Тема: Деепричастие
Цели урока;
1. Образовательные: систематизация знаний о деепричастии и деепричастных оборотах;
2. Развивающие: Обработка наиболее трудных орфограмм: НЕ с деепричастиями, правописание глагольного суффикса в деепричастиях, обособление деепричастных оборотов;
3. Воспитательные: расширение словарного запаса школьников за счет включения в речь деепричастий;
Учебники: русский язык для 7 класса Авторы –Сулейменов Э.Д. Алтынбекова О.Б. Мадиева Г.Б.-Алматы; Атамура 2007-320с.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Фронтальный опрос.
-Начнем наш урок с теории! Что такое деепричастие? Приведите прмеры.
-Выглянув из-за двери, я увидел тигра.
Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
-А нужна ли в языке такая часть речи, которая обозначает добавочное действие? Но прежде чем ответить на этот вопрос, я прочитаю предложение.
Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».
-Откуда это предложение? Из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
-Почему запомнилось? Выразительное, поэтическое
-А какая часть речи делает его выразительным? Деепричастие.
-О ком в этом предложении идет речь? О матери, которая провожает сыновей в Запорожскую сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидеть больше детей…
Деепричастие делает нашу речь богач! Давайте выпишем деепричастия вместе с глаголом, так как глагол обозначает основное действие, а деепричастие - добавочное.
Мать не просто глядела на сыновей, глядела ,рыдая.
III. Морфологический разбор.
Рыдая - деепричастие, т. к. обозначает добавочное действие.
I. Глядела (как?), рыдая.
Н. ф.- рыдать.
II. Морфологические признаки: несов. вид, неизм. ф.
III. Глядела(как?)рыдая.
Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.
-Посмотрим на лексические значение:
Обозначает добавочное действие, значит все-таки ближе к глаголу
-А неопределенная форма? Признак глагола
_А вид? Признак глагола
_А где признак наречия? Неизменяемая форма, синтаксическая роль-обстоятельство.
-Значит деепричастие-дитя глагола и наречия! Теорию повторили ,переходим к практике.
IV. Работа с учебником.
Повторите в учебнике правило о правописании глагольного суффикса в деепричастии.
-Как образуются деепричастия несовершенного вида? От основы глагола настоящего времени несов. Вида при помощи суффиксов –а, (-я).
-Привести пример. Глядя, крича.
-Эти деепричастия не вызывают у нас опасений в отличие от деепричастий совершенного вида. Здесь вызывает трудность глагольный суффикс.
-Как образуются деепричастия сов. Вида? От основы глаголов неопред. формы совершенного вида при помощи суффиксов –в,-ши,-а,-(-я).
Суффикс – в ши больше употребляется в разговорной речи.
-Запишем глаголы в неопр. форме в столбик и выделим у них глагольный суффикс:
Увидеть - увидев - увидевший
Заклеить - заклеив - заклеивший
Засеять – засеяв - засеявший
Прочитать - прочитав - прочитавший
-Итак, мы с вами взяли разные глагольные суффиксы. А чтобы образовать деепричастия совершенного вида, какой суффикс надо прибавить к основе глагола?
Добавляем - в, записываем деепричастие
Вывод: Глагольный суффикс сохраняется и в деепричастии.
-А если мы образуем действительное причастие прошедшего времени? Глагольный суффикс сохраняется и в причастии!
V. Работа с таблицей
Не пишется раздельно:
1.Если есть зависимое слово.
2.Если есть противопоставление с союзом – а;
3.С кратким причастием
Не пишется слитно 6
1.Слово не употребляется без - не («ненавидевший»)
VI. объяснительный диктант
Запишите слова и объясните их написание :
VI. Выборочное списывание
Выписать причастия с определяемыми словами и объяснить их правописание с – не.
1.В магазине продавали (не) распустившиеся, а зацветшие розы.
2.Отчего температура (не) записана?
3.По степи (не) успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый вечер.
4.Мы увидели еще (не) скошенные луга.
VIII. Построение схем предложений
IX. Конструирование слов.
Задание: составить слово из таких морфем:
От слова премудрый взять приставку;
От слова описать - приставку;
От слова долина-корень;
От сова летать - суффикс;
От слова отдавать – суффикс;
От слова таять – глагольный суффикс.
-Какое слово получилось?
Пре - о- до- ле - ва- я. -Преодолевая.
Теперь конструируем деепричастный оборот. Что можно преодолевать?
Трудности, лень, препятствия.
X. Синтаксический разбор.
Спортсмен, преодолевая препятствия, приближался к финишу.
Повест, невоск, простое, двусост, распрост, (осложнено распросстр. Обстоят, выраж. деепричастием)
XI. Проверка домашнего задания
XII. Проверочный диктант
1 вариант.
Записать предложения с деепричастными оборотами
2 вариант. Записать предложения с деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями.
Контрольный листок учителя:
I вариант - 2,3,4,7,8.
II вариант - 1,5,6,9,10.
Взаимопроверка. Ключ с ответами поместить на доске.
Оценивание учащихся…
Подведение итогов урока.
XIII. Домашнее задание.
Упражнение 194
Деепричастие
- galiabanu
- 7 қазан 2012
- 3181
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Деепричастие, русский язык
Ұқсас жаңалықтар:
Спряжение глагола
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке 1. Должны знать определение глагола; 2. Должны уметь выделять глагол из других частей речи,...Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Тема урока: «Образование слов с помощью приставок и суффиксов» Цели урока: а) показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью...Деепричастие как особая форма глагола
ЗКО г. Уральск, СОШ №14 учитель русского языка и литературы Чигирева Алтын Жигировна...Состав слова. Окончание
Ақтөбе облысы, Ойыл ауданы Сапақкөл орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті мұғалімі Бюрина Гулдарайым Жаныбековна...Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.
Баймуканова Сауле Ширахановна учитель русского языка и литературы г. Жезказган сш № 10 Тема урока. Обособление обстоятельств, выраженных...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.