Баймуканова Сауле Ширахановна
учитель русского языка и литературы
г. Жезказган сш № 10
Тема урока. Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных.
Цели урока.
Образовательные: систематизировать знания учащихся по разделу морфология; углубить знания о морфологических признаках прилагательного – разряде.
Развивающие: развивать аналитическое мышление, навыки монологического высказывания, речь, память.
Воспитательные: в ходе урока формировать устойчивый интерес к русскому языку.
Задачи: 1. Повторить известные знания о прилагательном как части речи.
2. Закрепить навыки определения разрядов прилагательных.
3. Развивать творческую активность учащихся.
4. Научиться использовать в своей работе стратегию «Двухчастный дневник».
Методы: стратегии «Ассоциации», «Кластер», «Двухчастный дневник».
Тип урока: урок-повторение
Наглядность: схема.
Технология: «Критическое мышление через Чтение и Письмо».
Ход урока.
I Организационный момент.
II Эвакейшин (этап вызова мотивации).
Инструктаж: 1)в течение 1 минуты собрать ассоциации к слову «прилагательное».
2) индивидуальная творческая работа
Инструктаж: класс поделён на творческие группы.
Задания:
1 группа: Написать сказку о городе, в котором живут прилагательные.
2 группа: Составить словесный портрет прилагательного.
3 группа: Написать рассказ о дружбе прилагательного и существительного.
4 группа: «Что случится, если пропадёт прилагательное?»
5 группа: Рассказ - повествование «День рождение прилагательного»
6 группа: «Реклама прилагательного».
Презентация творческих работ групп.
III Реализейшин (Этап реализации темы урока.)
1. Работа в парах.
Задание: читать и составлять вопросы по теоретическим сведениям.
IV Рефлексия.
1. Работа в группах: выписать из упр. качественные, относительные и притяжательные
прилагательные.
2. Индивидуальная работа: составить 3 предложения с разными разрядами прил-х.
3. Заполнить таблицу «Двухчастный дневник».
Что я знал о прилагательном. Что нового узнал о прилагательном
на уроке.
V Домашнее задание: сочинить пятистишие на тему «Осень», «Зима».
* Качественные имена прилагательные обозначают различные качества предмета: красивый;
* служат средством выражения образно-эмоциональных оценок: замечательный
(день);
* обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени:
красивый – красивее.
Качественные прилагательные называют качества предмета:
- его величину, и форму: большой, ровный;
- цвет: синий, фиолетовый, красный;
- возраст: старый, молодой;
- вес: тяжёлый, лёгкий;
- свойства и состояние человека и животного: добрый, злой, умный, глупый, отважный, отважный, трусливый, сильный, слабый, грубый, деликатный, весёлый, печальный, спокойный, раздражительный.
Качественные имена прилагательные имеют две формы – полную и краткую:
алёкий (путь) – (путь) далёк, умная (девушка) – (девушка) умна.
Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам (красен, красна, красно, красны) и выполняют роль сказуемого.
К качественным прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы: маленький,небольшой (синоним) – большой (антоним).
Если от данного прилагательного можно образовать краткую форму, значит – это качественное прилагательное: (какой?) тонкий – (каков) тонок; (какая?) сладкая – (какова)сладка.
Наиболее продуктивным при образовании качественных прилагательных является суффиксальный способ образования. При помощи суффиксов качественные прилагат. образуются от существительных и глаголов.
Наиболее употребительными при образовании качественных прилагательных являются суффиксы -н, -к, -ив, -лив, -чив-: умный , жаркий, правдивый, молчаливый.
Качественные прилагательные образуются также с помощью приставок. Наиболее употребительные приставки при образовании качественных прилагательных – пре-, без-,
не-: премудрый, безвредный, небольшой.
Качественные прилагательные могут быть образованы путём сложения основ:
трудоёмкий, добрососедский.
Относительные прилагательные обозначают:
* признак по отношению к материалу, из которого сделан предмет (железная крыша,
кирпичное здание);
* признак по отношению к месту предмета (береговой лес, городские улицы);
* признак по отношению ко времени его существования (утренняя заря, осенняя погода);
* признак по назначению предмета (столовая посуда, баскетбольное поле).
Относительные прилагательные имеют только полную форму: железный, стальной, деревянный, оловянный, стеклянный.
Определить относительное прилагательное можно, заменив его словосочетанием или
определительной конструкцией: 1) вчерашняя газета – газета, которая вышла вчера;
2) стеклянная посуда – посуда из стекла; 3) зимний спорт – спорт зимой.
Лингвистическое наблюдение.
Задание: сравните два ряда прилагательных; какие прилагательные имеют переносное значение, а какие – прямое? Подумайте, какие признаки оказались общими для прилагательных? Сделайте вывод об их стилистической роли.
Относительные прилагательные:
Золотые серёжки
железные ворота
шёлковая кофта
стальные рельсы
Качественные прилагательные:
золотые руки
железный характер
шёлковые волосы
стальные нервы
Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежностичеловеку, животному. Например, (чей?) мамин платок, (чья?) лисья нора, (чьё?) волчье логово. Наравне с относительными они не имеют грамматических особенностей качественных прилагательных (степеней сравнения, форм оценки, двояких форм – полных и кратких).
Притяжательные прилагательные неоднородны. Наиболее типичными среди них являются прилагательные с суффиксами -ов и –ин и с краткими окончаниями, выражающие принадлежность одному лицу: отцовы сапоги, дядина лопата. В связи с этим, во-первых, никогда не переходят в качественные, во-вторых, вытесняются родительным падежом существительного, который выражает отношение в чистом виде (сапоги отца).
Прилагательные с суффиксом -ск- образуются от фамилий и названий населённых пунктов:
чехов-ск-ий, пушкинский, репинский, куйбышевский, саратовский. Они обычно обозначают принадлежность одному лицу или городу. То же значение имеют варианты суффиксов -ск-
– -ов-ск-: толсто-овск-ий, горьк-овск-ий; чит-инск-ий.
Все притяжательные прилагательные с полным окончанием, подобно относительным в целом, развивают качественные оттенки и переходят в качественные: орлиная зоркость
(такая, как у орла), петушиный характер (задорный), журавлиные ноги (длинные), рыбий темперамент (хладнокровный), лисья улыбка (хитрая), репинские мазки (размашистые как у Репина), пушкинская простата (совершенная, как у тПушкина), гоголевский смех (подобный юмору Гоголя).
В отличии от притяжательных первой группы (на - ов, -ин) рассмотренные прилагательные иногда называют относительно-притяжательными.
Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных
- Cәуле62
- 7 тамыз 2012
- 7837
- 0
- 0
Ілмек сөздер: орыс тілі, имя прилагательное, разряды имён прилагательных
Ұқсас жаңалықтар:
Итоговый тест по русскому языку в 10 классе казахской школы на тему "Имя п ...
Тест предназначен для проверки знаний учащихся 10 класса по теме «Имя прилагательное». Итоговый тест по теме «Имя прилагательное». 10 класс казахской...Имя прилагательное "Самый"
Цель урока: углубить знания об имени прилагательном как части речи, обобщенном лексическом значении прилагательных, изменении их по родам, числам,...Склонение имен прилагательных
Западно - Казахстанская область, Бокейординский район, СОШ имени А. Кусайнова Учитель русского языка и литературы Сапарова Гульмира Мынайдаровна...Причастие
Оңтүстік Қазақстан облысы, Шымкент қаласы, №25 Т. Рысқұлов атындағы мектеп - гимназиясы орыс тілі пәні мұғалімі Билибаева Фарида Талиповна...Имя прилагательное
Мангистауская область, Тупкараганский район, село Сайын Шапагатов Общеобразовательная школа-лицей №1 Учитель русского языка и литературы Кумекова...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.