Тема урока: «Образование слов с помощью приставок и суффиксов»
Цели урока: а) показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; б) развивать умение разбирать слова по составу, развивать устную и письменную речь учащихся; в) воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Тип урока: повторительно - обобщающий урок
Межпредметные связи: математика, музыка
Оборудование: жетоны, слайд - презентация, цветные мелки.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
ІІ. Проверка домашнего задания:
Запишите слова столбика соответственно схемам.
Дождливый, прогулка, забег, подъезд, приморский, выход, проезд, гора, школа, выдумка.
«Толстые и тонкие» вопросы:
«Толстые» вопросы: (развернутый ответ)
1. Что выделяются в слове? (в слове выделяются основа и окончание)
2. Какая часть слова самая главная? Почему? (Корень. Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах)
3. Из чего же состоят слова? (корня, приставки, суффикса и окончания)
«Тонкие» вопросы: (односложный ответ)
1. Какая часть слова выделяется в квадратик? (окончание)
2. Окончание - это изменяемая часть слова? (да)
3. Суффикс - это часть речи (нет)
Сегодня у нас необычный урок. Мы участвуем в передаче телекомпании «Класс», и я не просто учитель, а телеведущая. Разрешите мне познакомить вас с программой телепередач на ближайшие 45 минут.
Наша программа
15. 20 - 15. 30 «Новости»
15. 30 - 15. 35 передача «Грамматическая арифметика»
15. 35 - 15. 40 передача «Смотри не ошибись!»
15. 40 - 15. 45 передача «Гимнастика для глаз»
15. 45 - 15. 50 игра «Ромашка»
15. 50 - 15. 55 передача «Это все мы проходили»
15. 55 - 16. 00 «Итоги дня»
Итак, урок - телеигра начинается!
15. 20 - 15. 30 «Новости»
Добрый день! В телекомпании «Класс» работает программа «Новости». Сегодня в программе - тема «Образование слов с помощью приставок и суффиксов». Будем учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок.
Что такое приставка? Что такое суффикс? Давайте послушаем наших собственных корреспондентов.
І команда «Приставка»
ІІ команда «Суффикс»
- Рассмотрите группу родственных слов:
Бежать, забежать, выбежать, пробежать, убежать.
Так как эти слова все родственные мы можем выделит общую часть в этих словах – корень. Общая часть в этих словах является корень - беж. Теперь, давайте с вами подумаем? Зачем нашим словам забежать, выбежать, пробежать, убежать нужна часть перед корнем. Возьмем два примера: забежать и добежать, и выясним часть до и за имеет одинаковые значение слово или разные.
Например: Сережа добежал до магазина.
Сережа забежал в магазин.
Наша предложения говорят о разном. Значить наши части до и за имеют разные значение. Значить мы можем сделать вывод: часть слова которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется приставкой. На письме оно выделяется следующим символом ¬. Если слово образовано с помощью приставки, то такой способ образования называется приставочным.
- Посмотрите внимательно при помощи чего образованы новые слова: танк - танкист, дом - домик, помощь - помощник.
Эти слова образованы от других слов с помощью суффиксов. Суффикс - часть слова, которая стоит после корня, и служит для образования новых слов. На письме оно выделяется следующим символом
Если слово образовано с помощью суффикса, то такой способ образования называется суффиксальным.
В русском языке есть суффиксы, обозначающие названия лиц по роду их профессий: - тель, - ник, - ист, - чик. Н/р: двор - дворник, журнал - журналист, писать - писатель. А также суффиксы суффиксы обозначающие уменьшительно - ласкательное значение: - ик, - очк -, - ечк -, - онок -, - енок.
Мама - мамочка, няня - нянечка, мяч - мячик, река - речка.
После звонких д, т, з, с, ж пишется суффикс - чик. В остальных случаях пишется суффикс – щик.
Н/р: советчик, докладчик, сварщик, заказчик
Образование слов с помощью приставок и суффиксов
- zhanka86
- 23 қараша 2014
- 4627
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Ұқсас жаңалықтар:

Суффиксальный способ образования слов
Опрос домашнего задания Фронтальный опрос Скажите, из чего состоят слова? Какие части слова вы уже знаете? Вспомните, о какой части слова идёт речь:...
Суффиксальный способ образования слов
Смогут обобщить знания о суффиксе, научатся образовывать новые слова с суффиксами, отличать их от приставки, использовать новые слова и выражения в...
Словообразование. Способы образования слов при помощи суффиксов и приставок
Цели урока: Обучающая: закрепить знания учащихся о способах образования слов в русском языке. Развивающая: сформировать умение разбирать слова по...
Окончание
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Боранқұл селосы, «Опорный орта мектебі» орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Акоразова Жанат Темирбаевн...
Состав слова. Окончание
Ақтөбе облысы, Ойыл ауданы Сапақкөл орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті мұғалімі Бюрина Гулдарайым Жаныбековна...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.