Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по СПП;
- закрепить умение определять вид придаточного а составе СПП;
- формировать навыки исследовательской работы;
уметь производить синтаксический разбор СПП;
- развивать интерес к русскому языку;
- воспитывать любовь и уважение к старшим.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, тесты, цветная бумага, кластер, сердечки.
Эпиграф урока: Давайте восклицать, друг другом восхищаться… Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, - не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, тем более, что жизнь - короткая такая! (Б. Окуджава.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Побуждение.
Постановка цели и задач урока.
2. Реализация.
Блицопрос:
Какой раздел грамматики мы сейчас изучаем?
Что изучает синтаксис?
Что называется словосочетанием?
Назовите виды словосочетаний.
Что такое предложение?
Назовите виды простых предложений односоставные?
Какие предложения называются сложными?
Назовите виды сложных предложений?
Какие предложения называются сложносочиненными, а какие сложноподчиненными?
3. Определение признаков СПП (стрелками указать признаки СПП).
сочинительные союзы, подчинительные союзы, простые предложения равноправные, СПП простые предложения неравноправные, главное предложение, придаточное предложение, одна грамматическая основа, определительные придаточные, изъяснительные придаточные, обстоятельственные придаточные
4. Вопросы по сигнальным карточкам (учитель показывает сигнальные карточки, ученики должны определить, какое придаточное отвечает на эти вопросы): Какой? Чей? Кого? Чего? Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? Почему? и. т. д.
5. Тест – соответствие на тему «Сложноподчиненные предложения»
№ А союзы определ - тель - е Б услов ные В при чи ны Г изъяснительные Д времени Е цели Ж места З образа дейст вия
1 Если, раз, ежели, коли
2 Потому что, оттого что
3 Где, куда, откуда
4 Который, какой, где
5 Чтобы, для того чтобы
6 Когда, пока, как только, до тех пор
7 Частица ли, кто, что, чтобы
8 Словно, точно, как, будто
Код ответов: А - 4; Б - 1; В - 2; Г - 7; Д - 6; Е - 5; Ж - 3; З - 8.
Работа у доски (ученики дописывают пропущенные орфограммы, определяют вид придаточных, делают синтаксический разбор, чертя графическую схему): 1. Жить легч…, если есть хорош…е друзья. 2. Ж…вите так, чтобы кажд…й день казался новым. 3. Яз…к нужен для того, чтобы люди могли общат…ся друг с другом. 4. Если наш… дети хотят быть лод…ми образова…ыми, они должны приобретать образование самостоятел…ными занятиями. 5. До самой смерти, пока б…ётся сердц…, ни на минуту не стоять на месте.
6. Распределительное письмо (ученики распределяют СПП по видам придаточных). 1. Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение. 2. Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые. 3. Если хочешь любить долго, то люби рассудком. 4. Кто понял жизнь, тот больше не спешит. 5. Если люди, которые умом создают себе сердце. 6. Ему стало ясно, что всё его поведение было ошибочным. 7. Пока человек существует, он будет себя открывать. 8. Идея, которая не может быть претворена в жизнь, подобна мыльному пузырю. 9. Онере де Бальзак говорил, что ключом во всякой науке является вопросительный знак. Код ответов:
СПП с придаточными определительными СПП с придаточными изъяснительными СПП с придаточными обстоятельственными
1, 4 6 2
5 9 3
8 7
7.«Собери мозаику» (ученики собирают слова в пословицы)
1. Мало правды там, где много слов.
2. Где нет знаний, там нет и смелости.
3. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
4. Глупа та птица, которой гнездо своё немило.
5. Если ласково познать, то и змея из норы начнёт выползать.
6. Если заводишь друга, смотри его сердце.
После чтения последней пословицы учитель задает ученикам вопрос: «Что для вас значит сердце?», на которой они высказывают своё мнение.
8. Рефлексия. Учитель раздаёт вырезанные из бумаги сердца, просит написать добрые пожелания и подарить одноклассникам, затем подводит итоги урока. Завершает занятие учитель стихотворным пожеланием ученикам и коллегам «Я дарю вам сердце своё!». Я дарю вам сердце своё, Пусть оно ярким светом лучится, Зажигая ваши сердца, Помогает к учёбе стремиться.
9. Домашнее задание.
Сложноподчиненные предложения
- Тлеубаева Гулайым
- 29 наурыз 2014
- 4703
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Русский язык, сложноподчиненные предложения
Ұқсас жаңалықтар:
Конспект открытого урока по литературному чтению А. Шынбатыров «Урок чуткос ...
Что такое чуткость, отзывчивость, сочувственное отношение к проблемам друга? Назовите произведения, в которых друзья чутки и внимательны по отношению...Виды сложноподчиненных предложений
Оңтүстік Қазақстан облысы, Шымкент қаласы, №25 Т. Рысқұлов атындағы мектеп - гимназиясы орыс тілі пәні мұғалімі Билибаева Фарида Талиповна...СПП с придаточными времени
Тлеубаева Гулайым...Указательные слова в сложноподчинённых предложениях
Амренова Айгуль Кажибаевна учитель русского языка и литературы Мариновская казахская средняя школа Атбасарского район, Акмолинская области...Средства связи в сложноподчиненном предложении
Солтүстік Қазақстан облысы, Қызылжар ауданы, Шаховское орта мектебі. Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі: Айсабекова Гульнар Мажитовна Тема:...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.