Тема урока: «Сказуемое, выраженное разными видовременными формами
глагола»
Цель урока научить учащихся различать сказуемое, выраженное разными видовременными формами.
Задачи урока
Образовательные
научить учащихся распознавать сказуемое как главный член предложения и знать способы выражения разными видовременными формами глагола: категорией вида, времени глагола, изменении глагола. Учить практическому применению знаний по теме;
Развивающие:
Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений; работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников; развивать творческие способности учащихся. вырабатывать навык самооценки знаний;
Воспитательные:
Воспитывать у школьников - билингвов любовь к русскому языку на основе использования занимательного лингвистического материала; формировать чувство прекрасного; создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.
Тип урока изучение нового материала
Форма организации деятельности групповая
1. Оргмомент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Вот и прозвенел звонок
Начинаем мы урок
Книжки и тетрадки
Все лежат в порядке
Дружно скажем
Здравствуй!
Эмотивный настрой урока
Аудиозапись Старый жук
Встаньте дети, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Старый добрый друг.
Круг радости. Ребята предлагаю
вам выбрать сердечки и тому, кому он адресовано, от чистого сердца сказать добрые слова.
Спасибо за хорошее начало урока.
А сердечки не простые!
В них хранится ключ к знаниям.
У кого написан предлог до садятся за красный стол
У кого в – за желтый
У кого после – за зеленый
Ребята, вы догадались как мы будем работать?
А что напоминают вам это расположение цветов?
Красный, желтый и зеленый?
А как образовалось это слово? Сложение корней слов
А слово то русское или заимствованное?
Молодцы, значит вспомним и правила работы в классе:
Прочитайте их
Запись числа, темы урока.
Сегодня, шестнадцатого января, записав в тетради число. Мы отправляемся в путь по стране Грамматике. Наш путь лежит через лес Пряток, зимнюю степь Повторений, ущелье Знания, реку Памяти и залив Мысли, леса непроходимые Закрепления, скалу Слуха к горе Успеха
Активизация мыслительной деятельности. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…».
1 подсказка Назовите общую часть в словах сказка, сказать сказочник. Корень сказ
В предложении оно говорит, играет, действует больше чем подлежащее. Что это? Соберите слова и узнаете тему урока. Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола.
Запишите тему в тетради
Вызываю на мысль. На уроке мы познакомимся со
Лес пряток
«Поиграем, соберемся» используя слово сказ за 1 минуту записать слова - глаголы. Работаем по моему хлопку. Молодцы, прочитали, подсчитали, разделили на 4. Поставили получившуюся оценку в зачетку. Первый результат заслужил аплодисменты.
2. Проверка выполнения домашней работы
«Проверяем, повторяем!» Проверка домашнего задания: (стр. 118, упр. 6)
Выразительно прочитаем стихотворение наизусть, следите за силой голоса и темпом.
Старый год
Найдите подлежащее и сказуемое в 1, 2, и последней строчке. Выпишите, определите, чем они выражены. Подчеркните.
Все ждут, конечно, Новый год,
А я жалею старый.
Что год уходит старый!
Ответьте на вопросы
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Что вы знаете о грамматической основе предложения?
Вывод. Ребята, мы повторили тему прошлых уроков и проверили домашнюю работу. Ставьте себе оценки.
3. Изучение нового материала
Восприятие.
Мозговой штурм:
Прочитайте,
Переведите на казахский язык
сравните предложения.
Запишите в тетради. Обозначьте грамматическую основу предложения.
Определите время действия.
Определите, завершено ли действие.
Вчера падал снег. Пр. вр. Н. в.
Вчера выпал снег. Пр. вр. с. в
Сейчас падает снег. Наст. Вр. Н. в.
Зимой будет падать снег. Бс вр. Н. В.
Скоро выпадет снег. БП. вр. С. В.
Проверим.
1 группа 1 предложение действие происходило ранее, до момента речи. Вопрос что делал? Время прошедшее.
2группа 2 предложение в момент речи, что делает?
3 группа 3, 4 предложения
После момента речи. Что сделает? Что будет делать?
Сделайте вывод.
Осознание
- Ребята, сказуемое чаще всего выражается глаголом, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно, узнаем что - то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили о глаголе.
Объясняю у доски понятие категории совершенного и несовершенного вида, времени глагола.
Запишите на картах
1группа Как выражается сказуемое глаголом прошедшего времени
2 группа Как выражается сказуемое глаголом настоящего времени
3группа Как выражается сказуемое глаголом будущего времени
Итак, напишите, пожалуйста, все, что вам известно о образовании временных форм в зависимости от вида глагола.
(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, ключевые слова, используются учебники, которые помогают детям работать)
Вопросы:
1. На какие вопросы может отвечать глагол?
2. Что обозначает глагол как часть речи?
3. Какие морфологические признаки имеет глагол?
4. Как он изменяется глагол в настоящем, будущем, прошедшем времени?
5. Каким членом предложения обычно бывает?
4. Обмен информацией в группах
- Время уже истекло. Теперь обсудите с друзьями в других группах информацию, которую вы записали. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
5. Воспроизведение
«Корзина» идей – кластер
- презентация концепт - карт.
- Теперь назовите по очереди что вы записали по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.
«Вызываю вас на мысль»
Вы справились и с этим заданием.
Ставим себе оценки.
4. Закрепление знаний
Фронтальная беседа.
- Глагол – необыкновенная часть речи.
- Чем она необыкновенна?
- По частоте употребления глагол занимает второе место, после какой части речи, как вы думаете?
- Глагол – настоящий богач среди частей речи.
- Почему?
Работа по учебнику упр. 4 стр 148
Откройте учебник стр 148, упр 4
- Прочтите внимательно задание.
Прочитайте текст по цепочке
Озаглавьте текст
К выделенным глаголам подберите глаголы - сказуемые. Определите в каком времени они употреблены.
Запишем переводы слов в словарики догадались – аңғару
Выстроил – тізіп қойды
Пожурит – ұрсып ақыл айтты
Надежда – үміт
Нарядно – әдемі, сәнді
А с каких оценок вы начали 3 четверть?
Итак, о каких особенностях связи глаголов в прошедшем времени с подлежащим надо помнить?
5. Физ. Минутка
Минутка отдыха – игра.
- Условия игры таковы: Я называю глагол, а вы должны будете определить его время. Если это будет глагол настоящего времени – вы будете стоять ровно, услышите глагол в прошедшем времени – сделаете шаг назад, в будущем времени – шаг вперёд, в будущее, в неопределённой форме – покачаете головой.
(Лететь, улетел, прилетит, летит, будет летать, молчит, будет молчать, замолчал).
Ребята, ставите себе оценку за выполненную работу.
6. Аудирование текста
Послушайте внимательно грамматическую сказку.
Сказка.
Глагол и его друзья.
Жил – был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, по дороге, встретил Существительное и Прилагательное, которые тоже счастья искали.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что – то делали, трудились – скучать было некогда.
Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в предложении. Друзья наши с радостью согласились.
С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: что делать? Что делает? Что сделают? и др.
Теперь улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
7. Итог урока:
Я вновь вызываю вас на мысль
- Какую роль играют глаголы в нашей речи, в русском языке?
- Как изменяется глагол?
- Каким членом предложения является глагол?
- В роли сказуемого какими формами времени глагола может быть выражен?
. Рефлексия ( кинематотренинг)
- Посмотрите на левую руку – на ней лежат знания, полученные на предыдущих уроках русского языка.
- Посмотрите на правую руку и положите на неё знания, приобретённые на этом уроке.
- Теперь соедините ладошки.
- Тепло? (Да).
- Значит, знания объединились и готовы вам помогать при выполнении домашнего задания.
8. Домашнее задание: Откройте дневники запишите домашнее задание
упр 7 стр. 148. (творческое) напишите небольшое сочинение на тему «Что я делал/а во время зимних каникул»
упр 10 стр. 139 (обязательное) выпишите грамматическую основу каждого предложения, допишите окончания глаголов сказуемых, определите их род и число.
9. Оценивание деятельности учащихся
Наступил приятный момент урока: попрошу приготовить для оценок ваши дневники. Выставляем оценки.
Как работали группы.
Что вам понравилось на уроке?
Я называю имя ученика хлопаем, говорим за что.
Кому из присутствующих вы подарите свою оценку?
Спасибо за урок. До новых знаний!
Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола
- aygerim_re
- 23 желтоқсан 2020
- 9387
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола
Ұқсас жаңалықтар:
Спряжение глагола
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке 1. Должны знать определение глагола; 2. Должны уметь выделять глагол из других частей речи,...Глагол
ОҚО, Бәйдібе ауданы, Шаян ауылы, Күлтөбе негізгі орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сызаева Жанат Әпсейітқызы...Времена глагола
Оңтүстік Қазақстан облысы, Шымкент қаласы, №25 Т. Рысқұлов атындағы мектеп - гимназиясы орыс тілі пәні мұғалімі Билибаева Фарида Талиповна...Урок-КВН "Глагол как часть речи"
Қызылорда қаласы, № 101 орта мектептің орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Измаханова Нургуль Аманбаевна...Типы сказуемого
Баймуканова Сауле Ширахановна учитель русского языка и литературы г. Жезказган сш № 10 Тема урока. Типы сказуемого. Цели урока. Образовательные:...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.