Сайтқа кіру Тіркелу

Гоголь и живопись.

Гоголь и живопись.
Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль… В. Г. Белинский
Задачи урока:
• расширить познания об искусстве;
• воспитать уважение к произведениям мировой художественной культуры и её представителям;
• сформировать представления об эстетических идеалах писателя;
• способствовать развитию мышления на основе выполнения проблемных и частично - поисковых заданий;
• показать мастерство Гоголя - художника;
• научить слышать слово, показать богатство и красоту русского языка;
• развивать устную речь, обогащать словарный запас детей;
• способствовать овладению коммуникативной компетентностью.
1. Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы поговорим об отношении Н. В. Гоголя к живописи, посмотрим, как он в своей статье анализирует картину К. Брюллова "Гибель Помпеи", сравним его словесный анализ с наглядным изображением трагического события. Мне хотелось бы, чтобы вы по - новому взглянули на творчество этого замечательного писателя, увидели и почувствовали, как мастерски владеет Гоголь словом, как он живописует людей, изображенных на картине К. Брюллова, как умеет подобрать те или иные слова для выражения их психологического состояния. Знакомство с данной особенностью гоголевского мастерства поможет нам в дальнейшем обратить внимание на яркость, красочность картин народной жизни и природы в повести "Ночь перед Рождеством", на различное описание фантастического и реального пространств, т. е. углубить и сделать более полным восприятие произведений Гоголя.
Давайте обратимся к словам В. Г. Белинского, которые мы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку. В чем Белинский видит главную особенность творчества Гоголя?
И мы с вами сегодня постараемся в этом убедиться.
2. Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечён живописью. Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя как живописец, книжный график и театральный декоратор. Уже после окончания гимназии, в Петербурге Гоголь продолжает занятия живописью в вечерних классах Академии художеств. Он сам признавался в статье "Несколько слов о Пушкине": "Я всегда чувствовал маленькую страсть к живописи". И эта страсть осталась с ним навсегда и отразилась в его творчестве.
Гоголь, по словам друзей, неплохо рисовал. Его основная тема - архитектурный пейзаж, вернее, просто архитектура. В гоголевских записных книжках, письмах, черновиках скрыт разнообразный мир зодчества: готические соборы и итальянские дворцы, русские церкви и античные руины; целые здания и архитектурные детали - арки, колонны, купола, башенки, иногда едва очерченные, иногда прорисованные тщательно и со знанием дела. Здесь и реальные постройки, и какие - то воображаемые сооружения, архитектурные фантазии. Сохранились иллюстрации Гоголя к его произведениям. До нас дошла лишь небольшая и, по - видимому, не самая лучшая часть его графики, и совсем не известна его живопись. Но тем не менее, остались письменные свидетельства о его понимании живописи. Он любил все необычное, сильное и ценил эти же качества в живописи.
Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. В произведениях искусства Гоголь чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды или лжи, добра или зла. Правдивость - это свойство, присущее подлинному художнику. Правда – это цель искусства. Когда художник окончил свою работу, произведение искусства вступает в жизнь, несет в мир заключенное внутри него содержание. Вот почему так велики обязательства художника перед народом, так велика ответственность за все то, что он вносит своими творениями в жизнь.
Увлечение Гоголя живописью с особой силой проявилось в то время, когда он жил в Риме. Именно там он увлечённо предаётся изучению памятников архитектуры и скульптуры, живописи старых мастеров. Более всех из художников Гоголь ценил Рафаэля. В 1837 году в Риме Гоголь познакомился с русскими художниками, пансионерами Императорской Академии Художеств. С Александром Ивановым писателя свяжет многолетняя дружба. На знаменитой картине Александра Иванова «Явление Мессии» (или «Явление Христа народу») – в облике одного из персонажей изображен Гоголь, который участвовал в создании концепции картины, принимал участие в качестве натурщика. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно.
Писатель отличался большой чуткостью к явлениям живописи. В 1834 году в залах Академии художеств была выставлена картина К. Брюллова "Последний день Помпеи", которая произвела на Гоголя огромное впечатление. И в этом же году Гоголь написал свою знаменитую статью по этому поводу. Она написана горячо, исполнена восхищения перед живописью гениального, по словам Гоголя, художника.
3. Давайте познакомимся с этой картиной и с К. Брюлловым.
(Сообщение ученика) Ни один из европейских художников не удостоился в XIX веке такого грандиозного триумфа, какой выпал на долю молодого русского живописца Карла Павловича Брюллова, когда в середине 1833 года он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной "Последний день Помпеи". Подобно Байрону, он имел право сказать о себе, что в одно прекрасное утро проснулся знаменитым. Картина вызвала у зрителей взрыв восторга и преклонения перед русским художником, открывшим, казалось, новую страницу в истории мирового искусства.
Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане. Здесь триумф русского мастера достиг своей высшей точки. Все хотели видеть произведение, "о котором говорит весь Рим". В итальянских газетах и журналах печатались восторженные отзывы о "Последнем дне Помпеи" и его авторе. Как некогда чествовали великих мастеров Возрождения, так теперь принялись чествовать Брюллова. Он сделался самым известным человеком в Италии. В 1834 году "Последний день Помпеи" был выставлен в парижском Салоне. Французская Академия искусств присудила Брюллову золотую медаль. Никогда слава русского искусства не разносилась так широко по всей Европе.
Еще большее торжество ожидало Брюллова на родине. Привезенная в Петербург в июле 1834 года и выставленная сперва в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина "Последний день Помпеи" сразу оказалась в центре внимания русского общества и стала предметом патриотической гордости. Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали картину. Пушкин писал:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Историческая живопись, издавна занимавшая ведущее место в академическом искусстве, обращалась, по преимуществу, к сюжетам, взятым из Библии и Евангелия или из античной мифологии. В поисках жизненной правды Брюллов, первым среди русских художников, поставил себе целью воссоздать в картине реальное событие прошлого, опираясь на изучение исторических источников и археологических данных. Сюжет, который выбрал художник, был неслыханным в практике классицистической исторической живописи. На полотне не образ героя, в окружении восхищенных зрителей совершающего героический поступок, но картина бедствия, обрушившегося на головы многих людей.
24 августа 79 года нашей эры был страшным днем для жителей древних Помпей: началось извержение Везувия. «Ужасающая черная туча, раздираемая огненными вихрями, изрыгает из зияющих недр своих целые потоки пламени, подобные громадным молниям... Воцарилась тьма. Слышался вой женщин, плач детей, крики мужчин; иные молились о смерти от страха смерти» - так писал очевидец гибели города. Под развалинами, засыпанные пеплом, были погребены тысячи людей.
Прошли века. Город частично откопали. «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого - то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом» - писал Брюллов после посещения Помпей. Талант, воображение, труд художника воскресили прошлое. Перед глазами людей XIX века предстали древние Помпеи.
Окраина города. Узкая улица, сжатая справа и слева зданиями. В страхе мятущаяся толпа. Каждый пытается спасти ближнего: дети — старика отца, родители — детей, сын — мать, жених — невесту. Здесь нет одного главного действующего лица. Несчастье уравняло всех; душевное благородство сделало всех героями. Так впервые в русскую историческую живопись вошел народ. И хотя он был показан довольно идеализированно, без какой бы то ни было социальной характеристики, как некий народ вообще, значение сделанного Брюлловым нельзя не оценить, до него в русской исторической живописи слышался только голос солиста, Брюллов заставил звучать хор.
4. Узнаем впечатления детей о картине с помощью следующих вопросов:
1) Какой момент изображен на картине Брюллова? Почему таким ужасом охвачены ее герои? Что в картине произвело на вас самые сильные впечатления?
2) Какие краски использовал художник?
3) Какие группы людей в картине вы выделите? О чем говорит выражение их глаз, поз? Какие детали показались вам особенно трагичными?
5. Обратимся теперь к статье Н. В. Гоголя об этой картине.
1) Статья Гоголя о Брюллове известна достаточно широко, особенно тем, кто любит русскую литературу и знает творчество Гоголя. Она написана горячо, стремительно, исполнена восхищения перед живописью гениального, по словам Гоголя, художника. И картина Брюллова, и статья Гоголя созданы вдохновенно. Стилистически соответствуют друг другу настолько, что кажутся неразрывными. В 1843 году Белинский признал, что в «Арабесках» есть три «превосходных критических статьи». Среди них статья о Брюллове.
Статья была создана Гоголем буквально на одном дыхании. Но, готовя ее в «Арабески», он тщательно отредактировал, а некоторые места написал заново. Гоголь всегда относился к критике очень ответственно, будь то литературная или художественная. Еще в юности он написал в классном сочинении «О том, что требуется от критики»: «Первая, главная принадлежность, без которой критика не может существовать, это - беспристрастие, но нужно, чтоб оно проявилось умом зорким, истинно просвещенным, могущим вполне отделить прекрасное от неизящного. Она должна быть благопристойна, чтоб ни одно выражение оскорбительное не вкралось. Нужно, чтоб пером рецензента или критика правило истинное желание добра и пользы».
2) Дома вы должны были познакомиться со статьей Гоголя «Помпеи последний день (картина Брюллова)» и составить ее план. (Работа с планом)
- Какое же место занимает эта картина среди других произведений искусства, по мнению Гоголя?
- Какова главная мысль картины?
Красоту можно погубить, но ее нельзя уничтожить. В самые часы гибели герои Брюллова поражают и восхищают зрителя. Фигуры прекрасны во всем ужасе своего положения. Красота бессмертна даже в трагедии — такова, по мысли Гоголя, идея картины. Мысль о красоте, торжествующей над гибелью, с особенной ясностью выражена в группе фигур, столпившихся на ступенях гробницы в левой части картины. Брюллов намеренно соединил здесь образы цветущей силы и юности. Ни страдание, ни ужас не искажают их идеально прекрасных черт; на лицах можно прочесть лишь выражение удивления и встревоженного ожидания.
- В чем новаторство Брюллова?
- Что Гоголь писал о расстановке фигур? (Используя текст Гоголя, учащиеся ищут на картине данные фигуры)
Необходимо подчеркнуть также, что в толпе помпеевцев, на ступенях храма, уносящим из гибнущего города ящик с кистями и красками художник изобразил себя.
- Какие достоинства и отличительные черты картины выделяет Гоголь?
- Помогла ли вам статья Н. В. Гоголя лучше понять картину К. Брюллова?
Хочу напомнить, что в настоящее время картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее.
6. Гоголь умеет живописать словом то, что изображено на картине. В своей статье он обнаружил необыкновенное умение находить словесное выражение сложнейшим живописным впечатлениям. Гоголь нашел слова, которые воссоздают зрительный образ картины, передают краски, свет и пластическую красоту человека в творении Брюллова. Этот необыкновенный талант Гоголя проявляется и в его художественных произведениях. Слово Гоголя живописно само по себе, оно рисует яркую картину мира. Особенно ярки, удивительно точны и красивы его описания пейзажа.
Вспомним, что обозначает слово пейзаж (пейзаж – от французского страна, местность, картина природы в художественном произведении).
В художественном произведении под пером мастера слова пейзаж оживает, начинает переливаться множеством красок и звуков и поражает нас, читателей, своей необыкновенной красотой. Сегодня на уроке мы постараемся в этом убедиться.
Работа с отрывком из произведения Гоголя, подтверждающим его мастерское владение словом.
"Майская ночь, или Утопленница"
"Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно - душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень о себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак этих вод их угрюмо заключен в темно - зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А сверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!"
Давайте попробуем найти в описании майской ночи слова, передающие цвета, звуки, запахи, и оформим таблицу.
Краски (цвет) Звуки Запахи
– Какой цвет в пейзаже доминирующий, главный? Посмотрите на картину А. И. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Она подскажет вам ответ на этот вопрос. (Серебряный цвет) То есть какой? (Блестяще белый, с блеском)
– Вы встречали такой цвет в природе? Когда? Где?
– А какую обстановку создаёт серебряный цвет? Каков он по настроению? (Загадочный, таинственный, сказочный.)
– А какие звуки? Посмотрите на их диапазон, то есть интервал между самым низким и самым высоким звуками мелодии, голоса. (От “величественного грома соловья” до “тишины”. В основном звуки тихие, громких почти нет.)
– А запахи? (Множество запахов, причем приятных.)
– Какую роль выполняют эти краски, звуки, запахи? (Помогают точнее представить украинскую ночь.)
– Какое чувство они помогают передать писателю? (Восхищение природой, её красоту, чувство любви к родной земле, природе.)
– Что такое эпитет? (Слово, поясняющее, характеризующее качество предмета или явления.) Сравнение? (Определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.) Олицетворение? (Уподобление неживого предмета живому существу.)
– Какими изобразительно - выразительными средствами пользуется Гоголь, описывая ночь на Украине?
Эпитеты Сравнения Олицетворения
– Какова роль данных художественных средств в повести?
Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж – это не только описание природы, фон, на котором происходят события, но и средство выражения настроения автора, его состояния души (“А на душе и необъятно, и чудно…”) Складывается такое впечатление, что человек и природа – нечто целое, единое, неразрывно связанное. И, конечно же, прав В. Г. Белинский, сказав, что “Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их”. Можно добавить еще: “и чувствуешь”. Н. В. Гоголь – великий художник! Художник слова!
7. Домашнее задание.
1) Проанализировать отрывок из повести Н. В. Гоголя "Сорочинская ярмарка": «Как упоителен, как раскошен летний день в Малороссии!...»
2) Ответить на вопросы:
- Почему Гоголь начинает повесть «Ночь перед Рождеством» с описания природы?
- Какие изобразительные приемы использует автор?
- Какую роль играет это описание в дальнейшем развитии действия?
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×