Сайтқа кіру Тіркелу

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Лексическая тема: Слово об Олжасе.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Лексическая тема: Слово об Олжасе.

Тип урока: урок закрепления.
Вид урока: урок решения проблемно – познавательных задач.

Цели урока:
• Закрепить знания о СПП с придаточными обстоятельственными , видах обстоятельств.
• Развивать умение схематически представлять сложное предложение;
• Повторить стилевые черты и языковые особенности художественной речи.

1. Проверка домашнего задания.
• Работа по тексту «Твоя совесть».

Основная мысль: человек, в котором совесть нечиста, всегда жалок, несчастен.
Стиль – художественный, так как в тексте параллельно идет сравнение совести с полноводными реками. Встречаются такие средства художественной выразительности, как КРОХОТНЫЙ РУЧЕЕК, СОВЕСТЬ – НЕУСЫПНЫЙ СТРАЖ, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ ПАЛАЧ, встречается пример сравнения.
Тип речи текста – повествование с элементами рассуждения, потому что текст отвечает на вопрос: почему жалок тот, в ком совесть нечиста. 3 – й абзац является доказательством данного тезиса.

• Судья – человек, который судит, высказывает мнение, дает оценку.
Советчик – человек, который дает наставление, указание.
Утешитель – человек, который дает утешение, радость в чем – нибудь.
Палач – человек, который приводит в исполнение приговор о смертной казни, производит пытки. Жестокий мучитель, угнетатель.

• Синонимы:
Крохотный – маленький
Нравственность – мораль
Диапазон – масштаб
Участь – судьба
Выгода – польза, доход, корысть
Отрекся (н.ф. - отречься) – отказаться, отступиться.

• Если глагол отвечает на вопрос Что делать? Что сделать? перед суффиксом – СЯ пишется Ь знак, мягкий знак не пишется перед – СЯ в личных окончаниях глаголов 3 лица ед. и мн. числа. Начинается , складывается - глаголы 3 лица ед. числа – что делается? Пользоваться – глагол неопр. формы. – что делать?

• 1 абзац – 1 предложение – СПП с придаточным сравнения. Складывается как что?
2 абзац – 1 предложение – СПП с придаточным образа действия – надо пробуждать как?
4 абзац 1 предложение – СПП с придаточным местоименно – присоединительным. Спокоен кто?

• Анализ тестовых вопросов на предыдущем уроке: 0 ошибок – 1 ученик, 1 ошибка – 4 ученика, 2 ошибок – 5 учеников, 3 ошибок – 1 ученик, 5 ошибок – 1 ученик. По содержанию текста допущены 4 ошибок, по грамматической теме – 20 ошибок. Из них: № 6 вопрос – 6 ошибок – «Сложное предложение», № 7 вопрос – 5 ошибок – «СПП (союз ЕСЛИ)», № 13 вопрос – 3 ошибки «Союзы СПП с придат. изъясн.», № 15 вопрос – 3 ошибки – «СПП с придат. Изъясн.»

Дополнительное задание для обобщения и перехода к теме урока: Передайте содержание высказывания А.С.Пушкина, пользуясь косвенной речью. Определите способ подчинения и составьте схему данного предложения.

(А.С.Пушкин в свое время сказал, что жалок тот, в ком совесть нечиста) Сказал что? Жалок кто? – СПП с 2 – мя придаточными и последовательным подчинением.



2. Слово учителя. Запишите в рабочей тетради дату. Предлагаю вам прослушать текст «Слово об Олжасе». Вы узнаете об удивительных качествах поэта Олжаса Сулейменова. Обратите внимание на новые слова, которые даны в ваших рабочих тетрадях. Вы должны вставить пропущенные буквы и определить лексические значения.

Сп .. ц ..алист –______________________
Л .. нгвист – ______________________
Арб .. тр – _______________________
Эр .. диц ..я – ______________________
Публ .. ц ..стика – ____________________
Сам ..род ..к – _______________________
Без ..г ..ворочн .. – ___________________
Эп ..с – ____________________
Гам .. а - ___________________________

Буквы для вставок : А , Е , Е , И, И , И , И , И , И , И , Ы , О , О , О , О , О , О , У , М .

3. Слово учителя. Продолжаем работу по тексту. Вам даны следующие утверждения. Ваша задача - определите, верные и неверные высказывания . Варианты ответов: Да или нет.

1. По образованию Олжас геолог – нефтяник. ___________
2. Геологи, строители, нефтяники, археологи приходят к Олжасу, как к товарищу по цеху. _______
3. Олжас с готовностью подскажет идею, выступит, где следует, арбитром. _________
4. Поэт не поражал слушателей на встречах своей эрудицией. _________
5. У Олжаса нет особой способности раскладывать информацию по полочкам. _________
6. Прочитанные книги, встречи с выдающимися современниками помогают Олжасу выстраитвать в систему всю информацию. ________
7. Олжас не из тех редких людей, про которых говорят: «Пришел, увидел, победил». _______
8. Поэты шестидесятых годов словно расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана. _________
9. Олжас создал лучшую поэму о первом космонавте «Земля, поклонись человеку!». ________
10. Олжас пишет на казахском языке. _________

4. Определить стиль и тип данного текста. Обосновать свое мнение.

Стиль текста ____________

Тип речи _______________

5. Вопрос учителя.

- Бесспорно, Олжас Сулейменов – признанный во всем мире казахский поэт, но если бы он оставался работать по своей специальности, была ли у него такая слава, как на литературном поприще?

По образованию Олжас Сулейменов геолог – нефтяник, и если бы он работал в этой области, то был бы лучшим специалистом.

6. Записать это предложение в тетради. Определите структуру данного предложения.

По образованию Олжас Сулейменов геолог – нефтяник, и если бы он работал в этой области, то был бы лучшим специалистом.

(Ученик выполняет это задание на интерактивной доске.)

Данное предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 – х простых предложении. Главное предложение - [ То был бы лучшим специалистом ] – простое, односоставное, неопределенно – личное, распространенное с указательным местоимением ТО; БЫЛ БЫ ЛУЧШИМ СПЕЦИАЛИСТОМ при каком условии? – (По образованию Олжас Сулейменов геолог – нефтяник, и если бы он работал в этой области) – придаточное обстоятельственное условия, простое, двусоставное, распространенное, осложнено вводным предложением, со значением уточнения.

(Составляется схема)

7.Слово учителя.
Значит, ребята, вы уже догадались, о какую тему мы будем повторять сегодня. Да, тема сегодняшнего занятия «СПП с придаточными обстоятельственными». Вспомните, каким образом определяем значение СПП с придаточными обстоятельственными.

1. Находим главное и придаточное предложение;
2. Ставим вопрос от главного предложения к придаточному;
3. Определяем, к чему относится придаточное предложение;
4. Обозначаем союз.

8. А теперь, ребята, попытаемся отработать навык правильной постановки вопроса к придаточному предложению от главного. Укажите слово, от которого задается вопрос к придаточному предложению. Определите вид сложноподчиненного предложения и способ подчинения.

1. Всё потому, что у Олжаса таланта на троих.
2. Его необъятная память хранит любую информацию так цепко, что порой диву даёшься, как он умел сохранить её.
3. Наступает момент, когда информация переполняет его память, и тогда Олжас как бы взрывается.

9. Слово учителя.

- Какими союзами присоединяются придаточные предложения к главному в данных предложениях. (Союзами ЧТО, КОГДА, КАК, ТОГДА).
- Мы уже встречались с такой конструкцией СПП, когда придаточные связывались с главным при помощи таких же союзов. Так как же определить вид придаточных при одинаковых союзах.
(По смысловому значению придаточных .…..)

10. Слово учителя.
Все, что я запланировала на данное занятие, вы разобрали. Молодцы! Теперь, ребята, мы должны собрать воедино все то, что мы на этих двух уроках узнали о СПП с прида-точным обстоятельственными. Я предлагаю вам составить опорную схему по данной теме. Выявите самые главные особенности СПП с придаточными обстоятельственными.

Придаточные обстоятельственные

1. отвечают на вопросы обстоятельства
2. относятся ко всему главному предложению
1. уточняют место, время, причину, цель действия и др.
2. соединяются с главным предложением при помощи союзов и союзных слов.

11. Оценивание учащихся. Объяснить дом. задание на следующий урок.

12. Дом. задание.

Слово об Олжасе.

По образованию Олжас геолог – нефтяник, и если бы он работал в этой области, то был бы лучшим специалистом. И все потому, что у Олжаса таланта на троих. Его необъятная память хранит любую инфор-мацию так цепко, что порой диву даешься, как он умел сохранить её.

Художники, архитекторы, лингвисты, музыканты, кинодеятели приходят к Олжасу, как к товарищу по цеху., профессионалу очень высокой пробы. Он с готовностью выведет на тему, подскажет идею, а если надо, выступит, где следует, арбитром. Те, кто присутствовал на этих встречах, не раз поражались Олжасовской эрудиции, профессионально – тонкому пониманию сути проблемы.
Такие знания не приобретаются от случая к случаю. Все дело, вероятно, в особой способности Олжаса каким – то удивительным образом раскладывать по полочкам, выстраивать в систему всю инфо-рмацию. В этом ему помогает Всё: и прочитанные книги, и встречи с выдающимися современниками, и просто общение с людьми.

Наступает момент, когда информация переполняет его память, и тогда Олжас как бы взрывается. Потому так публицистически накалены его выступления в печати, с трибуны всевозможных собраний.

Олжас из тех редких людей, про которых говорят: «Пришёл, увидел, победил». Поэты шестидесятых годов словно расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана. В 1961 году, в год Гагарина, Олжас не вошёл, а взлетел в поэзию. Он создал лучшую поэму о первом космонавте «Земля, поклонись человеку!» и безоговорочно был принят в ряды больших поэтов со своим видением мира, со своей темой.

Олжас пишет на русском языке, но в своих поэмах он достигает глубины, благодаря творческому осмыслению казахского эпоса. В своих произведениях Олжас преодолевает национальные и государственные границы, донося до людей народно – поэтическую гамму родной земли.
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×