Сайтқа кіру Тіркелу

Действительные и страдательные причастия

Действительные и страдательные причастия
Задачи урока:
1. Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.
2. Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.
3. Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.
I. Организационный момент
II. Актуализация имеющихся навыков.
Тема нашего сегодняшнего урока – «Действительные и страдательные причастия».
Сначала давайте ответим на несколько вопросов:
- что такое причастие?
- что оно обозначает?
- на какие части речи похоже причастие?
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.
Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.
Например – девочка учит уроки. Она это делает сама.
Ребенку купили игрушку. Конечно, ее купили папа или мама, а не сам ребенок. И уж точно не игрушка купила себя.
Любой человек или предмет может совершать какие - то действия или быть для них объектом.
Мороженое лежит и тает (оно это делает само).
Мороженое быстро съедается (мальчиком).
Мы знаем, что одно и то же действие тоже может быть произведено над кем - то и кем - то.
Например: Однажды Маша разбила вазу.
Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»
Сравним два словосочетания с причастиями:
разбившаяся внезапно ваза и
разбитая девочкой ваза
В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.
Разбившаяся – это действительное причастие
Разбитая – это страдательное причастие.
III. Изучение нового материала.
Видеоурок Действительные и страдательные причастия
Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Например:
бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)
бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).
Фокусник, придумавший трюк – «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.
Собака, встречающая хозяина – то есть, та, которая встречает – тоже действительное причастие.
Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат – тоже действительное причастие.
Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие – от слова страдать – обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.
Страдательное причастие чем - то похоже на старичка, который уверен, что все в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоко лежит – стало быть, оно кем - то непременно туда положено, а если цветок растет – то он непременно кем - то посаженный.
Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.
сваренная в кипятке вишня
Вишня пострадала – ее сварили.
пойманный в море осьминог
Осьминог тоже пострадал – его поймали.
Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи - то страдания.
Оно может быть и СОстрадательным.
Подобранный на улице щенок – щенок, которого подобрали
Обогретый теплом малыш – малыш, которого обогрели.
Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?
Во - первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: – КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий – КЕМ совершено это действие.
сваривший – кто? – волшебник, сваривший зелье.
сваренное – кем? – зелье, сваренное волшебником.
Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
Например:
Состарившийся башмак состарился САМ. Это действительное причастие.
А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Этострадательное причастие.
Можно, наконец, просто обратиться к своему воображению.
Например, у нас есть причастие «укушенный». Что может быть укушенным? Ну, хотя бы нога.
Но если укушенная – действительное причастие, то получается, что нога вдруг сама начала кусаться!
А вот если укушенная – страдательное причастие, значит, нога была укушена кем - то, например, собакой.
Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.
Съеденная котом ветчина
(ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.
Съевший ветчину кот
(кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие
Строитель, построивший дом – можно поставить вопрос КТО? – действительное причастие
Построенный строителем дом – можно поставить вопрос КЕМ? – страдательное причастие.
Кидающийся на людей зверь (зверь кидается сам) – действительное причастие.
Кидаемый по кругу мяч (мяч вряд ли начнет собой бросаться) – страдательное причастие.
IV. Закрепление и практическое применение знаний
Решение заданий в учебнике: упр. 83, 84.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Итак, сегодня на уроке мы узнали, что причастия бывают действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате действий самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате воздействия на него другого предмета.
Действительные причастия можно узнать, потому что они любят ДЕЙСТВОВАТЬ. Они хорошо уживаются с существительными И. п., и к ним можно подставить местоимения «сам, сама, само, сами».
Страдательные причастия ужасно ленивы и любят, чтобы все делали на них. К ним часто присоединяются существительные в форме творительного падежа.
Определить, действительное перед вами причастие, или страдательное, можно несколькими способами:
- преобразовать причастия обратно в глагол и поставить вопрос. Если вы спросили: «Кто это сделал или делает?» – перед вами действительное причастие.
Если вы спросили: «Что с ним (или с ними) сделали или делают?» – то перед вами страдательное причастие.
разозлившаяся – та, которая (что сделала?) разозлилась.
разозленная – та, которую (что сделали?) разозлили
- можно попытаться подставить к причастию слово «сам» или существительное в Тв. п.
порхающий (мотылек порхает сам) – действительное причастие.
пойманный (мотылька поймали сачком) – страдательное причастие.
- наконец, можно обратиться к своему воображению и представить: может ли названный предмет сам приобрести этот признак? Или он приобретает его только с чьей - то помощью? В первом случае перед вами действительное причастие, а во втором – страдательное.
упавшее дерево может упасть без помощи – действительное причастие.
срубленное дерево само себя срубить не может – страдательное причастие.
Кері қайту
Loading...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мұқағали Мақатаев, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, ағылшын тілінен сабақ жоспары, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, математика, математикадан сабақ жоспары, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету