Сайтқа кіру Тіркелу

Образ Гамлета в трагедии У. Шекспира «Гамлет»

Тема: Образ Гамлета в трагедии У. Шекспира «Гамлет»
Оборудование: портрет писателя, выставка по творчеству Шекспира, иллюстрации к трагедии.
Цель: 1) Знакомство с трагедией «Гамлет», анализ ключевых сцен произведения, раскрытие основного конфликта трагедии Шекспира.
2) формирование у учеников умения анализировать текст, навыков участия в дискуссии, представлений о следующих понятиях: выбор, ответственность, гуманизм, любовь, энтузиазм. Совершенствование навыков выразительного чтения монологов и диалогов.

Ход урока.
Учитель. Пожалуй, если говорить о том, что исторические реалии, которые мы находим в художественных произведениях, служат лишь фоном для описания человеческих драм, то почти всё творчество Шекспира является лучшим тому подтверждением. Так, скажем, при создании трагедии «Ромео и Джульетта» драматург взял за основу сюжет из новеллы итальянца Банделло, тот же приём мы находим и в трагедии «Гамлет», где в качестве сюжета использована легенда о принце Датском. И новелла, и легенда давно забыты, однако, несмотря на это, а, может быть, и благодаря этому, образы, созданные великим англичанином, живут уже столетия и будут жить, по всей вероятности, до тех пор, пока существует человечество.
В чём же причина этого феномена?

Итак, средневековая Дания, Эльсинор, королевский замок… Казалось бы, нас ждёт романтическая история из давно минувших времён… Но нет,- уже первая сцена наполняет душу какой - то непонятной тревогой. И если вы, ребята, разделяете это ощущение, то подтвердите его сами, пожалуйста, опираясь на текст.

Ученик. Вот Франсиско, стоящий на страже, делится с другим стражником, Бернардо, своими мыслями: «Спасибо, что сменили: я озяб.// И на сердце тоска». Ничего романтического…
Ученик. Кроме этого, чуть позже появляются Марцелл и Горацио и становятся свидетелями необычного явления: мимо них два раза проходит призрак умершего короля, а призраки, как известно, всегда не к добру.
Учитель. Чем они объясняют его появление?
Ученик. Видя призрак короля в доспехах, они полагают, что его появление вызвано приближающейся войной с норвежским королём Фортинбрасом.

Учитель. А так ли это на самом деле?
Ученик. Нет, призраку старого короля нет дела до всего этого, его заботит только одно, ради чего он явился из мрака преисподней и бродит по замку в поисках сына: коварный Клавдий преступным образом лишает его королевы, королевства и самой жизни; призрак поэтому взывает об отмщении: «Если только// Ты впрямь любил когда - нибудь отца… Отомсти за подлое его убийство!»,- приказывает он Гамлету.
Учитель. Верно, призрак озабочен только одним – местью! А что же Гамлет?
Ученик. Гамлет выполняет волю своего отца!

Учитель. Неужели? В таком случае трагедия могла быть закончена, если и не в начале, то уж точно в конце второго акта. Но, как вам известно, прежде грянула развязка, перед нами разворачивается множество событий, которые, по существу, эту развязку отодвигают. Да и сама развязка – та ли это месть, которую обязал совершить сына призрак отца? Мне думается, что всё обстоит гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Так что давайте разбираться! Отчего Гамлет симулирует сумасшествие?
Ученик. Для того, чтобы усыпить бдительность короля - братоубийцы и, воспользовавшись этим обстоятельством, отомстить за отца.
Ученик. Нет, я не согласен. Если бы дело обстояло таким образом, то Гамлет мог бы убить Клавдия несколько раз на протяжении действия пьесы, а уж определённо он мог это сделать в то момент, когда застал короля за молитвой.
Ученик. Я хотел бы оспорить утверждение относительно того, что Гамлет мог убить Клавдия несколько раз.
Мне кажется, что мы не учитываем особенностей личности главного героя трагедии. Ведь как бы то ни было, а Гамлет - это высокообразованный человек, и появление призрака, даже разговор с ним,- всё это не может однозначно уверить его в том, что отец действительно отравлен и что сам он обречён на роль мстителя.

Вот поэтому Гамлет ищет действительные доказательства причин гибели отца, о чём свидетельствует хотя бы пьеса об убийстве герцога Гонзаго, разыгранная бродячими актёрами под режиссурой принца. Ученик. Да, в этих рассуждениях есть рациональное зерно, но только сцена, в которой Гамлет застаёт короля за молитвой, происходит уже после представления театральной труппы, и всё же Гамлет вновь находит отговорку для себя, в очередной раз откладывая справедливую месть.
Ученица. Справедливая месть?! Вот уж не думала, что эти два слова могут стоять рядом! Месть, какой бы «справедливой» она ни была с точки зрения традиций или обычаев, справедливой быть не может - претендовать на справедливость может только возмездие, а оно должно исходить не от человека, но от БОГА! Недаром Л. Н. Толстой избрал эпиграфом к «Анне Карениной» слова «Мне отмщение, и Аз воздам»

И потом, как можно было вообще требовать от Гамлета совершить, по существу, нечто подобное тому, что совершил Клавдий, если, по признанию самого принца, «Не желчь в моей печёнке голубиной, //Позор не злит меня…»
А дальше ещё более определённо:
Ну и осёл я, нечего сказать!
Я сын отца убитого. Мне небо
Сказало: встань и отомсти. А я,
Я изощряюсь в жалких восклицаньях
И сквернословьем душу отвожу,
Как судомойка!

Ученик. Ну, нет, представлять Гамлета невинным ягнёнком с голубиной печенью так же неверно, как и видеть в нём хладнокровного убийцу, ждущего своего часа.
«Из жалости я должен быть суровым»- восклицает Гамлет в разговоре с матерью. Но, что самое главное, многими поступками он подтверждает наличие у себя этого качества.
Ученик. Действительно, во - первых, Гамлет убивает Полония, и хотя старый придворный льстец не вызывает ни у кого особых симпатий, это ещё совсем не повод для его умерщвления. Во - вторых, смерть Полония от руки принца спровоцировала сумасшествие и трагическую гибель Офелии, а затем привела к дуэли с Лаэртом, который уж точно никоим образом не повинен ни в том, что его отец был королевским шпионом, ни тем более в том, что Клавдий убил собственного брата.

Кроме этого, Гамлет ответственен и за смерть Гильденстера и Розенкранца, а вся вина последних заключалась только в том что они были послушными, исполнительными царедворцами…
Учитель. А вот тут позвольте не согласиться уже мне! Вы предъявляете высокие моральные требования к Гамлету, но почему - то к тем, кто его окружает, более терпимы.
Скажем, причиной смерти Лаэрта стала не только и не столько злая воля Гамлета, сколько вероломство Клавдия, соучастником и, как следствие, жертвой которого оказался сам Лаэрт, в чём он и раскаивается перед смертью.

Ученик. Что ж, может быть, я действительно несколько увлёкся, но я хотел только сказать, что если бы Гамлет вовремя, не откладывая дел в долгий ящик, совершил правосудие над Клавдием, то тем самым были бы предотвращены все те несчастья, которые из - за так называемой жалости Гамлета обрушились на Датское королевство.
Учитель. Да нет же, вы опять всех в грехах вините Гамлета, но неужели начало несчастий положено им? И потом… вот вы лично, оказавшись на его месте, убили бы без долгих проволочек Клавдия?
Ученики?!

Учитель. А что вы так удивляетесь моему вопросу? Поймите меня правильно: речь идёт здесь не о каких - то убийствах конкретно, а о принципиальном вопросе. Каком? Давайте послушаем самого Гамлета, и, может быть, тогда ситуация разъяснится.
После этих слов в класс входит ученик, одетый в костюм Гамлета, и читает монолог.
Гамлет.
Быть или не быть, вот в чём вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих к телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чём разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снёс бы униженья века,
Неправду угнетателя, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас трусов превращает мысль
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика.
Так погибают замыслы с размахом,
Вначале обещавшие успех,
От долгих отлагательств.
Закончив чтение монолога, ученик отходит, например, к окну.

Учитель. Ну, и что бы вы ответили на прозвучавшие здесь вопросы?
Ученик. Да он просто трус! Вместо решительных действий – раздумья, вместо того, чтобы положить конец преступленьям, - какие - то бесплодные мечтания о том, чтобы избежать этой – да, тяжёлой, но неизбежной участи.
Ученик. До сих пор я молчал, но теперь позвольте мне вмешаться!.. Тут много чего было сказано, но обвинять Гамлета ещё и в трусости – это уже слишком! Да один лишь эпизод в море, когда Гамлет с одного судна перепрыгнул на другое, снимает с него всяческие подозрения в трусости! Не говоря уж о его проведении во время дуэли с Лаэртом!
Учитель. Так, может быть, мы спросим самого принца, благо он ещё не покинул нас, что нам думать обо всей этой истории?
Ученики. Давайте спросим!
Учитель. Скажите, принц, можем ли мы у знать из первых рук, что означает ваше поведение и всё, что с вами произошло?
Гамлет. «Боже! Боже! // каким ничтожным, плоским и тупым // Мне кажется весь свет в свои стремлениях! // О мерзость!»
Учитель. Слышите?!
Ученики. Да!
Учитель. А понимаете?!
Ученики. Да! Нет!
Учитель. Те кто понял, поняли – что?
Ученица. Мне кажется, что Гамлет – просто несчастный человек. Он попал в ситуацию, когда нужно убивать из мести, а ему претит убийство вообще, а тем более из мести. Но трагизм ситуации в том и заключается, что избегнуть этой участи он не в состоянии… Да мало того, - он оказывается виновным в смерти многих людей… В общем, я не знаю, как это всё можно вынести и не тронуться умом… Какой - то заколдованный круг, кошмар… вот уж воистину: «Быть или не быть?.. Умереть, уснуть…»!
Учитель. Ну что ж, всё сказанное только что кажется мне совершенно справедливым.
Я хотел бы только добавить следующее: мы выпустили как - то из нашего разговора этот момент, а ведь Гамлет ещё и любит, да и любим, но любовь эта вместо того, чтобы помочь или хотя бы облегчить его участь, ещё больше её усугубляет.
Одним словом, переосмыслив знаменитую строку Данте об Аде, а, точнее, о смерти, можно то же самое сказать и о жизни: «Lasciate ogni speranza» - «Оставьте всякую надежду!».
Впрочем, если мы закончим наш разговор на этой печальной и безнадёжной мысли, то всё – таки погрешим против истины, против жизни, потому что всё же… Как по вашему, хотела бы Офелия вновь обрести Гамлета хотя бы на «небесах», как о таком же благодеянии судьбы мечтала в другое время, в другом произведении, другая героиня – я имею в виду Бэлу?
Ученик. Наверно, хотела бы.
Учитель. Все согласны с таким ответом?
Ученики. Да!
Учитель. Коль так, то, может быть, нам удастся в этом убедиться…
Ученик. Когда на небесах окажемся?..
Учитель. Зачем же мы будем так долго ждать этого момента…
Звучит музыка, в класс входит во всём белом Офелия, приближается к Гамлету; Гамлет сбрасывает с себя оцепенение; они берутся за руки, они улыбаются друг другу, но у неё в глазах стоят слёзы, а одна слезинка, не удержавшись, срывается и скатывается вниз по щеке…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Письменный ответ на вопрос: « Что бы вы сказали Гамлету, доведись вам встретиться с ним?
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×