Цели урока: объяснить новую тему, научить различать виды простых предложений, отрабатывать навыки составления предложения, на основе текста воспитывать любовь к природе, развить познавательную активность.
Методы: репродуктивный, частично - поисковый.
Ход урока
І. Организационный момент.
Психологический настрой. (Все повторяют за учителем и поднимают руки вверх)
- Здравствуй, солнце золотое,
- Здравствуй, небо голубое,
Здравствуйте, мои друзья! (Берут друг друга за руки)
Очень рад вас видеть Я!
- А что нам ответит солнышко? (Приветствую, вас, мои друзья!)
I. Слово учителя.
Беседа о весне
- Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!
Весна – это самое прекрасное время года, когда появляются первые зеленые травки, цветут синие подснежники, поют разные птицы и всюду слышны голоса детей.
А теперь обратите внимание на стихотворение И. Никитина “Полюбуйся, весна наступает…” (чтение наизусть стих. учителем).
О чем пишет поэт в стихотворении? (Птицы прилетят, и т. д.)
Словарная работа.
Какие новые слова встретились в тексте? (Объясните значение этих слов и переведите на родной язык)
Летят караваном -
По оврагам
По навьют гнёзд
От зари до зари.
Выразительное чтение стихотворения в группах
II. Объяснение нового материала.
Чтобы выражать свою мысль, и что - то спросить, о чем - то сообщить – нам помогают словосочетания и предложения.
А словосочетания и предложения изучает раздел науки о языке – синтаксис.
Предложение – основная синтаксическая единица языка, которая служит средством общения. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или подтверждение (совет, просьба, приказ).
Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или одно из них.
Например: По оврагам побежали ручьи. Тишина. Рано вечереет.
Виды простых предложений:
1. По цели высказывания – повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. По интонации - восклицательное и невосклицательное.
В повествовательных предложениях сообщается о чём - либо. В конце повествовательного предложения голос понижается и на письме ставится точка.(?)
Примеры: Пришла весенняя пора. Высоко в небе жаворонок запел звонкую песню.
В вопросительном предложении содержится вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. (?) Для выражения вопроса используется интонация и вопросительные слова кто, что, какой, который, сколько, куда, где, откуда, когда, почему, зачем и др.
Примеры: Знаешь ли ты эту птицу? Неужели это воробей? Откуда они прилетели?
В побудительных предложениях выражается просьба, совет, приказания, запрещение.
Примеры: 1. Не бросай слова на ветер. 2. Приготовьте, пожалуйста, билеты.
Предложения с напряженной интонацией, которые выражают сильные чувства, называются восклицательными. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения становятся восклицательными, когда они произносятся с восклицательной интонацией. Примеры: Пусть всегда будет солнце! Как хороши, как свежи были розы! Давайте спросим учителя!
III. Закрепление материала.
• Прочитайте текст “Март”. Сколько повествовательных предложений в тексте?
• Текст “Апрель” Прочитайте. Укажите время глаголов. Поставьте черточки там, где нужно делать паузы.
• Найдите из стихотворения существительные в им. падеже и глаголы. Определите время глаголов.
• Составьте простые предложения по цели высказывания. Используйте следующие слова и словосочетания: русский язык, молодые листья, сильный ветер, школа, дом, театр, улица, яркое солнце.
• Разделите текст на предложения. В каждом предложении найдите главные члены предложения. Чем они выражены?
• Светитяркоесолнценалужайкахзеленееттравапоявилисьпервыеподснежникивсевокругожило
•
• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите главные члены в каждом предложении путем условных обозначений.
1. Св.. тло. Всп…рхнул… птичка. Солнце встал…, степь тон…т в золотом огне. 2. С юга зах…дил… гроза. Б…лота почернел…. Начал нал…тать ветер. Земля вдали гр…мыхал…
IV. Узнайте по признакам предмет и назовите его.
• Мокрый, тающий, последний… (снег)
• Весёлая, быстрая, журчащая…(речка)
• Яркое, весеннее, тёплое…(солнце)
• Первые, весенние, нежные…(цветы)
Отгадайте загадки
Из - под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг. (Подснежник)
Его просят, его ждут,
А как придёт - прятаться начнут. (Дождь)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат - почернеют. (Листья)
V. Обобщение. Повторение правил о простых предложениях. Каждый ученик приводят свои примеры о весне.
VI. На дом задания творческого характера.
1. Упражнение 5
2. Выучить стихотворение И. Никитина наизусть.
3. Подготовить иллюстрацию на тему «Весна пришла»
VII. Итог урока.
Оценивание учащихся
Простое предложение
- Рэнат
- 24 қаңтар 2014
- 6145
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Простое предложение, урок по русскому языку
Ұқсас жаңалықтар:
Экзаменационные билеты по русскому языку для 11 класса
учитель русского языка и литературы средней школы имени Т. Г. Шевченко Муфтакова Маншук Шуиншалиевна...Повторение пройденного материала
Учитель русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения СШ №9 им. Ш. Уалиханова Таментаева Нургуль Каиргалиевна...СПП с придаточными времени
Тлеубаева Гулайым...Основные виды односоставных предложений
Западно - Казахстанская область, Акжаикский район, п.Тайпак, СОШ имени К.Байсыкова учительница русского языка и литературы Смирнова Раиса Витальевна...Определение
Предмет: русская речь Класс: 5 Тема: Определение Цели урока:1. Формировать знания учащихся об определении: умение правильно и грамотно объяснять,...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.