Сайтқа кіру Тіркелу

Поэма А. Ахматовой «Реквием»

Поэма А. Ахматовой «Реквием»

Урок русской литературы в 11 классе
Цели урока: 1)ввести учащихся в художественный мир Ахматовой
вызвать у учащихся потребность осмыслить особенности её поэтики;
2) формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения развивать логичность мышления умение сопоставлять сравнивать делать выводы анализировать и обобщать;
3)способствовать воспитанию чувства слов.

Ход урока:
I. Вступительное слово учителя
И. Бродский писал: «В каком – то смысле за именем Анной Ахматовой стоял весь народ чем объясняется ее популярность что дало ей право говорить от имени всех людей и говорить с ними напрямую.
Её поэзия читаемая гонимая замурованная принадлежала людям .Она смотрела на мир сквозь призму сердца а потом через призму живой истории».

II. Работа по «Толковому словарю»
Что обозначает слово «Реквием»?
Реквием - католическое богослужение по умершим а также траурное музыкальное произведение.

II. Сообщения учащихся .
1 ученик: В повествовательной структуре «Реквием» можно выделить три уровня.
На первом - происходящее и переживаемое излагается от лица поэтессы.
Сюда относятся такие части поэмы как « Вместо предисловия » «Посвящение » «Эпилог». На втором уровне рассказ идет от лица героини.
Практически вся основная часть «Реквиема» кроме «Распятия» представлена в данной манере повествования. Третий уровень повествования безличен.
Три уровня повествования организуют три плана поэмы.
Первый – план вечности.
Его героиней является поэтесса. Второй – временной план. Воссоздающий трагедию одной из женщин переживающий арест и смерть сына.
Третий - объективный план представляющий картину мира или ситуацию вне зависимости от «я» героев

2 ученик: «Посвящение» написано от лица поэтессы. Об этом заявляется в последнем стихе» Им я шлю прощальный привет» а также «мы не знаем мы повсюду те же…»таким образом» Посвящение» как бы подтверждает уверенность поэта в способности выйти из временного круга воспринять чужое горе и описать происходящее. В «Посвящении» обозначается конкретный адресат поэтического реквиема. Это те же женщины, которые переживали арест своих близких. Память об этом трагедии и призван сохранять « Реквием». Следует отметить композиционную последовательность: образ Ленинграда – арест-ожидание - приговор- обращение « к невольным подругам»-тема памяти. Первая строка этой части говорит о непереносимом горе: «Перед этим горем гнутся горы».
Степень страдания настолько велика, что даже природа не выдерживает его. Но от этого мир меняется. Жестокая реальность не исчезает и с ней человеку надо жить. Однако жить с таким страданием невозможно.

Поэтому в «каторжные норы» Ахматовой не проникает даже луч надежды. Так Ахматова создает ситуацию тупика. Обрушившиеся горе не освещается будущим изменением. Оно погребает человека. Общее состояние «смертельной тоски» конкретизируется на примере:
Приговор … Сразу слёзы хлынут.
Ото всех уж отделена
Словно с болью жизнь из сердца вынут
Словно грубо навзничь опрокинут
Но идет … Шатается…одна.
Таким образом, с приговором героиня внутренне умирает. Однако внутренняя смерть не дает смерти физической. «Но идет, … Шатается.…Одна». Героиня продолжает жить, но жить « без жизни», внутренне опустошенной. В этой главе обозначается главная смысловая оппозиция « Реквиема»: жизнь-смерть. Эти категории и формируют идейную структуру поэмы.

IV. Анализ поэмы
С самого начала главным лицом становится героиня. Отсюда начинается рассказ о судьбе конкретной женщины. Основное событие первой главы - арест сына. Однако Ахматова обращает внимание на внутренний мир героини, на её восприятие происходящего. Остановимся на одной фразе: «Не забыть!» Эту фразу можно воспринять двояко. Страшная картина ареста навсегда останется в памяти матери - забыть это не возможно.
Это женщина больна,
Это женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Первые две строки воспроизводят точку зрения стороннего наблюдателя, в последнем дана точка зрения самой героини. Таким образом, один и тот же персонаж-женщина – изображается со стороны и изнутри.
Перед нами возникает ситуация раздвоения героини. С одной стороны она страдает, а с другой, наблюдает это страдание .Одна чувствует, живет, другая спокойно смотрит со стороны.
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось.
Чёрные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.

V. Подведение итогов
История героини есть движение от жизни к смерти, смерти духовной ,от страдания к «окаменению», бесчувствию.
Ахматова останавливает повествование как раз на момент омертвения её души. Отсюда становится понятным и смысл названия поэмы. Совершенно очевидна связь названия с заупокойной мессой в католическом богослужении. Однако ахматовский « Реквием» посвящен не погибшим в лагерях и тюрьмах, а оставшимся жить по ту сторону «стены»» Реквием» описывает именно живущих. Но у этих оставшихся и вынужденных жить умирает нечто важное, чем тело-душа. Именно об этой смерти говорит поэма. Таким образом, поэма Ахматовой «Реквием» -это плач по умершим душам живых людей.

VI. Домашнее задание
Написать научный проект: от поэта любви до поэта-философа».
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×