Цели урока:
Обучающая: закрепить знания учащихся о способах образования слов в русском языке.
Развивающая: сформировать умение разбирать слова по составу.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение друг - другу, к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование урока: интерактивная доска, учебники, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
Надо просто улыбнуться.
Дети повернитесь друг к другу и скажите:
Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.
- Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.
II. Опрос домашней работы.
Упражнение №12. Текст « История - мой любимый предмет» и упражнение №6 стр86 «Уважай себя»
III. Фронтальный опрос.
- Ребята, прежде чем приступить к уроку, вспомним с вами части слова. Мы все знаем, что каждое слово состоит из морфем. Ну давайте же, покажем свои знания:
- Что такое окончание?
- Что называется основой слова?
- А какая часть слова называется корнем?
- Что вы знаете о приставке?
- Что такое суффикс?
IY. Переход к изучению нового.
Ребята, все вот эти части слова изучается в разделе русского языка, который называется словообразование. Значит сегодняшняя наша тема.....
(С помощью учителя ученики определяют цели урока)
- Ребята, как вы думаете, из - за чего происходит пополнение слов в русском языке? (Делается вывод о том, что слова в русском языке пополняются за счет образования новых слов) Например, домик, перелесок, выход.
- Посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, от каких других слов они образованы? С помощью чего?
- Так с помощью чего же образуются новые слова? (С помощью приставок и суффиксов)
- Молодцы! Приведите свои примеры. (Ребята приводят свои примеры)
- В русском языке есть несколько способов образования слов.
- Вы мне сказали, что новые слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Тогда ответьте мне на такой вопрос: если новое слово образуется с помощью суффикса, как называется такой способ образования слов? (Суффиксальный)
- Если с помощью приставки? (Приставочный)
- А если с помощью приставки и суффикса? ( Дети затрудняются ответить. С помощью подсказки учителя ребята называют приставочно - суффиксальный способ образования слов)
Y. Закрепление.
- Итак, мы с вами узнали три способа образования слов. Но для каждой части речи характерны определенные приставки и суффиксы. Приставки и суффиксы в словах вносят оттенок значения. Давайте с вами внимательно посмотрим на схему, изображенную на слайде.
Части речи Суффиксы Приставки
Имя существительное - ость -,- ак -,- ок -,- ач -,- ей -,- лец -,- тель -,- чик -,- щик -,- ист -,- ниц(а),- иц(а). о -, об -, пере -, за -, под -, на -, по -
Имя прилагательное - н -,- тельн -,- к -,- ск -,- еск -,- чат -,- ив -,- лив -,- чив -,- ав -,- ат -,- аст -,- ое -(- ев -),- овск -,- инск -,- енск -. Без -, раз -, на -, над -, под -, при -, за -, внутри -, чрез -, через -
Глагол - и -,- е -,- ну -,- ыва -,- ива -,- ова -,- ева -,- ва -. В -, до -, лро -, с -, от -, над -, подо -, пред -, воз -, вз -, из -, низ -, пре -, при -
Местоимение - то,- либо,- нибудь.
YI. Разбор слов по составу
Задание: Разбор слов по составу: дошкольник, летчик, перелет, кирпичик, задушевный, предосенняя.
Помни при разборе слова:
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
YII. Работа в парах
Прочитайте текст по ролям. Устно разберите выделенные слова по составу. Какими способами образованы слова? Объясните.
- Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут? Вот я: у меняна крапиву аппетит - я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто все и понятно.
- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту. У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять...
Прочитайте текст по ролям. Устно разберите выделенные слова по составу. Какими способами образованы слова? Объясните.
- Слушай, Подлещик, почему это тебя Подлещиком зовут?
- Как почему? Да потому, что я еще маленький. Вот вырасту – Лещом стану! Это и дураку понятно.
- Не очень - то понятно... Меня вот Подкаменщиком называют, потому что я живу на дне и под камнем прячусь. По - твоему, я к старости камнем стану? И ты не Лещ, а только похож на него, но ты много меньше. Поэтому тебя так и назвали.
Прочитайте текст. Устно разберите выделенные слова по составу. Какими способами образованы слова? Объясните.
Люблю грибы собирать!
Под березами – подберезовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору – гриб боровичок. Боровичок - мужичок. Толстой ногой уперся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито...
YIII. Работа с учебником
Упр. 16, стр. 91. Выпишите слова, образованные: 1) приставочным, 2) суффиксальным, 3) приставочно - суффиксальным способами.
IX. Работа с текстом
Прочитайте. Озаглавьте текст. Упр. 6, стр. 89
X. Занимательная минутка
Родня ли гусеница гусю?
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
- А ты кто?
- А я ваша тетка - гусеница.
Правильный ответ: гусеница не родня гусю ( в слове «гусеница» корень «гусениц»).
XI. Игра « Я смелый!»
Задание: Найдите лишнее слово.
Желток, Железо, Желтый.
Носильщик, Нос, Носатый.
Печурка, Печать, Печка.
XII. Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы повторили:
1. Что такое словообразование?
2. Какие части слова мы сегодня повторили?
3. Какие части слова служат для образования новых слов?,
4. Назовите способы образования слов?
Учащиеся находят и читают правило в учебнике.
XIII. Рефлексия
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. На уроке чувствовал себя…
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
4. Были ли вы на уроке внимательны друг к другу…
XIY. Выставление оценок
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. ( Оценка)
XY. Домашнее задание
Упр. 13, стр. 91
Учитель: Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.
Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.
- Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Не ленитесь, старайтесь как можно больше и узнать обо всем на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым!
- Я благодарю вас за успешную работу на уроке.
- Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!
Словообразование. Способы образования слов при помощи суффиксов и приставок
- zhkarzhaubaeva
- 1 қаңтар 2015
- 2864
- 0
- 0
Ілмек сөздер: слова образуются с помощью приставок и суффиксов
Ұқсас жаңалықтар:
Суффиксальный способ образования слов
Опрос домашнего задания Фронтальный опрос Скажите, из чего состоят слова? Какие части слова вы уже знаете? Вспомните, о какой части слова идёт речь:...Приставочно - суффиксальный способ образования слов
Сформировать знания о приставочно - суффиксальном способе образования новых слов, научатся образовывать новые слова, различать при морфемном разборе,...Суффиксальный способ образования слов
Смогут обобщить знания о суффиксе, научатся образовывать новые слова с суффиксами, отличать их от приставки, использовать новые слова и выражения в...Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Тема урока: «Образование слов с помощью приставок и суффиксов» Цели урока: а) показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью...Состав слова. Окончание
Ақтөбе облысы, Ойыл ауданы Сапақкөл орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті мұғалімі Бюрина Гулдарайым Жаныбековна...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.