Тема: Основные виды односоставных предложений.
Цели: • дать понятие о видах односоставных предложений
• научить определять виды односоставных предложений
• обобщить и закрепить знания о простом предложении
• развивать навыки синтаксического разбора, развивать творческие способности в ходе урока, навыки работы с текстом.
• прививать любовь к языку
Оборудование: интерактивная доска.
Эпиграф: Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его.
В. Луговской.
Ход урока: Орг.момент.
Сколько правил,
Сколько правил,
С непривычки бросить в дрожь,
Будь старательным и только,
Будь внимательным и только -
Все запомнишь, все поймешь!
Блиц - опрос: 1. Грамматически и интонационно оформленная единица языка,
выражающая законченную мысль это…
2. Все предложения по цели высказывания делятся на …
3. Грамматическую основу предложения составляет…
4. Предложение, состоящее только из главных членов это:
5. Предложение, в котором кроме главных членов есть
и второстепенные называется...
6. Предложения, в котором есть оба главных члена, называются…
7. Предложения, в котором только один главный член называются…
Слово учителя. Итак, ребята, мы вспомнили все, что мы знали о простом предложении. Но на этом мы не остановимся, а продолжим знакомство с синтаксисом простого предложения. Я расскажу одну притчу. Два римлянина поспорили, кто из них быстрее придумает самое короткое предложение. Первый, не задумываясь, сказал: “Еду в деревню!” Второй ответил: “Поезжай”
Ребята, нам предстоит решить спор: Какое предложение самое короткое и в чем изюминка этих предложений.
Давайте запишем предложения и произведем синтаксический разбор данных предложений. Еду в деревню.( Пов. невоскл. пр. одн. распр.)
Поезжай. (побуд. невоскл. пр. одн. нераспр.)
Объяснение нового материала. Работа по таблице ( прилож. №1)
Работа по учебнику.
Откройте учебник на стр. 81 упр. 64. О чем говорят термины?
Односоставные – только один главный член.
Двусоставные – два главных члена.
Определенно – личные предложения.
Этот термин говорит о том, что в предложении достаточно легко определить деятеля, так как форма глагола сказуемого его подсказывает я – ты, мы – вы. Деятель - это сам говорящий или его собеседник.
Термин неопределенно - личное предложение говорит о том, что в этом предложении деятеля трудно определить, а может быть и не нужно.
Термин безличное предложение говорит о том, что действие происходит само по себе, без действующего лица. В таких предложениях нет и не может быть подлежащего. Термин обобщенно - личное предложение говорит о том, что в таком предложение глагол – сказуемое обозначает действие, которое производится любым лицом.
Термин назывное предложение говорит о том, что такие предложения называют явления или предмет, но не показывают действия.
Закрепление знаний об определенно - личных предложениях.
А) Работа в парах. Данные односоставные предложения преобразовать в двусоставные и сравнить полученные тексты.
Вывод. Односоставные предложения помогают избежать повторения местоимений, придают текстам точность, лаконичность, динамичность.
Б) Найдите четвертый лишний (прилож. №3)
Разбор предложения:
В саду окапывают деревья.( пов. невоскл. пр. одн. распр, сказуемое выражено глаголом 3 л. мн. ч. наст. в.)
Ребята, кто производит действие. А нужно ли нам знать! Может быть нам неважно, кто производит действие. Вывод учителя о неопределенно - личных предложениях. Работа по таблице. (Прил. №4)
В) Из данных предложений выпишите предложение, в котором главный член сказуемое выражено глаголом 2л. мн. ч наст. в.
1. Обнимаю от всего сердца.
2. Наташа тихо затворила дверь
3. В двенадцать часов ночи еще танцевали.
4. Живем один раз.
5. Слышали про дуэль?
Кто является действующим лицом в данном предложении? Конкретное лицо или действие относится к любому?
Вывод. Приложение№5
Г) Конкурс «Закончи пословицу»
1. Семь раз отмерь…
2. Бездонную бочку водой…
3. Соловья баснями…
. Безличные предложения. (прил. №6)
Заполни таблицу.
. Назывные предложения.
Используя назывные предложения, по данной картине составьте текст «Весна».(прилож№7)
Закрепление изученного. Цифровой диктант.
1. Живу как неба властелин. О/л
2. Целый букет принесут роз из оранжереи. Н/л.
3. Вчерашнего дня не воротишь. Обоб/л
4. Снежная вьюга. Наз.
5. В соседнем доме не спали. Н/л
6. Во дворе было свежо. Б/л
7. Люблю дымок спаленной жнивы. О/л
8. О, как мне хочется смутить их веселость. Б/л
9. Тучи и ветер. Назыв.
10. Ступай себе мимо. О/л
О/л Н/л Об/л Н Н/л Б/л О/л Б/л Н О/л
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Работа над эпиграфом. Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его.(Определите вид данных предложении)
Подведение итогов.
Д/з Написать сочинение на любую тему, используя односоставные предложения.
Основные виды односоставных предложений
- Биржан
- 14 наурыз 2013
- 2949
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Основные виды односоставных предложений, урок русского языка
Ұқсас жаңалықтар:
Типы односоставных предложений
Общая цель - повторить и углубить знания об односоставных предложениях, их строения и способах морфологического выражения главных членов, об их...Подлежащее и способы его выражения (4 класс)
Цель: А) Образовательная: Дать понятие главным членам предложения, показывать способы его выражения подлежащего, научить различать от других членов...Указательные слова в сложноподчинённых предложениях
Амренова Айгуль Кажибаевна учитель русского языка и литературы Мариновская казахская средняя школа Атбасарского район, Акмолинская области...Подлежащее и способы его выражения
Кызылординская область, Казалинский район, кент Айтеке би учитель русского языка Жарылкасын Гаухар Айболаткызы Цель: А) Образовательная: Дать...Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»
урок систематизации и обобщения знаний по теме "Односоставные предложения". Солтүстік Қазақстан облысы Қызылжар ауданы Шаховское орта мектебі орыс...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.