Сайтқа кіру Тіркелу

Чудесные птицы в творчестве Леонардо да Винчи

Тема урока: Чудесные птицы в творчестве Леонардо да Винчи.
Эпиграф к уроку: Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. Помни, что пищей в старости является мудрость, и пока молод, действуй так, чтобы не оставить свою старость голодной.
Леонардо да Винчи.

Оборудование: Фонограмма музыкального фрагмента из сюиты Сен - Санса «Лебедь», репродукции картин Леонардо да Винчи «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа», «Тайная вечеря», рисунок - автопортрет Леонардо да Винчи.

Обучающие цели: познакомить учащихся с личностью Леонардо да Винчи, с его литературным творчеством, проанализировав сказки, дать учащимся возможность увидеть мир глазами великого мыслителя и ученного, показать, что ценил он в человеке, хотя в сказках рассказывал о самоотверженности, гордости и мужестве птиц.

Развивающие цели: Совершенствование навыков выразительного чтения, активного слушания текстов, умения делать выписки, высказывать свое мнение, внимательно слушать других, оценивать правильность их ответов, работать как коллективно, так и в малых группах, находить нравственный смысл.

Индивидуальные задания для учащихся: Сообщение о жизни и творчестве Леонардо да Винчи, чтение наизусть стихотворения Дмитрия Мережковского «Леонардо да Винчи».
Задания группам: чтение сказок с последующим обсуждением.
1 группа – «Сокол и Щеглята».
2 группа – «Щегол»
3 группа – «Пеликан»
4 группа – «Лебедь»
5 группа – «Завещание орла»
6 группа – «Феникс»
7 группа – «Люмерпа»

Ход урока: I. Демонстрируется слайд с автопортретом Леонардо да Винчи.
Слово учителя: Как вы думаете, что за человек перед вами? Что вы можете о нем сказать? Какова была его жизнь?
Посмотрите, как благородно лицо этого человека, как горда посадка головы, как пронзителен взор. Именно таким был Леонардо да Винчи, о котором один из современников писал: «Его физическая красота превосходила всякую похвалу, во всех его жестах была более чем бесконечная грация он обладал талантом столь полным и сильным, что все трудности, встававшие перед его умом, разрешались с легкостью. Его громадная сила сочеталась с ловкостью, его сердце и чувства отличались всегда царственным благородством. Поистине удивительным и небесным был Леонардо, сын Пьеро да Винчи…»

Родился он в 1452 году 15 апреля в тосканском городке и ушел из жизни ясным весенним днём 2 мая 1515 года, оставив по себе память как об одной из наиболее крупных личностей в истории человечества. Сын своего времени, он сумел прорваться в Вечность, раздвинуть границы возможностей человека, доказать несокрушимое величие человеческого духа.

II. Сообщение ученика о жизни и деятельности Леонардо да Винчи.
III. Слово учителя: Обращение Леонардо да Винчи к миру сказки неслучайно. «Помню, как однажды я проснулся в своей колыбели,- пишет он в заметках.- Мне почудилось, что большая птица раскрыла крылом мне рот и погладила перьями по губам». Если бы эта короткая запись не была первым воспоминанием художника о раннем детстве, ее можно было бы принять за начало какой - то волшебной сказки… О его нежной привязанности к животным, особенно любви к птицам, ходили легенды. Мальчишки тащили в мастерскую Леонардо бродячих собак, раненных птиц, диковинных бабочек, зная, что их щедро вознаградят за труды. А для местных птицеловов появление художника на птичьем рынке всегда было праздником. Не торгуясь, он платил за понравившихся ему птиц, тут же открывал клетки и выпускал пленников на волю, любуясь их радостным полетом…
Превыше всего он ценил свободу и готов был платить за нее дорогой ценой, о чем мы прочитаем в его сказках.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми сказками и легендами Леонардо да Винчи о птицах. Почему именно о птицах, я думаю вы догадались.
IV. Работа в малых группах. Чтение и обсуждение сказок “Сокол и щеглята؟”, «Щегол», «Пеликан», «Лебедь», «Завещание орла», «Феникс», «Люмерпа».

Задание для первой группы:
1. Выразительное чтение сказки «Сокол и щеглята».
2. Ответить на вопросы:
Понравилась ли вам сказка? Чем похожа и не похожа эта сказка на те, что вы изучали прежде? Какое чувство вызвали щеглята у сокола и почему? Как он повел себя с ними? Почему он не стал их есть? Каким предстает перед нами сокол?
Обобщающее слово учителя:
Следующая сказка - «Щегол». Если первая рассказывает о великодушии и благородстве, то вторая повествует о гордости и свободолюбии.
Задание для второй группы:
1. Выразительное чтение сказки «Щегол».
2. Ответить на вопросы:

Что больше всего поражает в этой сказке? Кто виноват в случившейся трагедии? Почему щегол предпочел умертвить своих детей, чем оставить их в живых? Как это характеризует птицу?
Обобщающее слово учителя:
Гордый щегол больше всего ценит свободу - так же, как автор, придумавший сказку о нем. О самоотверженности животных и птиц Леонардо сложил немало сказок, легенд и притч. Одна из таких сказок «Пеликан».

Задание для третьей группы:
1. Выразительное чтение сказки «Пеликан».
2. Ответить на вопросы:
Близка ли сказка «Пеликан» сказке «Сокол и щеглята»? что в центре внимания автора – коварство гадюки или горе птицы? Почему вы так думаете? Как описывает Леонардо горе отца? Почему все обитатели леса притихли, услышав рыдание пеликана? Почему ожили птенцы? Как можно оценить поступок их отца?
Обобщающее слово учителя:

И в сказке «Пеликан», и в сказке «Сокол и щеглята» звучит тема смерти. В какой из них эта тема звучит более оптимистично и почему?
В сказке «Пеликан» жизнь самоотверженного отца становится как бы данью смерти, а ожившие птенцы – вознаграждением ему, что несколько примиряет нас с гибелью птицы. Но, пожалуй, одной из самых поэтичных легенд, связанных со смертью, можно назвать легенду «Лебедь».

Задание для четвертой группы:
Включаем фонограмму знаменитого «Лебедя» К. Сен - Санса и на ее фоне читаем легенду «Лебедь». Эта музыка, позже названная «Умирающий лебедь», как нельзя лучше соответствует произведению да Винчи.
1. Выразительное чтение сказки «Лебедь».
2. Ответить на вопросы:
Какое настроение создает эта легенда? Почему? Как помогает его почувствовать музыка Сен - Санса? Почему печальная легенда о таком тягостном событии, как смерть, все - таки красива? О чем поет умирающий лебедь? Почему его песня замирает именно с «последними лучами солнца»? Почему все обитатели полей, лесов и лугов зачарованы песней лебедя? Попробуйте создать словесную иллюстрацию «Песня умирающего лебедя»
Обобщающее слово учителя:
В одной из последних записей Леонардо да Винчи мы читаем следующее: «Подобно тому, как разумно и дельно проведенный день одаривает нас безмятежным сном, так и честно прожитая жизнь дарит нам спокойную смерть.» Как эти слова перекликаются с легендой?
Не менее прекрасна легенда о смерти старого орла. Послушайте ее.

Задание для пятой группы:
1. Выразительное чтение сказки «Завещание орла».
2. Ответить на вопросы:
Каким вы представляете себе старого орла? В чем заключалась его жизненная философия? Почему орел не хотел умирать в гнезде? Зачем он сказал своим сыновьям что, рухнув в морскую пучину, он возродится к новой жизни? Почему его дети следили за полетом орла, «храня глубокое молчание»?

Обобщающее слово учителя:
Как и многие его современники Леонардо да Винчи мечтал о продлении человеческой жизни, о возрождении. Тайну бессмертия пытались разгадать с древних времен, она интересовала и великого художника.

В сказке о фениксе он воплотил свою мечту о возрождении. Феникс у всех народов мира является универсальным символом смерти и возрождения, воскресения и бессмертия, ибо каждые 500 лет он приносит себя в жертву огню, чтобы затем возродиться из пепла. От этого поверья и оттолкнулся Леонардо да Винчи.

Задание для шестой группы:
1. Выразительное чтение сказки «Феникс».
2. Ответить на вопросы:
Каким вы представляете себе феникса? Легко ли фениксу броситься в огонь? Какое впечатление производит возрождение феникса из пепла?
Обобщающее слово учителя:
Из легенды о фениксе пришло к нам выражение «как феникс из пепла». Его употребляют, когда хотят сказать о трудных жизненных испытаниях и невзгодах, преодолевая которые, человек как бы обновляется душой. Сейчас мы послушаем последнюю легенду о Люмерпе. Это такое же вымышленное существо как феникс, но его придумал сам Леонардо.
Задание для седьмой группы:
1. Выразительное чтение сказки «Люмерпа»
2. Ответить на вопросы:
Можно ли назвать Люмерпу бессмертной почему? Почему Леонардо да Винчи сравнивает ее с «подлинной славой»? Почему сияние птицы меркнет от «черной зависти» и в то же время никто не может «умалить или присвоить» его?
Обобщающее слово учителя:
В легенде «Люмерпа» Леонардо размышляет о подлинной славе, которая не меркнет в веках. Слава самого да Винчи подобно Люмерпе, о чем говорит неугасающий интерес к его творчеству. Заметим, что все птицы, описанные в данных сказках и легендах, издавна считаются солнечными птицами. Они либо символизируют само солнце, как, например, орел и сокол, либо связаны с солнечными богами, как лебедь с Аполлоном или Брахмой, или воплощают в себе животворящие и разрушительные силы, свойственные природе солнца. И в то же время все эти птицы являются птицами жизни. То есть мы можем говорить о том, что для Леонардо самой главной ценностью является жизнь в гармонии с миром. И если прожить ее достойно, пронеся незапятнанным свое белоснежное оперение, как лебедь, сохранив верность своим жизненным принципам, как орел, соблюдая долг, как феникс, то нет ни смерти, ни тления, а есть возрождение бессмертной души, как у этой фантастической птицы, есть вечная подлинная слава, как у Люмерпы. Или как у самого автора этих замечательных произведений...
Сказки и легенды Леонардо да Винчи представляют собой яркое явление в культуре эпохи Возрождения. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую знаменитый мастер умел видеть в мире. Свои сказки он черпал из жизни. Многое в творчестве великого гения Возрождения еще не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остается его личность, о чем прекрасно сказал Дмитрий Мережковский
Чтение стихотворения Дмитрия Мережковского «Леонардо да Винчи» наизусть
О Винчи, ты во всем - единый:
Ты победил старинный плен.
Какою мудростью змеиной
Твой страшный лик запечатлен!
Уже, как мы, разнообразный,
Сомненьем дерзким ты велик,
Ты в глубочайшие соблазны
Всего, что двойственно, проник.
И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены, -
И не безгрешна их печаль.
Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку верную храня,
О Леонардо, ты – предвестник
Еще неводомого дня.
Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков,
Во мраке будущих столетий
Он, непонятен и суров, -
Ко всем земным страстям бесстрастный,
Таким останется навек –
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный Бог человек.
Домашнее задание:
Ответить письменно на вопрос «Чему учат нас сказки Леонардо да Винчи?»
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×