Сайтқа кіру Тіркелу

Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных

Баймуканова Сауле Ширахановна
учитель русского языка и литературы
г. Жезказган сш № 10

Тема урока. Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных.
Цели урока.
Образовательные: систематизировать знания учащихся по разделу морфология; углубить знания о морфологических признаках прилагательного – разряде.
Развивающие: развивать аналитическое мышление, навыки монологического высказывания, речь, память.
Воспитательные: в ходе урока формировать устойчивый интерес к русскому языку.
Задачи: 1. Повторить известные знания о прилагательном как части речи.
2. Закрепить навыки определения разрядов прилагательных.
3. Развивать творческую активность учащихся.
4. Научиться использовать в своей работе стратегию «Двухчастный дневник».

Методы: стратегии «Ассоциации», «Кластер», «Двухчастный дневник».
Тип урока: урок-повторение
Наглядность: схема.
Технология: «Критическое мышление через Чтение и Письмо».
Ход урока.
I Организационный момент.
II Эвакейшин (этап вызова мотивации).
Инструктаж: 1)в течение 1 минуты собрать ассоциации к слову «прилагательное».
2) индивидуальная творческая работа
Инструктаж: класс поделён на творческие группы.
Задания:
1 группа: Написать сказку о городе, в котором живут прилагательные.
2 группа: Составить словесный портрет прилагательного.
3 группа: Написать рассказ о дружбе прилагательного и существительного.
4 группа: «Что случится, если пропадёт прилагательное?»
5 группа: Рассказ - повествование «День рождение прилагательного»
6 группа: «Реклама прилагательного».
Презентация творческих работ групп.
III Реализейшин (Этап реализации темы урока.)
1. Работа в парах.
Задание: читать и составлять вопросы по теоретическим сведениям.
IV Рефлексия.
1. Работа в группах: выписать из упр. качественные, относительные и притяжательные
прилагательные.
2. Индивидуальная работа: составить 3 предложения с разными разрядами прил-х.
3. Заполнить таблицу «Двухчастный дневник».
Что я знал о прилагательном. Что нового узнал о прилагательном
на уроке.

V Домашнее задание: сочинить пятистишие на тему «Осень», «Зима».

* Качественные имена прилагательные обозначают различные качества предмета: красивый;
* служат средством выражения образно-эмоциональных оценок: замечательный
(день);
* обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени:
красивый – красивее.
Качественные прилагательные называют качества предмета:
- его величину, и форму: большой, ровный;
- цвет: синий, фиолетовый, красный;
- возраст: старый, молодой;
- вес: тяжёлый, лёгкий;
- свойства и состояние человека и животного: добрый, злой, умный, глупый, отважный, отважный, трусливый, сильный, слабый, грубый, деликатный, весёлый, печальный, спокойный, раздражительный.

Качественные имена прилагательные имеют две формы – полную и краткую:
алёкий (путь) – (путь) далёк, умная (девушка) – (девушка) умна.
Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам (красен, красна, красно, красны) и выполняют роль сказуемого.

К качественным прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы: маленький,небольшой (синоним) – большой (антоним).

Если от данного прилагательного можно образовать краткую форму, значит – это качественное прилагательное: (какой?) тонкий – (каков) тонок; (какая?) сладкая – (какова)сладка.

Наиболее продуктивным при образовании качественных прилагательных является суффиксальный способ образования. При помощи суффиксов качественные прилагат. образуются от существительных и глаголов.
Наиболее употребительными при образовании качественных прилагательных являются суффиксы -н, -к, -ив, -лив, -чив-: умный , жаркий, правдивый, молчаливый.
Качественные прилагательные образуются также с помощью приставок. Наиболее употребительные приставки при образовании качественных прилагательных – пре-, без-,
не-: премудрый, безвредный, небольшой.
Качественные прилагательные могут быть образованы путём сложения основ:
трудоёмкий, добрососедский.

Относительные прилагательные обозначают:

* признак по отношению к материалу, из которого сделан предмет (железная крыша,
кирпичное здание);
* признак по отношению к месту предмета (береговой лес, городские улицы);
* признак по отношению ко времени его существования (утренняя заря, осенняя погода);
* признак по назначению предмета (столовая посуда, баскетбольное поле).

Относительные прилагательные имеют только полную форму: железный, стальной, деревянный, оловянный, стеклянный.
Определить относительное прилагательное можно, заменив его словосочетанием или
определительной конструкцией: 1) вчерашняя газета – газета, которая вышла вчера;
2) стеклянная посуда – посуда из стекла; 3) зимний спорт – спорт зимой.

Лингвистическое наблюдение.
Задание: сравните два ряда прилагательных; какие прилагательные имеют переносное значение, а какие – прямое? Подумайте, какие признаки оказались общими для прилагательных? Сделайте вывод об их стилистической роли.

Относительные прилагательные:
Золотые серёжки
железные ворота
шёлковая кофта
стальные рельсы

Качественные прилагательные:
золотые руки
железный характер
шёлковые волосы
стальные нервы

Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежностичеловеку, животному. Например, (чей?) мамин платок, (чья?) лисья нора, (чьё?) волчье логово. Наравне с относительными они не имеют грамматических особенностей качественных прилагательных (степеней сравнения, форм оценки, двояких форм – полных и кратких).

Притяжательные прилагательные неоднородны. Наиболее типичными среди них являются прилагательные с суффиксами -ов и –ин и с краткими окончаниями, выражающие принадлежность одному лицу: отцовы сапоги, дядина лопата. В связи с этим, во-первых, никогда не переходят в качественные, во-вторых, вытесняются родительным падежом существительного, который выражает отношение в чистом виде (сапоги отца).

Прилагательные с суффиксом -ск- образуются от фамилий и названий населённых пунктов:
чехов-ск-ий, пушкинский, репинский, куйбышевский, саратовский. Они обычно обозначают принадлежность одному лицу или городу. То же значение имеют варианты суффиксов -ск-
– -ов-ск-: толсто-овск-ий, горьк-овск-ий; чит-инск-ий.

Все притяжательные прилагательные с полным окончанием, подобно относительным в целом, развивают качественные оттенки и переходят в качественные: орлиная зоркость
(такая, как у орла), петушиный характер (задорный), журавлиные ноги (длинные), рыбий темперамент (хладнокровный), лисья улыбка (хитрая), репинские мазки (размашистые как у Репина), пушкинская простата (совершенная, как у тПушкина), гоголевский смех (подобный юмору Гоголя).
В отличии от притяжательных первой группы (на - ов, -ин) рассмотренные прилагательные иногда называют относительно-притяжательными.
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Итоговый тест по русскому языку в 10 классе казахской школы на тему

Итоговый тест по русскому языку в 10 классе казахской школы на тему "Имя п ...

Тест предназначен для проверки знаний учащихся 10 класса по теме «Имя прилагательное». Итоговый тест по теме «Имя прилагательное». 10 класс казахской...
Имя прилагательное

Имя прилагательное "Самый"

Цель урока: углубить знания об имени прилагательном как части речи, обобщенном лексическом значении прилагательных, изменении их по родам, числам,...
Склонение имен прилагательных

Склонение имен прилагательных

Западно - Казахстанская область, Бокейординский район, СОШ имени А. Кусайнова Учитель русского языка и литературы Сапарова Гульмира Мынайдаровна...
Причастие

Причастие

Оңтүстік Қазақстан облысы, Шымкент қаласы, №25 Т. Рысқұлов атындағы мектеп - гимназиясы орыс тілі пәні мұғалімі Билибаева Фарида Талиповна...
Имя прилагательное

Имя прилагательное

Мангистауская область, Тупкараганский район, село Сайын Шапагатов Общеобразовательная школа-лицей №1 Учитель русского языка и литературы Кумекова...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×