Сайтқа кіру Тіркелу

Закрепление знаний учащихся по теме «Причастие»

Тема урока: Закрепление знаний учащихся по теме «Причастие»
Лексическая тема: «Мангистау - необычный и своеобразный мир моря и пустыни»
Целевая установка урока:
а) образовательные повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме
«Причастие» (морфологические и синтаксические признаки, дифференциация причастии
по значению, способы образования);
б) воспитательные- содействовать воспитанию любви и уважения к родному краю;
в) развивающие– развитие познавательной деятельности, внимания, сосредоточенности, умения
выражать свои мысли лаконично и эмоционально, орфографической зоркости, обогащения словарного запаса.
Тип урока: урок закрепления ЗУН
Форма проведения урока: урок - практикум
Оборудование: раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме, учебник «Русская речь» Г. А. Адамбаева, М. Ю. Тюлебаева, 2012.
Книга «Мангистау», 2003г. Энциклопедия «Мангистау», 1999г./
Ход урока:
І. Ориентировочно - мотивационный момент. Постановка темы и цели урока:
Слово учителя: Ребята, сегодня мы должны повторить всё, что знаем о причастии. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.
Лексическая тема сегодняшнего урока: «Мангистау - необычный и своеобразный мир моря и пустыни». А эпиграфом к уроку я взяла замечательные слова М. Шаханова: «У любого человека должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери: родная земля, родной язык, родная культура, родная история»
ІІ. Повторение изученного.
А) Теоретическое:
1. Что такое причастие? Какие признаки имеет причастие?
(Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
2. Какие причастия относятся к действительным? (Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие. Например: летящий самолет - самолет, который летит)
3. Как образуются действительные причастия настоящего времени?
(ДП настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов – ущ, - ющ в глаголах І спряжения и – ащ -, - ящ - в глаголах ІІ спряжения)
4. Как образуются действительные причастия прошедшего времени?
(ДП прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени глаголов совершенного и несовершенного вида и от основы неопределенной формы глагола при помощи суффиксов – ш - (после согласной), - вш -(после гласной))
5. Какие причастия относятся к страдательным?
(Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета. Например: запертая дверь – дверь, которую заперли)
6. Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
(СП настоящего времени образуются от переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов – ем - (- ом -) от глаголов І спряжения и – им - от глаголов ІІ спряжения)
7. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
(СП прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов – нн -, - енн -, - т -)
8. Что такое причастный оборот? Приведите примеры.
(Причастный оборот - причастие с зависимыми словами. Луна, сияющая на небе.)

Б) Практическое: Комплексный анализ текстов.
Микроцель: развивать умения определять причастия, аргументировать свой ответ и делать выводы.
Каждой группе раздаю тексты и задания к ним. Тексты взяты из книги «Мангистау»,
2003г. Энциклопедии «Мангистау», 1999г./
Для 1 - ой группы.
Море и пустыня – две тайны мироздания, которые вот уже четыре десятка лет постигают люди, построившие город на самом краю пустыни.
Природа Мангистау удивительна своей непохожестью на другие земли Казахстана. Древний полуостров оторван от обжитых мест. С востока он охраняем безлюдным пространством плато Устюрт, а с других сторон омывается водами седого Каспия.
Северные и западные части полуострова заняты глинистыми пустынями, в Центральной его части - горный Мангистау. По обе стороны хребтов Каратаучик, складчатых гор, отделенные узкими долинами, виднеются северный и южный хребты Актау. Выглядят они, как невысокие приподнятые плато, устремленные друг другу.
Юго - восточная часть Мангистау, примыкающая к Устюрту, кажется безжизненной пустыней. Здесь радует каждая травинка, успевшая родиться, вырасти и бросить семена до первого иссушающего зноя.
Настоящей сказкой среди песков кажется Саура - маленький оазис, с небольшим, но глубоким озерцом родниковой воды, расположенный на берегу Каспия.
Мир Мангистау - это сон, в который хочется вернуться вновь и вновь.

Для 2 - ой группы.
Побережье Каспия обладает особенной аурой. Это загадочная, окутанная древними легендами земля, притягивает к себе какой - то сверхъестественной силой. Здесь сохранились места, не тронутые цивилизацией. Один из секретов магнетизма Мангистау - море. Каспий вечен, как жизнь. На эту, дарящую душевный покой, умиротворяющую
водную ширь можно смотреть бесконечно. Здесь теряешь счет времени, ощущая себя лишь маленькой песчинкой.
Волнующим открытием между знойной пустыней и солеными водами Каспия предстает зеленый островок, скрывающий чистейшее пресное озеро.
Это Саура. Мираж, воплощенный в реальность. Один из самых зеленых и больших каньонов полуострова является Султан - эпе.
Своим гордым одиночеством среди равнины поражает Шеркала. Гора напоминает каменного льва, склонившего на лапы свою огромную гривастую голову. Природа Мангистау - это необычный, своеобразный животный мир моря и пустыни.

Для 3 - ей группы.
На просторах Мангистау сохранились множество архитектурно - археологических памятников. Они имеют огромное значение не только для ученых, но и для каждого человека, интересующего прошлым родной земли.
Архитектурные памятники: это надгробные памятники и мечети, более 300 мест почитаемых как святые. Воздвигнутые руками неизвестных мастеров древности, они безмолвно хранят неразгаданные до сих пор тайны. Народные предания повествуют о праведных делах святых, обучавших и просвещавших в этих храмах людей.
Чаще всего люди стремятся посетить мечеть Бекет ата, занимающую особое место в мусульманском мире. Древнейшим на полуострове является некрополь Шопан ата, расположенный вблизи старой караванной дороги из Мангистау в Хорезм.
Мангистау полон неразгаданных загадок. Главное богатство края - это духовное наследие, оставленное потомкам мыслителями, философами.

Задания к текстам для 3 - х групп:
А) Выразительно прочитайте текст. Определите его основную тему, идею. Озаглавьте текст.
Б) Найдите и выпишите из текста причастия и причастные обороты. Обозначьте суффиксы, укажите вид причастия.
ІІІ. Выполнение творческих заданий.
Для 1 - ой группы.
1. Образуйте от глагола снять страдательное причастие полной и краткой формы.
2. Просклоняйте словосочетание – процветающий Мангистау.
3. Вместо точек вставьте причастие.
Морской порт Актау единственный порт в Казахстане, …… для международных перевозок нефти и нефтепродуктов.
Для 2 - ой группы.
1. Образуйте от глагола нести действительное причастие прошедшего времени.
2. Найдите причастный оборот, расставьте знаки препинания.
Юго - восточная часть Мангистау примыкающая к Устюрту на первый взгляд
кажется безжизненной пустыней.
3. Синтаксический разбор предложения.
Спустя века современной цивилизации в дополнение магистралям и автотрассам сменившие верблюжьи
караваны, необходимы морские порты.
Для 3 - ей группы.
1. Образуйте от глаголов причастия.
А ( петь) птицы и ( журчат) ручьи только усиливают тишину каньона.
2. Устраните повтор слов, заменив одно предложение причастным оборотом.
Мы разместились в доме. Дом был построен лесником.
Туристы вышли к реке. Река переливалась всеми цветами радуги.
3. Образуйте от глагола просветить страдательное причастие полной и краткой формы.

ІV. Рефлексия:
а) по грамматической теме: Запишите ваши отзывы на карточке:
Я сегодня узнал(а), научился(ась) ……..
Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
б) по лексической теме: Согласны ли вы, что...
Мир Мангистау - это сон, в который хочется вернуться вновь и вновь.
Мангистау полон неразгаданных загадок.
V. Домашнее задание. Написать эссе ( мини - сочинение) о Мангистау.
Кері қайту
Loading...
Ұқсас жаңалықтар:
Обобщение и повторение темы «Причастие»

Обобщение и повторение темы «Причастие»

Отгадайте загадку. Маленький и кругленький Несётся быстро вскачь, Недавно мамой купленный Весёлый, резвый... (Мяч)...
Спряжение глагола

Спряжение глагола

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке 1. Должны знать определение глагола; 2. Должны уметь выделять глагол из других частей речи,...
Деепричастие как особая форма глагола

Деепричастие как особая форма глагола

ЗКО г. Уральск, СОШ №14 учитель русского языка и литературы Чигирева Алтын Жигировна...
Действительные и страдательные причастия

Действительные и страдательные причастия

Действительные и страдательные причастия Задачи урока: 1. Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях. 2. Научить учеников...
Деепричастие

Деепричастие

Тема: Деепричастие Цели урока; 1. Образовательные: систематизация знаний о деепричастии и деепричастных оборотах; 2. Развивающие: Обработка наиболее...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мұқағали Мақатаев, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, математика, математикадан сабақ жоспары, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету