Сайтқа кіру Тіркелу

Типы сказуемого

Баймуканова Сауле Ширахановна
учитель русского языка и литературы
г. Жезказган сш № 10

Тема урока. Типы сказуемого.

Цели урока.
Образовательные: дать понятия о типах сказуемого (простом глагольном, составном глагольном и
составном именном сказуемом).
Развивающие: развивать навыки монологического высказывания, речь, память, логическое мышление, орфографическую зоркость, пунктуационную грамотность.
Воспитательные: прививать интерес к предмету, ответственность за своё образование.

Оборудование: запись на доске, схемы, таблицы.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Методы: слово учителя, аналитическая беседа, стратегии «Кластер», «Жигсо», «Диаграмма Венна»,
«Двухчастный дневник», «Письмо от имени…».
Технология: Критическое мышление через Чтение и Письмо.
План и ход урока.
I Организационный момент.

II Первый этап урока – «Эвакейшин» (этап вызова мотивации, актуализации известных знаний).
Инструктаж. В течение одной минуты собрать ассоциации к слову «Синтаксис».
1.Беседа.
- С каким разделом науки о языке связаны последние темы урока?
- Что такое синтаксис?
- Назовите основные единицы синтаксиса.
- Что такое словосочетание?
- Какие типы подчинительной связи вы знаете?
- Что такое согласование, управление, примыкание?
- Что такое предложение?
- Какими бывают предложения по структуре?
- Что такое простое предложение?
- Что такое подлежащее, сказуемое?

III Второй этап урока – «Реализейшин» (этап усвоения основного материала урока).
1. Инструктаж. Класс поделён на три творческие группы на счёт 1, 2, 3. Ученики под № 1 изучают материал на тему «Простое глагольное сказуемое», под № 2 – тему «Составное глагольное сказуемое», ученики под № 3– «Составное именное сказуемое».
В новых группах ребята работают вначале индивидуально, а затем коллективно.
Коллективная работа заключается в том, что они озвучивают материал для запоминания и в тот момент несут ответственность за изучаемые теоретические
сведения, с которыми они поделятся с ребятами в своих группах.
2. Презентация работ творческих групп.

IV Третий этап урока «Рефлексия » (этап ожидаемого результата).
1. Ребята в группах индивидуально и коллективно работают по стратегии «Двухчастный дневник»
Что я знал о сказуемом до урока.
Что нового я узнал на уроке.
и по стратегии «Диаграмма Венна» (сравнить подлежащее со сказуемым)
V Домашнее задание: поработать по стратегии «Письмо от имени…».

Простое глагольное сказуемое.
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения: Лодка умчалась разливом. Если бы я увидел хоть единственный огонёк. Едемте, мой друг!
Простое глагольное сказуемое также может быть выражено:
• глаголом в форме сложного будущего времени: Я буду писать тебе часто.
• глаголом быть со значением наличия, существования: На улице был дождь. У него есть всё, что необходимо для охоты.
• фразеологизмами, в составе которых есть спрягаемая форма глагола: Природа так явно бросалась в глаза человеку.
• междометной формой глагола: А он прыг в воду и поплыл.
Составное глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей: вспомогательного глагола и неопределённой формы глагола (инфинитива).
Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключается в инфинитиве.
Вспомогательная часть выражает грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число, а в форме прошедшего времени – род ) и дополнительные лексические значения: начало, продолжение и конец действия – стал писать, продолжал петь, перестал смеяться, кончил есть и т.д.; желательность, возможность, необходимость действия – хотел помочь, мог успеть, надеется сделать и т.д.; эмоциональная оценка действия – любить читать, нравится путешествовать и т.д.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может также включать:
- краткие прилагательные и фразеологические сочетания: рад, должен, готов, иметь желание, сделать усилие, дать согласие: Он рад увидеть меня. От всей души моей даю вам моё согласие.
- слова категории состояния: можно, нужно, надо, необходимо, нельзя, весело, приятно, горько, противно и др.: Умом он знал, что ему нужно идти домой

Составное именное сказуемое.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части, которая может быть выражена:
• именем существительным: Вся жизнь есть мысль и труд.
• именем прилагательным: Утро было пасмурно. Сын стал взрослым.
• именем числительным: Три да два будет пять.
• причастием: Весь Крым был выметен зимними ветрами.
• местоимением: Он везде был своим.

Цельным словосочетанием и фразеологизмом: Он был мастер на все руки.
Глагольная связка может быть опущена: Я рад. Я был рад. Я буду рад. Утро свежее, но прекрасное.
Обратите внимание!
Именная часть выражает основное лексическое значение; вспомогательная часть выражает грамматическое значение времени, наклонения и добавочные лексические значения.
Вспомогательная часть выражается:

- глаголом-связкой быть: Дверь в комнату Ольги была затворена.
- нулевой связкой (глагол-связка быть в настоящем времени обычно отсутствует), например: День светлый, солнечный, но: День был светлый, солнечный (глагол-связка необходим как показатель прошедшего времени);
- глаголами-связками стать, становиться, делаться, сделаться, явиться, являться, считаться, получиться, казаться, называться, представляться представлять собой и др., которые вносят добавочное лексическое значение: Вечерний воздух стал тонок и прозрачен. Горы получились замечательными. День выдался хорошим.

Подсказка!
В составном именном сказуемом при глаголе быть, стоящем в прошедшем или будущем времени, чаще употребляется творительный падеж; именительный падеж характеризует постоянный признак:
Он был добрым малым. Он был добрый малый.
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Виды сказуемых

Виды сказуемых

Солтүстік Қазақстан облысы, Шал ақын ауданы Социал негізгі мектебінің Орыс тілі және әдебиет мұғалімі: Аубакирова Жанажан Нұржанқызы...
Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола

Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола

Тема урока: «Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола» Цель урока научить учащихся различать сказуемое, выраженное разными...
Основные виды односоставных предложений

Основные виды односоставных предложений

Западно - Казахстанская область, Акжаикский район, п.Тайпак, СОШ имени К.Байсыкова учительница русского языка и литературы Смирнова Раиса Витальевна...
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.

Баймуканова Сауле Ширахановна учитель русского языка и литературы г. Жезказган сш № 10 Тема урока. Обособление обстоятельств, выраженных...
Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных

Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных

Баймуканова Сауле Ширахановна учитель русского языка и литературы г. Жезказган сш № 10 Тема урока. Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных....
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×