте текст по ролям. Устно разберите выделенные слова по составу. Какими способами образованы слова? Объясните.
- Слушай, Подлещик, почему это тебя Подлещиком зовут?
- Как почему? Да потому, что я еще маленький. Вот вырасту – Лещом стану! Это и дураку понятно.
- Не очень - то понятно... Меня вот Подкаменщиком называют, потому что я живу на дне и под камнем прячусь. По - твоему, я к старости камнем стану? И ты не Лещ, а только похож на него, но ты много меньше. Поэтому тебя так и назвали.
Прочитайте текст. Устно разберите выделенные слова по составу. Какими способами образованы слова? Объясните.
Люблю грибы собирать!
Под березами – подберезовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору – гриб боровичок. Боровичок - мужичок. Толстой ногой уперся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито...

YIII. Работа с учебником
Упр. 16, стр. 91. Выпишите слова, образованные: 1) приставочным, 2) суффиксальным, 3) приставочно - суффиксальным способами.
IX. Работа с текстом
Прочитайте. Озаглавьте текст. Упр. 6, стр. 89
X. Занимательная минутка
Родня ли гусеница гусю?
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
- А ты кто?
- А я ваша тетка - гусеница.
Правильный ответ: гусеница не родня гусю ( в слове «гусеница» корень «гусениц»).
XI. Игра « Я смелый!»
Задание: Найдите лишнее слово.
Желток, Железо, Желтый.
Носильщик, Нос, Носатый.
Печурка, Печать, Печка.
XII. Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы повторили:
1. Что такое словообразование?
2. Какие части слова мы сегодня повторили?
3. Какие части слова служат для образования новых слов?,
4. Назовите способы образования слов?
Учащиеся находят и читают правило в учебнике.
XIII. Рефлексия
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. На уроке чувствовал себя…
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
4. Были ли вы на уроке внимательны друг к другу…
XIY. Выставление оценок
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. ( Оценка)
XY. Домашнее задание
Упр. 13, стр. 91
Учитель: Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.
Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.
- Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Не ленитесь, старайтесь как можно больше и узнать обо всем на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым!
- Я благодарю вас за успешную работу на уроке.
- Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Суффиксальный способ образования слов

Суффиксальный способ образования слов

Опрос домашнего задания Фронтальный опрос Скажите, из чего состоят слова? Какие части слова вы уже знаете? Вспомните, о какой части слова идёт речь:...
Приставочно - суффиксальный способ образования слов

Приставочно - суффиксальный способ образования слов

Сформировать знания о приставочно - суффиксальном способе образования новых слов, научатся образовывать новые слова, различать при морфемном разборе,...
Суффиксальный способ образования слов

Суффиксальный способ образования слов

Смогут обобщить знания о суффиксе, научатся образовывать новые слова с суффиксами, отличать их от приставки, использовать новые слова и выражения в...
Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Тема урока: «Образование слов с помощью приставок и суффиксов» Цели урока: а) показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью...
Состав слова. Окончание

Состав слова. Окончание

Ақтөбе облысы, Ойыл ауданы Сапақкөл орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті мұғалімі Бюрина Гулдарайым Жаныбековна...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×