Поэма А. Ахматовой «Реквием»
Урок русской литературы в 11 классе
Цели урока: 1)ввести учащихся в художественный мир Ахматовой
вызвать у учащихся потребность осмыслить особенности её поэтики;
2) формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения развивать логичность мышления умение сопоставлять сравнивать делать выводы анализировать и обобщать;
3)способствовать воспитанию чувства слов.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя
И. Бродский писал: «В каком – то смысле за именем Анной Ахматовой стоял весь народ чем объясняется ее популярность что дало ей право говорить от имени всех людей и говорить с ними напрямую.
Её поэзия читаемая гонимая замурованная принадлежала людям .Она смотрела на мир сквозь призму сердца а потом через призму живой истории».
II. Работа по «Толковому словарю»
Что обозначает слово «Реквием»?
Реквием - католическое богослужение по умершим а также траурное музыкальное произведение.
II. Сообщения учащихся .
1 ученик: В повествовательной структуре «Реквием» можно выделить три уровня.
На первом - происходящее и переживаемое излагается от лица поэтессы.
Сюда относятся такие части поэмы как « Вместо предисловия » «Посвящение » «Эпилог». На втором уровне рассказ идет от лица героини.
Практически вся основная часть «Реквиема» кроме «Распятия» представлена в данной манере повествования. Третий уровень повествования безличен.
Три уровня повествования организуют три плана поэмы.
Первый – план вечности.
Его героиней является поэтесса. Второй – временной план. Воссоздающий трагедию одной из женщин переживающий арест и смерть сына.
Третий - объективный план представляющий картину мира или ситуацию вне зависимости от «я» героев
2 ученик: «Посвящение» написано от лица поэтессы. Об этом заявляется в последнем стихе» Им я шлю прощальный привет» а также «мы не знаем мы повсюду те же…»таким образом» Посвящение» как бы подтверждает уверенность поэта в способности выйти из временного круга воспринять чужое горе и описать происходящее. В «Посвящении» обозначается конкретный адресат поэтического реквиема. Это те же женщины, которые переживали арест своих близких. Память об этом трагедии и призван сохранять « Реквием». Следует отметить композиционную последовательность: образ Ленинграда – арест-ожидание - приговор- обращение « к невольным подругам»-тема памяти. Первая строка этой части говорит о непереносимом горе: «Перед этим горем гнутся горы».
Степень страдания настолько велика, что даже природа не выдерживает его. Но от этого мир меняется. Жестокая реальность не исчезает и с ней человеку надо жить. Однако жить с таким страданием невозможно.
Поэтому в «каторжные норы» Ахматовой не проникает даже луч надежды. Так Ахматова создает ситуацию тупика. Обрушившиеся горе не освещается будущим изменением. Оно погребает человека. Общее состояние «смертельной тоски» конкретизируется на примере:
Приговор … Сразу слёзы хлынут.
Ото всех уж отделена
Словно с болью жизнь из сердца вынут
Словно грубо навзничь опрокинут
Но идет … Шатается…одна.
Таким образом, с приговором героиня внутренне умирает. Однако внутренняя смерть не дает смерти физической. «Но идет, … Шатается.…Одна». Героиня продолжает жить, но жить « без жизни», внутренне опустошенной. В этой главе обозначается главная смысловая оппозиция « Реквиема»: жизнь-смерть. Эти категории и формируют идейную структуру поэмы.
IV. Анализ поэмы
С самого начала главным лицом становится героиня. Отсюда начинается рассказ о судьбе конкретной женщины. Основное событие первой главы - арест сына. Однако Ахматова обращает внимание на внутренний мир героини, на её восприятие происходящего. Остановимся на одной фразе: «Не забыть!» Эту фразу можно воспринять двояко. Страшная картина ареста навсегда останется в памяти матери - забыть это не возможно.
Это женщина больна,
Это женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Первые две строки воспроизводят точку зрения стороннего наблюдателя, в последнем дана точка зрения самой героини. Таким образом, один и тот же персонаж-женщина – изображается со стороны и изнутри.
Перед нами возникает ситуация раздвоения героини. С одной стороны она страдает, а с другой, наблюдает это страдание .Одна чувствует, живет, другая спокойно смотрит со стороны.
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось.
Чёрные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
V. Подведение итогов
История героини есть движение от жизни к смерти, смерти духовной ,от страдания к «окаменению», бесчувствию.
Ахматова останавливает повествование как раз на момент омертвения её души. Отсюда становится понятным и смысл названия поэмы. Совершенно очевидна связь названия с заупокойной мессой в католическом богослужении. Однако ахматовский « Реквием» посвящен не погибшим в лагерях и тюрьмах, а оставшимся жить по ту сторону «стены»» Реквием» описывает именно живущих. Но у этих оставшихся и вынужденных жить умирает нечто важное, чем тело-душа. Именно об этой смерти говорит поэма. Таким образом, поэма Ахматовой «Реквием» -это плач по умершим душам живых людей.
VI. Домашнее задание
Написать научный проект: от поэта любви до поэта-философа».
Поэма А. Ахматовой «Реквием»
- galiabanu
- 7 қазан 2012
- 3562
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Поэма, Анна, Ахматовой «Реквием»
Ұқсас жаңалықтар:
Иван Андреевич Крылов. Басни
Учитель русского языка и литературы У. Б. Балмаканова Саратской СШ Айтекебийского района, Актюбинской области...Части речи "Как на свете жить"
развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания; развивать орфографическую зоркость, внимание...Место человека в жизни по рассказу А.Платонова «Песчаная учительница»
А. Ж. Аманшеева учитель русского языка и литературы средней школы им М. Жумабаева Айтекебийского района, Актюбинской области...Любовная лирика А.С.Пушкина
Тема: « Он пел любовь…» Любовная лирика А. С. Пушкина...Образ Гамлета в трагедии У. Шекспира «Гамлет»
Западно - Казахстанская область, Акжаикский район, п.Тайпак, СОШ имени К.Байсыкова учительница русского языка и литературы Смирнова Раиса Витальевна...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.