Баймуканова Сауле Ширахановна
учитель русского языка и литературы
г. Жезказган сш № 10
Тема урока. Типы сказуемого.
Цели урока.
Образовательные: дать понятия о типах сказуемого (простом глагольном, составном глагольном и
составном именном сказуемом).
Развивающие: развивать навыки монологического высказывания, речь, память, логическое мышление, орфографическую зоркость, пунктуационную грамотность.
Воспитательные: прививать интерес к предмету, ответственность за своё образование.
Оборудование: запись на доске, схемы, таблицы.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Методы: слово учителя, аналитическая беседа, стратегии «Кластер», «Жигсо», «Диаграмма Венна»,
«Двухчастный дневник», «Письмо от имени…».
Технология: Критическое мышление через Чтение и Письмо.
План и ход урока.
I Организационный момент.
II Первый этап урока – «Эвакейшин» (этап вызова мотивации, актуализации известных знаний).
Инструктаж. В течение одной минуты собрать ассоциации к слову «Синтаксис».
1.Беседа.
- С каким разделом науки о языке связаны последние темы урока?
- Что такое синтаксис?
- Назовите основные единицы синтаксиса.
- Что такое словосочетание?
- Какие типы подчинительной связи вы знаете?
- Что такое согласование, управление, примыкание?
- Что такое предложение?
- Какими бывают предложения по структуре?
- Что такое простое предложение?
- Что такое подлежащее, сказуемое?
III Второй этап урока – «Реализейшин» (этап усвоения основного материала урока).
1. Инструктаж. Класс поделён на три творческие группы на счёт 1, 2, 3. Ученики под № 1 изучают материал на тему «Простое глагольное сказуемое», под № 2 – тему «Составное глагольное сказуемое», ученики под № 3– «Составное именное сказуемое».
В новых группах ребята работают вначале индивидуально, а затем коллективно.
Коллективная работа заключается в том, что они озвучивают материал для запоминания и в тот момент несут ответственность за изучаемые теоретические
сведения, с которыми они поделятся с ребятами в своих группах.
2. Презентация работ творческих групп.
IV Третий этап урока «Рефлексия » (этап ожидаемого результата).
1. Ребята в группах индивидуально и коллективно работают по стратегии «Двухчастный дневник»
Что я знал о сказуемом до урока.
Что нового я узнал на уроке.
и по стратегии «Диаграмма Венна» (сравнить подлежащее со сказуемым)
V Домашнее задание: поработать по стратегии «Письмо от имени…».
Простое глагольное сказуемое.
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения: Лодка умчалась разливом. Если бы я увидел хоть единственный огонёк. Едемте, мой друг!
Простое глагольное сказуемое также может быть выражено:
• глаголом в форме сложного будущего времени: Я буду писать тебе часто.
• глаголом быть со значением наличия, существования: На улице был дождь. У него есть всё, что необходимо для охоты.
• фразеологизмами, в составе которых есть спрягаемая форма глагола: Природа так явно бросалась в глаза человеку.
• междометной формой глагола: А он прыг в воду и поплыл.
Составное глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей: вспомогательного глагола и неопределённой формы глагола (инфинитива).
Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключается в инфинитиве.
Вспомогательная часть выражает грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число, а в форме прошедшего времени – род ) и дополнительные лексические значения: начало, продолжение и конец действия – стал писать, продолжал петь, перестал смеяться, кончил есть и т.д.; желательность, возможность, необходимость действия – хотел помочь, мог успеть, надеется сделать и т.д.; эмоциональная оценка действия – любить читать, нравится путешествовать и т.д.
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может также включать:
- краткие прилагательные и фразеологические сочетания: рад, должен, готов, иметь желание, сделать усилие, дать согласие: Он рад увидеть меня. От всей души моей даю вам моё согласие.
- слова категории состояния: можно, нужно, надо, необходимо, нельзя, весело, приятно, горько, противно и др.: Умом он знал, что ему нужно идти домой
Составное именное сказуемое.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части, которая может быть выражена:
• именем существительным: Вся жизнь есть мысль и труд.
• именем прилагательным: Утро было пасмурно. Сын стал взрослым.
• именем числительным: Три да два будет пять.
• причастием: Весь Крым был выметен зимними ветрами.
• местоимением: Он везде был своим.
Цельным словосочетанием и фразеологизмом: Он был мастер на все руки.
Глагольная связка может быть опущена: Я рад. Я был рад. Я буду рад. Утро свежее, но прекрасное.
Обратите внимание!
Именная часть выражает основное лексическое значение; вспомогательная часть выражает грамматическое значение времени, наклонения и добавочные лексические значения.
Вспомогательная часть выражается:
- глаголом-связкой быть: Дверь в комнату Ольги была затворена.
- нулевой связкой (глагол-связка быть в настоящем времени обычно отсутствует), например: День светлый, солнечный, но: День был светлый, солнечный (глагол-связка необходим как показатель прошедшего времени);
- глаголами-связками стать, становиться, делаться, сделаться, явиться, являться, считаться, получиться, казаться, называться, представляться представлять собой и др., которые вносят добавочное лексическое значение: Вечерний воздух стал тонок и прозрачен. Горы получились замечательными. День выдался хорошим.
Подсказка!
В составном именном сказуемом при глаголе быть, стоящем в прошедшем или будущем времени, чаще употребляется творительный падеж; именительный падеж характеризует постоянный признак:
Он был добрым малым. Он был добрый малый.
Типы сказуемого
- Cәуле62
- 7 тамыз 2012
- 4349
- 0
- 0
Ілмек сөздер: орыс тілі, типы сказуемого
Ұқсас жаңалықтар:
Виды сказуемых
Солтүстік Қазақстан облысы, Шал ақын ауданы Социал негізгі мектебінің Орыс тілі және әдебиет мұғалімі: Аубакирова Жанажан Нұржанқызы...Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола
Тема урока: «Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола» Цель урока научить учащихся различать сказуемое, выраженное разными...Основные виды односоставных предложений
Западно - Казахстанская область, Акжаикский район, п.Тайпак, СОШ имени К.Байсыкова учительница русского языка и литературы Смирнова Раиса Витальевна...Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.
Баймуканова Сауле Ширахановна учитель русского языка и литературы г. Жезказган сш № 10 Тема урока. Обособление обстоятельств, выраженных...Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных
Баймуканова Сауле Ширахановна учитель русского языка и литературы г. Жезказган сш № 10 Тема урока. Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных....Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.